Дошкольная программа

В последнее время не так уж редка ситуация, когда дети или вовсе не посещают детский сад, или возвращаются оттуда, не выдержав одного-двух месяцев адаптации. От кого это зависит: от самих детей, от родителей или от современных детских садов и воспитателей?

Зачастую случается, что к детскому саду «не готовы» сами родители. У многих из них в наше время появилась альтернатива дошкольному воспитательному учреждению, в виде няни, бабушки или мамы, сидящей дома. В результате родители хотят просто попробовать «пойти в сад», не слишком задумываясь о необходимой подготовке к такому важному мероприятию. А когда сразу не получается, забирают ребенка домой. На самом деле быстро, без слез и скандалов, мало кто способен привыкнуть к детскому саду. Кроме того, сам малыш часто психологически не готов к посещению этого заведения. Причиной тому повышенная, даже тревожная привязанность к матери и неумение общаться со сверстниками.

За мамину юбку

При повышенной привязанности к маме малыш не способен находиться вдали от нее даже непродолжительное время, а когда она рядом, старается держаться как можно ближе. Для трех-четырехлетнего ребенка такое поведение уже не является нормой. И чем дольше он находится возле мамы, тем он больше к ней «прилипает» и тем травматичнее для него любой разрыв – а ведь когда-нибудь он случится непременно.

Малыша необходимо целенаправленно учить играть, и делать это должен обязательно взрослый.

Чтобы постепенно снизить уровень подобной привязанности, необходимо найти ту область, в которой ребенок может сам себя выразить и почувствовать уверенным и независимым от мамы. Это игра, а именно две ее основные составляющие: игра с предметом и игра со сверстниками. Научив малыша играть, мы научим его и еще одному важному качеству, необходимому не только в детском саду, но и в жизни: умению общаться. Кстати, играть малыша именно нужно целенаправленно учить, и это должен делать взрослый.

Обучение игре предполагает уже достаточное развитие речи, поэтому постепенно вводить малыша в предметную деятельность, то есть в игру с игрушками, стоит в возрасте около двух лет. Затем можно переходить к следующему этапу – общению с другими детьми. Игре нужно учить поэтапно, не смешивая лет до трех игры с игрушками и игры с детьми, поскольку в столь раннем возрасте одно только мешает другому.

Когда малыш достаточно хорошо научится играть с игрушками, начнет придумывать свои собственные элементарные сюжеты игр, присутствие мамы станет для него не столь необходимым. Умение найти себе дело и получать от него удовольствие, самодостаточность и определенная независимость от мамы важны для готовности ребенка к детскому саду.

Все вместе

Для общения со сверстниками ребенку также крайне необходима направляющая помощь родителей. Ведь малышу важно не просто гулять возле других детей на площадке, в сущности, не замечая их и самостоятельно копаясь в песке; ему нужно именно общаться. На помощь вновь приходят игры, в которые с двумя или несколькими малышами можно начинать играть уже с 1,5–2 лет. Самые простые, но (и это принципиально важно) с одинаковыми и одновременными для всех участников действиями, призванными подчеркнуть схожесть малышей, их взаимную близость и общность. Начинать можно с одновременных прыжков, хлопков, топанья под лозунгом: делаем все вместе! Например, игра, неизменно с восторгом подхватываемая всеми детьми: «Зайка серенький сидит и ушами шевелит: вот так! вот так!» Очень хороши хороводы, прятки, салки. Когда детей во дворе много, можно играть в игру «Воробушки и автомобили». Дети делятся на две группы: воробушки и автомобили, и одни «на улице» сменяют других. Подобна ей игра «Солнышко и дождик», когда по сигналу под солнышком все веселятся и танцуют, а дождика боятся и прячутся. И чем больше при этом будет визга и хохота, чем ярче у малыша будут эмоции, тем позитивнее останутся впечатления от игры. Он самоутвердится и почувствует себя увереннее, став частью коллектива.

Современное дошкольное воспитание гораздо больше направлено на обучение, чем на игры.

Наш любимый воспитатель

Личность педагога детского сада не менее важна, чем школьного учителя. Ведь очень во многом именно от него зависит успешность и комфортность пребывания малыша в саду. Что за человек перед вами, обычно можно понять с первой же встречи. Насколько он умеет общаться с детьми, насколько он доброжелателен, терпелив и эмоционален. Очень важная черта, необходимая дошкольному педагогу, – эмоциональная раскованность, умение ясно выражать свои чувства: радость, испуг, опасения. Быть немного актером, выражать все своим лицом, своим обликом, а не просто констатировать словами – только таким образом можно передать ребенку интерес к жизни (а передает его именно взрослый), включая и сказки, и игры, и песенки. Ну и, конечно, хороший педагог немыслим без доброты и теплого отношения к детям. Если перед вами жесткий, бескомпромиссный человек – меняйте группу или сад. Чем быстрее, тем лучше.

Не забудьте, перед тем как оставлять малыша в саду, поговорить с воспитателем и рассказать ему об особенностях своего ребенка. Например, он не умеет быстро есть, не может быстро засыпать, а если он часто просится в туалет, это не от хулиганства, а от особенностей организма. Помните, что самый первый день, как правило, проходит обманчиво хорошо. А вот дальше, когда малыш осознает, что это навсегда: и ранние подъемы, и уход мамы, и завтрак в обществе других детей – будет сложнее. Следите за настроением малыша. Если вам разрешили присутствовать в группе в период адаптации, постарайтесь участвовать в ее жизни, помогая воспитателю и другим ребятам. Не стоит просто сидеть в стороне, оценивающе присматриваясь к работе педагогов. Уходите сначала на два часа, затем – до сна, потом приходите сразу после него. Делайте перерывы в неделе. Разрешайте относить в сад игрушки, гарантированно заинтересующие других детей, что поможет вашему малышу сблизиться с ними. Идеально, если в группе будет друг или подруга.

Хороший педагог немыслим без доброго и теплого отношения к детям. Если перед вами жесткий, бескомпромиссный человек — меняйте детский сад.

Учение – свет?

Во многих детских садах число занятий намного превышает допустимое количество: для средних и старших дошкольников три занятия днем и одно-два вечером. И это очень много. По мнению большинства детских психологов, современное дошкольное воспитание чрезмерно направлено именно на обучение, а не на развитие личности. У детей иногда не остается времени на самую естественную и жизненно необходимую для них деятельность – игру. Но можно понять и родителей, в дальнейших планах которых стоит гимназия, куда без определенных навыков не примут. Выход один – искать такой идеальный детский сад, где занятия проходят в игровой форме и адаптированы для дошколят.

Посещение детского сада имеет определенные преимущества перед домашним времяпрепровождением в обществе мамы или няни. Это способ научить ребенка общаться, возможность выйти из дома в «большой мир» и присмотреться к нему. Но детский сад вполне способна заменить хорошая группа кратковременного пребывания. Детей там мало, время пребывания – 2–3 часа, иногда вместе с мамой. Такие группы есть при многих детских садах, рассчитаны на 2–3 месяца посещения и станут прекрасным способом мягко и безболезненно приспособиться к детскому саду. А альтернативой дошкольному учреждению может стать «дружный» двор, где с детьми занимаются взрослые или большая семья, в которой родители находят достаточно времени для разнообразных занятий и игр с детьми.

интересное в сети