А можно потрогать?

Вашему чаду уже исполнился годик, и он все чаще ощупывает окружающие его предметы, осторожно трогает их пальчиками и ладошками. Почему всем модным машинкам, нарядным куклам, замысловатым конструкторам и ярким паззлам малыш предпочитает песочницу и совочек с ведром? Как быть, если ваш кроха упорно не желает пользоваться кисточками, а перемешивает краски пальчиками? Не страшно! Это и есть тактильное счастье.

Еще недавно он лежал, завернутый в пеленки... И вот уже с веселым хихиканьем гоняется на четвереньках за собакой. Наступает новый этап в его жизни.

В возрасте одного года малыш уже, как правило, далеко продвинулся в своем психомоторном развитии: устойчиво сидит, ползает на четвереньках и даже начинает ходить. Теперь пришло время развития мелкой моторики. Не удивляйтесь, если ваш кроха часами бьет ладонями по воде, перебирает мелкие камушки, мнет пальцами глину или пластилин. Не говоря уже о том, что так приятно покопаться в картофельном пюре!

ТЕОРИЯ МАТЕРИИ
Почему именно пластилин и пюре?

«Песок или пластилин – это так называемый «неструктурированный материал, т. е. материал, который можно изменять по своему желанию, – объясняет детский психолог Екатерина Винокурова. – У него нет четких границ, как у конструктора, он может принимать любую форму. Если детали конструктора ребенок держит и перемещает в пространстве, соединяет, то, работая с пластилином, он создает, меняет сам материал».

Специально для творческих порывов ваших малышей сегодня можно обзавестись детскими столиками и стульями из некрашеного дерева. В канцелярском магазине находим безопасные краски и вместе с юным художником разрисовываем детскую мебель в понравившийся цвет. Кстати, отпечатки детских ладошек и пяточек отлично смотрятся на сиденье стула или поверхности стола. И на память останется.

Это нам, взрослым, кажется, что эти занятия скучны и однообразны, пачкают одежду и мебель. Но для малышей такие игры не только интересны, но и важны для психомоторного развития. Мелкая моторика – это все те точные действия, которые ребенок учится делать пальчиками и благодаря которым со временем овладеет умением держать ложку, вилку или завязывать шнурки. Изучать мир на ощупь – это так естественно для ребенка.

«Малыши начинают «пробовать» окружающий мир еще в материнской утробе, – рассказывает психолог, сотрудник Центра на Волхонке Владислав Можайский. – После рождения в процессе своего развития дети продолжают это делать все более осознанно. Благодаря этому развиваются психофизические адаптивные механизмы. Простейшим примером действия такого механизма является, например, игра ребенка с обычным резиновым мячиком. Сначала малыш сжимает игрушку ручками, пробует ее на ощупь, подбрасывает. Потом ударяет о пол, замечая, что, чем сильнее он стукнет мячом, тем выше он подпрыгнет. Ребенок катает мячик, наблюдает, как он отталкивается от предметов (от ножки стола, например) и таким образом учится обращаться с ним».

Посмотрите, как ребенок рассматривает свои ладошки, пальчики, дотрагивается до карандашей, рассыпанных по столу, хватает ручками мелкие пуговички на мамином халате. Сейчас он начинает понимать, что на каждой руке у него по пять пальцев и каждый из них может двигаться как захочет.

Чтобы развивать пальчики, малышу нужны специальные тренажеры для тактильных упражнений. А это и есть песок, глина и вода. С ними так интересно возиться! По словам Екатерины Винокуровой, в играх с конструктором присутствует в основном лишь захват детали, а в играх с песком и пластилином очень много других движений – похлопывание, раскатывание, пересыпание, защипывание, приминание и стряхивание.

«Есть еще одна причина, по которой дети так любят игры с сыпучими, текучими и вязкими субстанциями. Игра для ребенка – это момент творчества, счастья, удивительной свободы, когда он чувствует себя и смелым исследователем, и удивленным экскурсантом по жизни, и вершителем судьбы, придавая игре собственные сюжеты, а пластилину и рисункам собственные формы и краски», – говорит Владимир Можайский.

Даже необходимые водные процедуры не должны прерывать процесс тактильного познания: пусть в ванной у малыша будут рыбки, уточки и цветочки из мягкой резины, которую так приятно мять.

Ребенок познает мир через новые ощущения. А потому не стоит мешать любознательному сыну возиться с глиной, а дочке – использовать собственные руки в качестве орудия для рисования.

ВМЕСТЕ ВЕСЕЛЕЙ

Мама тоже может принять участие в развитии моторики у ребенка. Если речь идет о совсем маленьких детях, то это прежде всего массаж пальчиков – всех вместе и каждого по отдельности, приятные для ребенка поглаживания и разминания кистей его рук, ладошек и пальчиков от кистей к кончикам пальцев. Можно делать массаж не только руками, но и с помощью специальных приспособлений, игрушек из дерева, глины, которые ребенку приятны и интересны. Тогда массаж превратится в интересную игру, разворачивающуюся на его теле – на руках, пальцах и ладонях.

НА ВЫДУМКУ ХИТРЫ

Детские тренажеры для развития мелкой моторики можно сделать и из подручных средств. В обычный тазик насыпаем песок (или наливаем воду). Все, засекайте время. Ребенок может часами пересыпать песчинки, переливать воду из одного стаканчика в другой и будет испытывать при этом неподдельное удовольствие и интерес. Тазик с водой при желании можно заменить коробкой с пластилином или глиной, которая продается в любом художественном магазине. Убедитесь только, что все это предназначено именно для детей и нетоксично. Малыша можно взять с собой на кухню и вместе замесить тесто для пирожков, например. Перемешивая в большой миске яйца, муку, молоко, сахар и какао, ребенок чувствует под своими ладонями самые разные текстуры. Такие игры особенно необходимы малышам с 1,5 до 2 лет, потому что в этом возрасте ребенку важен уже не только процесс, но и результат.

«Раз моторика мелкая, то и развивать ее надо на чем-то мелком, – считает Екатерина Винокурова. – Можно воспользоваться материалом, который предоставляет сама жизнь: играть с монетками, орешками, фасолью, пуговицами и другими небольшими предметами. Главное, следить, чтобы ребенок их не проглотил. Можно перекатывать их, класть в разные баночки и стаканчики, собирать с пола и приклеивать к бумаге. В общем, достаточно сесть с малышом на ковер, взять горсточку фасоли и бутылочку – и игра сама придумается».

ТЕПЕРЬ О СЕРЬЕЗНОМ

Современная медицина широко использует возможности тактильной терапии для лечения и развития маленьких пациентов. Водная и песочная терапии стали популярны и в нашей стране. Игры в песке обожают малыши всех возрастов. Что может быть приятней, чем копаться в горячем песочке или строить куличики, замки и автомобильные дороги из этой сыпучей субстанции? Это и учли специалисты игротерапии. Песочная терапия строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает определенный глубинный символ в нашем бессознательном. Даже взрослый человек, прикасаясь к песку, испытывает ощущения покоя и умиротворения. Положительно сказывается песочная терапия и на эмоциональном состоянии детей. Расставляя игрушки в песке, малыш исследует свои ощущения и чувства, прислушивается к своему организму. При этом специалисту, проводящему терапию, становятся видимыми многие скрытые проблемы. Вместе с этим благодаря песку «заземляются» и негативные эмоции человека.

интересное в сети