Девочки и принцессы

Мир сказочных принцесс давно перешагнул из книг и мультфильмов в нашу повседневную жизнь. Он растиражирован в принтах детской одежды, постельного белья и даже в наборах косметики, превратившись в огромную, доходную индустрию. Как сделать так, чтобы белокурые красотки в блестящем и розовом не стали единственной ролевой моделью вашей маленькой дочки?

Шестилетняя Энни Уайт, живущая в Южной Дакоте, как и все ее подружки, обожает смотреть мультики про фей и принцесс и наряжается в ту же одежду, что и ее кумиры. Мама Энни, Пола, признается, что сначала они с мужем относились к тюлевым пышным юбкам, блестящим сумочкам и накрашенным ноготкам с умилением. Она вспоминает, как однажды, укладываясь спать, дочка решила продемонстрировать ей поцелуй, которым принцесса одарила возлюбленного принца. Пола признается, что это смутило ее, так как выглядело для маленькой девочки довольно откровенно. Позже они с мужем узнали, что такие же поцелуи в губы адресовались и мальчикам в детском саду. «Это событие впервые заставило нас серьезно задуматься о влиянии «невинных принцесс» и о том, что мы читаем и позволяем смотреть нашему ребенку», − говорит она.

Родиной индустрии Прекрасных Принцесс стали США, где производители первыми почувствовали огромный коммерческий потенциал волшебных образов. Здесь разрабатываются не только новые игрушки и костюмы, но появились даже салоны красоты, призванные сделать маленьких клиенток похожими на своих сказочных кумиров. Однако на месте Энни легко представить любую другую девочку, ведь «принцессомания» успешно распространилась по всему миру, не обойдя и нашу страну. Так что где бы мы ни жили, нам, родителям девочек, скорее всего придется с этим столкнуться. И выработать свою стратегию поведения.

Психологи считают, что новая культура сказочных красавиц, заставляющая ее маленьких адептов требовать все больше блестящих и розовых атрибутов, имеет откровенно негативное влияние. Значение которого мы еще не осознали до конца просто потому, что явление это довольно молодое. «Образ принцессы в стиле Барби, сформированный сегодня для детей массовой культурой, опасен тем, что девочки усваивают сомнительное послание: когда они вырастут, то непременно должны быть такими же худыми, обладать пышной грудью и губами, выйти замуж за принца, поселиться в замке и иметь слуг, − говорит психолог Ольга Кравская. – Это, с одной стороны, воспитывает ложное отношение к телу, опасное тем, что к подростковому возрасту может привести к нарушениям пищевого поведения, когда дети отказываются от еды в стремлении дотянуться до навязанных им стандартов красоты. С другой стороны, это формируют откровенно потребительскую жизненную позицию: главное − быть красивой, и тогда тебя ждет сказочная жизнь».

Безусловно, через дефиле в маминых туфлях на каблуках (самые смелые добираются и до запасов косметики) и прихорашивание перед зеркалом проходят почти все девочки. Запрещать это – все равно что вступать в битву с самой женской природой. Вопрос здесь, как всегда, в чувстве меры. «Игра в принцессу для дошкольницы – это естественный этап развития, важная фаза самоидентификации: осознание своего пола и своей сексуальности, − утверждает Шерон Ламб, психолог и автор книги «Packing Girlhood» («Все о девочке»). – Однако если эта игра никак не контролируется взрослыми и заходит слишком далеко, то может сказываться на ребенке разрушительно. Детям сегодня исподволь прививается единственный пропагандируемый стандарт красоты − как правило, чрезвычайно худая девушка с правильными чертами лица, на который они начинают равняться уже в ранние подростковые годы с помощью нездоровых диет и обилия косметики. Кроме того, ставка на все розовое и блестящее в иллюстрациях книг, нарядах кукол и даже в повседневной одежде едва ли способна научить ребенка видеть и ценить красоту в природном естестве, без искусственных прикрас. Таким образом, мы с детства обкрадываем и упрощаем вкус ребенка».

В этих фильмах и книгах сказочные героини обладают важными человеческими качествами. К тому же некоторые из них предстают в образах, отличающихся от стандартного канона красоты. Это воспитывает у детей представление о разнообразии.

Мультфильмы и фильмы

  • «Шрек»
  • «Дора в сказочной стране»
  • «Зачарованная»
  • «Дневники Принцессы»
  • «Три орешка для Золушки»

Книги

  • Шарль Перро «Золушка»
  • Тэдзука Осаму «Принцесса-рыцарь»
  • Филипп Лешермейер, Ребекка Дотремер «Принцессы неизвестные и забытые»
Принцесса и ее гардероб

Если в ассортименте одежды для дошкольниц изобилуют юбки балерин, принты с изображением сказочных персонажей и россыпь блесток на обуви, то к семи годам, сталкиваясь с необходимостью менять гардероб, родители оказываются окружены вещами «погорячее». «Отделы для девочек переполнены взрослой одеждой, просто меньшего размера, − признается Марина, мама семилетних близнецов Оли и Кости. – Это маечки с принтами сверкающих сердец, суперкороткие шортики и юбочки, откровенно обтягивающие джинсы». «Эта одежда не соответствует возрасту и притягивает к маленьким еще девочкам ненужное внимание», − убеждена она.

Искусство волшебных компромиссов

«Лола родилась у нас со специальным геном гламура, − шутит ее мама Алина. − В два года дочка могла легко нанести мою помаду без зеркала. В три – настаивала, чтобы мы наряжали ее в пышные юбочки балерины. В пять лет называла себя модельером и рисовала собственные фасоны платьев. И сейчас она носит кое-что из одежды, которая может показаться излишне взрослой». Алину это не беспокоит. «Да, дочке нравятся вещи, в которых она выглядит старше, но она по-прежнему ведет себя как ребенок и совсем не пытается примерить поведение взрослых. В конце концов, это просто игра».

Действительно, некоторые девочки обладают врожденной тягой к женственным вещам (в особенности, если это, как в случае Лолы, встречает поддержку со стороны мамы). И никакие попытки заинтересовать их другими игрушками или вещами не заставят полностью отказаться от своего увлечения. Впрочем, и девочка-сорванец, которую стали одаривать куклами Барби, вряд ли превратится в любительницу пышных юбочек. Вместе с тем маркетологи всеми силами культивируют интерес лишь к игре в принцессу, со всеми ее желанными и хорошо продаваемыми атрибутами. Мария Бейли, ведущая американской радиопрограммы «Mom Talk Radio» и мама четверых детей считает, что компании заходят слишком далеко, знакомя ребенка с продуктами, которые ему очевидно еще не подходят. «Поскольку увещевать производителей бессмысленно, то наша родительская задача − оградить своих детей от лавины вещей, не соответствующих возрасту и препятствующих гармоничному развитию, − считает она. − Вы согласны потакать тому, чтобы ваш ребенок попал в зависимость от эксплуатируемого производителями образа сказочных красоток? Согласны позволить своей дочери краситься и носить вульгарную одежду? Если нет, то вы не должны этого покупать. Однако здесь важно действовать не только запретами. Надо стараться объяснять детям, что это откровенно некрасиво, и предлагать альтернативу. В конце концов, наш родительский авторитет должен быть сильнее, чем у маркетологов».

Правда, тут важно, чтобы и сама мама, следуя этой позиции, была искренней и последовательной. Потому что порой мы и сами оказываемся жертвами тех самых ложных стандартов, навязанных производителями индустрии красоты и модным глянцем. «Это становится нашей общей болезнью: и детей, и их родителей. Ведь на этот крючок с успехом попадают и взрослые женщины», − напоминает Мария Бейли.

Ирина, мама шестилетней Алены, говорит, что старается быть позитивным примером для своей дочери. «Я люблю косметику, но наношу ее не всегда, − рассказывает она. – И часто обращаю на это внимание: «Смотри, мама сегодня без косметики. Ведь мы идем гулять в парк, а потом по магазинам. И она не нужна». Ирина объясняет дочери, что не стоит для этого также наряжаться в красивое платье или надевать каблуки. И Алена уверена, что и без макияжа, в простых джинсах, ее мама красивая. «Я не хочу ограждать дочку от соблазнов, скорее пытаюсь научить ее относиться ко всему критично, − утверждает Ирина. − И объяснить, что всему свое время. Можно нарядиться для похода на день рождения или с мамой в кафе, но в повседневной жизни, в садик и на прогулку, стоит одеваться по-другому. Иначе она будет выглядеть смешно. Алена пока уважает мое мнение и слушается меня».

Подобной же тактики придерживается и Полина, мама пятилетней Любы. «Я не в восторге от маниакальной тяги к розовому цвету и блестящим аксессуарам фей, − признается Полина. – Но что поделать, если из этого состоит жизнь девочек. Я пытаюсь найти воспитательный баланс: защитить Любу от излишне агрессивного давления внешнего мира и в то же время оставить ей свободу проходить этот естественный этап взросления. Пока мы находим компромисс. Люба не жалует брюки, и я сама сшила ей красивые платья на каждый день, но без символики принцесс. Она с удовольствием это носит. Есть у нее и вожделенное платье с воланами и пышной юбкой, и туфельки со стразами, но это мы надеваем в основном дома, играя в замок. Мы договорились, что в садик и на улицу настоящие принцессы ходят в более удобной одежде. Но я ничего не имею против, если вечером ей захочется переодеться в любимый наряд и в нем поиграть. Может быть, поэтому у нас почти никогда не бывает ссор из-за одежды».

Родители дошкольников имеют привилегию, которую постепенно утрачивают мамы и папы более взрослых детей, – они в состоянии влиять на жизнь своих малышей. И именно сейчас важно закладывать представления о том, что является истинной красотой и какие качества в человеке ценятся превыше всего. «Пока мы, родители, сами покупаем книги и игрушки, важно обращать внимание на самые важные и ценные качества настоящих принцесс и фей: доброту, умение дружить, заботиться о животных и приходить на помощь тем, кто слабее и беззащитнее, − говорит психолог Ольга Кравская. − Важно подчеркивать, что именно это, а не золотистые волосы и красивое платье, выделяют любимых героев из числа других персонажей. И чтобы стать истинной принцессой, необходимы прежде всего качества, которые не купишь в магазине. Очень важно, чтобы дети вовремя впитали это. Ведь когда они достигнут подросткового возраста, противостоять миру гораздо более агрессивно действующего гламура будет значительно трудней, чем миру детских принцесс».

Полина, мама маленькой Любы, говорит, что беспокоится о том, какую одежду дочка начнет выбирать к двенадцати годам. Однако недавно она получила обнадеживающий для себя знак. Подруга дала ей почитать журнальную колонку, в которой разбиралось письмо обеспокоенной читательницы: та жаловалась на то, как опасно время, в которое суждено воспитываться ее дочерям. Была под письмом и дата − 1800 год. «Родители во все века тревожились из-за того, что их дети вынуждены жить в столь несовершенном мире, − признается Полина. − Это заставило меня улыбнуться и немного ободрило».

Памятка папе
Исследования показывают, что воспитание в дочках чувства уверенности в себе гораздо лучше удается папам, чем мамам. Поэтому стоит не забывать о некоторых правилах:

Важно, чтобы девочка обязательно знала - папа гордится ей и считает ее красивой. Нельзя скупиться на комплименты, но, вместе с тем, не стоит постоянно подчеркивать лишь женственные качества дочки, например, называть ее только Принцессой. Важно также, чтобы папа поощрял игры и занятия, не связанные с миром прекрасных фей.

Постарайтесь разбивать стереотипы, например: домашнее хозяйство – только женская работа. Если папа не самый выдающийся кулинар, он может освоить несколько несложных блюд и готовить их вместе с дочкой. Даже самый занятый родитель по выходным способен накрыть с детьми стол или вместе убрать комнату. Так дочка будет видеть: мужчины и женщины могут жить в равноправных, партнерских отношениях.

Папа – первый проводник в «мужской мир», который открывается девочке. Важно, чтобы этот мир не казался ей чуждым и далеким, и она воспринимала его как органичную часть жизни. Поэтому, папе важно делиться с дочкой и своими интересами. Если вы любите спорт или рыбалку, поиграйте вместе в мяч или покажите, как устроена удочка. Девочке важно увидеть, что помимо ее девичьих увлечений существует много всего интересного.

интересное в сети