День строителя

Башни, вокзалы и целые города... Пожалуй, трудно найти более простой по форме и настолько богатый возможностями для игр и развития материал, как кубики. Строить, разрушать, восстанавливать – замечательная возможность владеть ситуацией и принимать решения. И море удовольствия для юного созидателя.

Еще дед его деда взгромождал друг на друга полновесные деревянные кубики, высунув кончик языка от усердия. В свою очередь трехлетний Егор без устали возится со своими кубиками всевозможных форм и оттенков. Он захвачен строительством, как все дети во все времена. Даже в эпоху хитроумных игрушек, нуждающихся в инструкции по применению, ничто не заменит эти хорошо знакомые кубики, с которыми так ловко и уверенно управляется маленький строитель. Конструктор универсален, он позволяет воплощать множество идей, подчиняясь желаниям и фантазиям ребенка. Самозабвенно возясь с кубиками, дети развивают ловкость и точность движений, постигают пространственные отношения, планируют и реализуют, проявляют упорство и целеустремленность. Игра с конструктором стимулирует воображение и, конечно, доставляет огромное удовольствие.

Выбор конструктора
  • Выбирайте конструктор, адаптированный к возрасту и физическим возможностям вашего ребенка. Для самых маленьких подберите конструктор с крупными деталями.
  • Отдайте предпочтение простым кубикам в комплекте с несколькими персонажами и съемными колесами для постройки машин. Конструкторы, к которым прилагается схема, не годятся для малышей, они слишком сложны и дают меньше простора для инициативы.
  • Начните игру вместе с ребенком: кладите кубики по очереди. Но не берите инициативу в свои руки, позвольте ребенку проявить себя. Позже, освоив основные принципы, он с удовольствием будет строить один.
  • Пополняйте коллекцию новыми элементами, чтобы обогатить возможности конструирования и разнообразить игру.
Первый опыт

Знакомство с конструктором нужно начать с нескольких кубиков, кирпичиков, кружков разного цвета. Сидя на полу, малыш берет фигурки одну за другой, словно взвешивая и измеряя их своими ручками. Затем он пытается соединять элементы, подбирая один под другой, находя устойчивые сочетания. Ведомый сенсорным удовольствием, получаемым от разнообразия форм и цветов, он усваивает игру на лету. Вначале он строит наугад, получая удовольствие от своих действий и новизны занятия. Но вскоре, осваиваясь с формами и объемами, начинает замечать, что конструкция, в которой маленький кубик находится сверху большого устойчивая, а если наоборот, то нет. Шаг за шагом его пространственное представление становится все более совершенным, и он приобретает силу и ловкость, необходимую для строительства из соединяющихся элементов конструкторов. Освоение более прочных и сложных конструкций – это своеобразный старт для нового сенсомоторного опыта. Подбирая друг к другу и соединяя детали, дети учатся мысленно манипулировать предметами, сличая их, оценивая их размер и форму. Развитие пространственного мышления очень важно для знакомства со своим телом: его схемой и положением в пространстве. Замечено, что многие мальчики отдают приоритет возведению высоких сооружений. Они обожают строить башни, в то время как девочки предпочитают строить устойчивые постройки, в ширину. Каждому полу присуща своя манера занимать место в пространстве.

Ломать и строить

Около двух лет ребенок обнаруживает в себе способность создавать свой собственный мир, в котором он имеет власть над всеми элементами. Созерцание собственных творений наполняет его гордостью и ликованием: ему удалось построить башню почти такой же высоты, как он сам. Он зовет родителей полюбоваться, выслушивает заслуженные похвалы, а затем азартно рушит свое творение. Игра в конструктор тем и замечательна, что позволяет ребенку управлять процессом и созидания, и разрушения.

Ломать, разбрасывать и вновь выстраивать очень важно для маленького ребенка, эта последовательность дает ему ощущение контроля и предсказуемости. Давая волю своим агрессивным импульсам, ребенок высвобождает жизненную энергию, необходимую для его роста и развития. В безопасном пространстве игры он познает опыт разрушения и его последствий, переживает связанные с этим чувства и справляется с ними, вновь начиная строительство. Эти эксперименты помогают ребенку обрести власть над своими страхами и в рамках игровой ситуации проявить свою естественную агрессивность.

Творцы Вселенной

К трем годам, когда возможности пространственного воображения расширяются, маленький строитель приступает к реализации проектов в трех измерениях. Он хочет построить дом с башенками, дорогу, бассейн. Но частенько обнаруживается, что результат далек от его представлений. Приходится признать, что существуют границы его возможностей, и обратиться за помощью к родителям. В процессе игры малыш не только дает волю своему воображению, но и открывает в себе такие качества, как внимательность, терпение и упорство. А необходимость принимать в расчет физические свойства элементов строительства может внести изменения в грандиозный план. Непростая, но захватывающая задача – найти баланс между мчащимися вскачь мечтами и реальностью.

Как? Вы не видите замок с башнями и зубчатой стеной? А ребенок, во власти своих мысленных образов, видит. Освоив техническую сторону строительства, он пускается в свободное плавание по волнам своего воображения. Кубики, солдатики, куклы, машинки перестраиваются и перемешиваются, воплощая в жизнь фантастические сюжеты. Ребенок строит пещеру для полярных медведей, дом для кукол, собирает войско, чтобы бороться с разбойниками. Позже он разделит игру в конструктор с друзьями. Они смогут делиться опытом, соперничать в сложности конструкций и совместно совершенствовать свои постройки.

Возраст архитектора
  • 12–14 месяцев. Малыш способен пользоваться своей рукой как щипцами, противопоставляя большой палец остальным. Его глазодвигательная координация развита настолько, что он может поставить один кубик на другой.
  • 18 месяцев. Движения становятся четче и сдержаннее. Он может выстроить четыре кубика в высоту.
  • 2 года. Группирует элементы разными способами. Он уже больше не довольствуется нагромождением одного кубика на другой, а способен выстроить в линию три или четыре, чтобы получился поезд. В этом возрасте можно предложить ему конструктор с крупными деталями.
  • 2,5 года. Способен выстроить высокую башню из 8 и более кубиков.
  • 3 года. Начинает разрабатывать свои собственные проекты. Пока это постройки – имитации того, что малыш видит вокруг.
  • 4 года. Отдает свои таланты строителя во власть воображения. Теперь он строит для того, чтобы обогатить мир игры.
  • 6 лет. Развивающееся абстрактное мышление дает ему возможность создавать более сложные и причудливые конструкции.
интересное в сети