Дай ручку!

Человеческие руки – один из самых совершенных инструментов, созданных природой. Благодаря им ребенок получает информацию об окружающем мире и постепенно развивает интеллект. Умение мастерски управлять этим живым механизмом приходит постепенно.

Вам, возможно, доводилось видеть во время УЗИ, как будущий малыш цепляется ручкой за пуповину. В природе хватательный рефлекс — спасение для обезьян. C приближением опасности малыш повисает у мамы под животом, крепко уцепившись за шерсть всеми четырьмя «руками». У новорожденного человека этот безусловный рефлекс тоже очень силен. Если слегка коснуться его ладошки, он сильно сожмет. Но исправную работу рук обеспечивает весь организм, и в первую очередь его главный компьютер — мозг.

Все под контролем

По данным некоторых исследований, правое и левое полушария головного мозга, контролируя движения рук, дополняют друг друга. Правое позволяет малышу узнавать предметы при помощи осязания. Это же полушарие отвечает за ориентацию в пространстве: умение определять собственное положение по отношению к предметам, различать право и лево, осознавать, что находится впереди, а что − сзади.

Левое полушарие обеспечивает более тонкий процесс анализа и синтеза информации и отвечает за точность движений. Благодаря его работе человек осваивает мелкую моторику − способность поднять с пола иголку. Но, чтобы как следует натренировать руку, крохе необходимо одновременно контролировать свой мышечный тонус, а значит, постепенно учиться расслаблять кисть, локоть и плечо. Необходимо также считаться с развитием его двигательных способностей: начиная держать головку, ребенок пытается согласовывать движение рук с тем, что видит (это называется зрительно-моторной координацией). Затем малыш учится управлять движениями туловища. И только оказавшись в вертикальном положении, сможет совершенствовать свои хватательные способности.

Пальчиковые игры – великолепный способ развить мелкую моторику и одновременно развлечь малыша

При общении ребенок начинает использовать руки, чтобы дополнить пока несовершенную речь: он указывает на предмет, чтобы его получить и чтобы взрослые этот предмет назвали. В течение двух месяцев ребенок прикасается ко всему, чтобы собрать как можно больше разнообразных ощущений, которые сообщают ему о свойствах предметов. Так он узнает, что есть мягкие и твердые поверхности, что вода льется, а бумага рвется. Сортируя информацию, малыш, от природы наделенный памятью и способностью к логическому мышлению, строит и совершенствует схемы познания.

Этапы большого пути

Совершенствование хватательной функции рук происходит поэтапно, так же как умственное развитие. У новорожденных можно наблюдать лишь хватательный рефлекс. В конечностях мышечный тонус особенно высок, и у недавно родившихся детей кулачки крепко сжаты. В течение первых трех месяцев «хватательный рефлекс» ослабевает, и ладошки постепенно раскрываются.

Трехмесячный ребенок мало-помалу начинает согласовывать движения рук со взглядом. В один прекрасный момент ручки случайно оказываются в поле зрения малыша, и он фиксирует на них внимание. Постепенно он начинает подолгу задерживать на них взгляд. Это – первые шаги в развитии зрительно-моторной координации.

Между тремя и четырьмя месяцами малыш уже сознательно подносит ручки ко рту. Начиная с четвертого месяца он пытается взять предмет, который ему предлагают. И хотя зрительно-моторная координация еще слишком несовершенна, чтобы ребенок мог протянуть руку на определенное расстояние, в этом возрасте малыш может взять погремушку, если ее положить ему прямо в ручку. Пока неловко, развитие кистевого хватания находится еще в начальной стадии, и малыш зажимает предмет между ладонью и тремя последними пальцами.

В период между 6 и 9 месяцами ребенок учится сидеть. А значит, занимает наиболее удобную позицию, которая позволяет ему видеть желаемый предмет и тянуть к нему ручки уже сознательно и точно. Благодаря новоприобретенным подвижности и гибкости в плечах и локтях ему уже удается удерживать предмет между большим пальцем и мизинцем.

В 6–7 месяцев ребенок уже в состоянии переложить погремушку из одной руки в другую. А к восьми месяцам он получает удовольствие от шума игрушек, которые сам бросает. Отныне он может не только брать и крепко сжимать предмет, но и ослаблять ручку (а это сложнее!), чтобы кинуть игрушку.

В 9–10 месяцев малыш может держать предмет между большим и указательным пальцами. С этого момента начинает развиваться настоящая ловкость рук. Мелкая моторика малыша будет очень быстро прогрессировать, поскольку он сможет брать все более мелкие предметы все более точными жестами.

К году благодаря обильной практике кроха уверенно держит в руке любой предмет, может вытащить одну игрушку из другой, вставить обратно, сложить их стопкой, оттолкнуть, притянуть, потрясти, бросить, похлопать в ладоши... Он начинает вырабатывать cтратегию действий, чтобы, например, заставить что-то греметь.

Между 12 и 15 месяцами церебральные импульсы становятся более тонкими. Малыш достигает достаточной неврологической зрелости, что позволяет его ручкам действовать независимо друг от друга. Подобный механизм требует хорошей координации движений.

К 18 месяцам ребенок уже может сложить предметы в емкость, построить башню из трех кубиков, нарисовать каракули карандашом, переворачивать страницы в книге. Его пальцы начинают работать независимо друг от друга, а ручки уже настолько ловки, что он может есть и пить сам. В этом возрасте малыш даже может что-нибудь отвинтить или завинтить и уже правильно держит в руке карандаш.

От двух до трех лет малыш в состоянии самостоятельно надеть носочки, обуться, одеться и даже расстегнуть одежду. Ближе к детскому саду он выучится как следует держать ножницы: лист бумаги в одной руке, ножницы − в другой. Но координация движений будет совершенствоваться вплоть до школы.

Учимся каждый день

В первые месяцы подносите игрушку прямо к ладошке (до полного контакта). Положите игрушку подальше от ребенка, чтобы ему пришлось за ней тянуться. Если он не может ее достать, пододвиньте игрушку поближе, положите ее прямо перед ним. И так с обеих сторон, чтобы развивались обе руки.

Дайте малышу игрушку с привязанной к ней веревочкой, пусть он обнаружит, что, потянув за веревочку, можно притянуть игрушку к себе. Это уже выработка стратегии.

В первые месяцы подносите игрушку близко к лицу малыша. Пусть он следит взглядом за блестящим, звенящим или цветным предметом.

После 8 месяцев дайте ребенку бумагу и краски, пусть рисует на белом листе разноцветные линии. Играйте с песком (ведерко в одной руке, совок − в другой). Используйте емкости, которые можно заполнить и опорожнить (одной рукой удержать, другой что-то класть или вынимать).

Покрасьте каждый его пальчик в разный цвет, и пусть малыш попробует «перепутать» цвета, переплетая пальцы.

Нарисуйте на кончике каждого пальца фигурки и поиграйте с ним в «марионеток». Дайте малышу перевести стрелки на больших часах или набрать номер на телефонном диске.

Играйте в конструктор с крупными деталями.

интересное в сети