Дом, в котором живет ребенок

На развитие малыша огромное влияние оказывает окружающее пространство. И от того, как оно организовано у вас дома, во многом зависит, каким вырастет малыш.
Первое  правило: Ребенку необходимо собственное пространство

Идеальным вариантом является наличие собственной комнаты. У каждого малыша периодически возникает желание уединиться. Можно отвести специальное место, несколько отгороженное. Для этого можно использовать невысокую ширму, отделить уголок с помощью мебели (сквозного стеллажа, тумбочки, стола, дивана). Собственное пространство предполагает не только отдельно отведенное место, но и возможность ребенку побыть одному. Ребенок должен чувствовать, что он может делать там то, что он хочет (играть с такими игрушками, какими ему хочется, не всегда соблюдать идеальный порядок в «своем» месте, расставлять мебель как пожелает, приглашать кого хочет и не пускать тех людей, которых он сейчас не хочет видеть).

Второе  правило: Создайте в комнате психологически приятную обстановку

Вашему малышу должно быть комфортно в «свочитаем» месте. Он должен чувствовать себя защищенным. Для этого продумайте цветовое решение в комнате. Не очень хорошо, если оно будет слишком бледным, равно как и слишком ярким. Три стены могут быть теплых, пастельных тонов, а четвертую можно покрасить в активный цвет. Рядом с этой стеной можно разместить игровой уголок ребенка. Психологический комфорт достигается также за счет игрушек. При этом ребенок должен иметь возможность проявлять разнообразные эмоции. Продумайте место, где малыш сможет разбросать игрушки, постучать кулаками о детскую боксерскую грушу или подушку, от души порисовать на стене. Для снятия психоэмоционального напряжения и расслабления постелите коврик, поставьте тазик с песком, положите глину для лепки, включите спокойную музыку.

Третье  правило: Создайте в комнате уютную обстановку

Уютная обстановка – эта та, в которой себя комфортно чувствует малыш. Ее можно создать за счет оформления стен, расположения мебели, мягких штор. Продумайте световое решение. Это может быть и общий свет сверху, и бра над кроваткой ребенка, и настольная лампа. Регулируйте мощность света. При подборе мебели помните, что для малыша невозможно быть постоянно аккуратным. На мебели могут остаться пятна от краски, клея. Чтобы ребенок не оставлял на стенах узоры, выделите ему мольберт для этих целей или небольшой участок на стене, на которой можно менять бумагу для рисования. Часто ребенок устает от своих игрушек. Вполне обычное явление, поэтому следует заранее предусмотреть удобные места для хранения машинок, куколок, кубиков. Ребенок может самостоятельно складывать свои игрушки, например, в выдвижные ящики и извлекать их оттуда по мере необходимости.

Четвертое  правило: Продумайте «зонирование» комнаты

Лучше организовать разнообразные зоны для рисования и художественной деятельности, физкультурную, игровую зону, зону для рассматривания книжных иллюстраций и чтения книг. Зонирование должно быть гибким, и ребенок должен иметь возможность переносить предметы с одной территории на другую.

Пятое  правило: Обстановка должна соответствовать возрасту

В зависимости от возраста должна меняться обстановка в комнате, ассортимент игрушек и развивающих игр.

1–3 года Комната: игровая, спальная зоны, наибольшая площадь свободного пространства для подвижных игр малыша. Игрушки: каталки, большие машинки, мягкие и пластмассовые игрушки, куклы, набор посуды, мячи разного размера. Развивающие игры: разрезные картинки, рамки-вкладыши, крупная мозаика, напольный строительный набор.

3–5 лет Комната: игровая, спальная зоны, зона для художественно-творческой деятельности, физкультурный уголок, уголок для чтения книг. Игрушки: мягкие и пластмассовые фигурки животных, транспорта; мячи, кегли, наборы для сюжетно-ролевых игр – в «дочки-матери», больницу, почту, магазин, парикмахерскую. Развивающие игры: настольные игры на развитие памяти, мышления, внимания, лото, напольный и настольный строительный наборы, природный материал для художественно-творческой деятельности.

Шестое  правило: Ребенку должно быть интересно

Ваш ребенок уникален. У него есть свои интересы, увлечения. Пространство в комнате должно быть интересно ребенку. Если малышу нравится подводный мир и все, что с ним связано, то оформите комнату в морском стиле. Предлагайте малышу самому принимать участие в обсуждении оформления комнаты. Выслушайте его пожелания. Предложите самому создать панно, нарисовать картинку, разукрасить витражом стеклянные вставки двери и проч.

Седьмое  правило: В оформлении сочетайте привычные и неординарные элементы эстетики

Внесите в окружающую ребенка среду элементы различных видов искусства: репродукции картин, веселые шаржи, декоративные панно, дымковские игрушки, матрешки и проч. Не загромождайте комнату. Все должно вписываться в задуманный интерьер. Можно завести альбомы, папки с вкладышами, в которых можно помещать собранные по различным темам или видам искусства иллюстрации, фотографии. Одна папка может быть посвящена репродукциям пейзажей, другая − фотографии, третья − декоративно-прикладному искусству и т. п.

Можно устраивать тематические недели или дни. Вот, например, неделя фотографии. В эту неделю сходите на выставку фотографий. Расскажите про историю фотографии. Рассмотрите подготовленную заранее папку с фотографиями. Попробуйте составлять с ребенком композиции и делать снимки. Организуйте среди домашних конкурс на лучшую фотографию. Создайте семейный альбом. Сделайте коллаж из фотографий. Завершите неделю выставкой, пригласите на нее гостей. В интерьере можно дать необычное применение обычным вещам. Так, например, сделать столешницу кофейного стола из фотографий в коричневой гамме. Малыш должен видеть, как сочетаются в интерьере традиционные и нетрадиционные элементы искусства.

Мебель в комнате должна быть мобильной, чтобы можно было менять дизайн интерьера

При выборе игрушек следует помнить, что...

...их не должно быть слишком мало или слишком много. Лучше всего менять ассортимент игрушек, с которыми играет ваш малыш. Пусть ребенок поиграет с какими-то из них вволю, затем вы можете достать из шкафа еще несколько и убрать те, на которые малыш уже не обращает внимания. Это позволит ребенку всегда проявлять интерес к игре, придумывать новые сюжеты игр и не загромождать комнату.

Психология цвета

Белый. Несет надежду, энергию и мощь преобразования. Благотворно влияет на замкнутых и скованных детей; их само-оценка повышается. Лучше использовать в сочетании с другими цветами.

Желтый. Влияет на интеллектуальное развитие, стимулирует развитие интуиции и сообразительности. Способствует концентрации внимания, поднимает настроение, увеличивает скорость восприятия, остроту зрения. Этот цвет противопоказан лишь в случаях, если ребенок слишком возбудим.

Зеленый. Вызывает чувство свежести, успокаивает, снижает слуховую чувствительность, способствует большей сосредоточенности и концентрации. В зеленом цвете можно оформить учебную зону.

Голубой. Способствует тихому отдыху и сну, снижает кровяное давление. Голубые тона производят впечатления легкости, воздушности, чистоты.

Синий цвет в избытке может угнетать нервную систему – используйте его точечно.

Красный. Возбуждающе действует на нервную систему, повышает давление. При длительном воздействии негативно влияет на детскую психику; интерьер с преобладанием красного может вызвать головные боли и ночные кошмары. Дети, живущие в такой комнате, чаще ссорятся. Для малоактивных малышей можно использовать больше красного цвета.

Оранжевый. Вызывает радость. Возбуждает, но может быстро утомить. Оранжевый цвет оказывает активизирующее влияние на замкнутых детей, помогает освободиться от страхов. Стимулирует развитие творческих способностей.

Фиолетовый. Активно воздействует на сердечно-сосудистую систему и легкие. Может вызывать чувство холода, печали, депрессии. В детской комнате фиолетового цвета не должно быть много.

интересное в сети