Дышите – не дышите!

Для развития ребенка очень важно, чтобы органы дыхания работали на полную мощность, а возникающие в их системе нарушения устранялись как можно быстрее. Дыхательная гимнастика здесь окажется очень кстати. Ее эффективность доказана многими поколениями.

Дыхательная гимнастика – это система упражнений для тренировки дыхания. За счет того, что такие упражнения способствуют очищению слизистой дыхательных путей, укреплению дыхательной мускулатуры, они помогают бороться с такими недугами, как обструктивный бронхит, хронический насморк, гайморит, избегать обострений бронхиальной астмы.

Дыхательная гимнастика является частью комбинированной терапии, которая назначается лечащим врачом при проблемах в работе дыхательной системы. Как и у любых других методик лечения, у нее есть определенные особенности, так что, прежде чем вы начнете вместе с ребенком осваивать то или иное упражнение, посоветуйтесь с доктором. Он подскажет, какой комплекс для вашего малыша будет наиболее эффективным.

Как это работает?

Распространенное мнение, что глубокое дыхание – это хорошо, не более чем добросовестное заблуждение. С помощью глубокого вдоха-выдоха проблем дыхательной системы не решить. Чтобы от них избавиться, нужно на проблемном участке создать повышенную концентрацию углекислого газа. В таком случае усиливается циркуляция крови, увеличивается кровоток, а значит, улучшается воздухообмен. Благодаря этому к «загазованному» участку поступает больше питательных веществ, повышается тонус сосудов. На достижение именно такого эффекта и направлены дыхательные упражнения. Причем для каждого участка дыхательной системы разработан свой комплекс.

Например, при вазомоторном рините, или хроническом насморке (такой диагноз ставится ребенку, если у него часто возникает насморк, не связанный с простудой), нарушается носовое дыхание. Чтобы его восстановить, мама может зажимать ребенку поочередно то одну, то другую ноздрю таким образом, чтобы малыш спокойно вдыхал воздух через правую ноздрю, а выдыхал его уже через левую. 35 вдохов-выдохов по 23 раза в день станут неплохой тренировкой. Когда карапуз освоится, упражнения усложняются: вдыхать воздух надо быстро, а выдыхать его через другую ноздрю – как можно медленнее. Затем задача меняется: следует делать медленный вдох и быстрый выдох. Эти же упражнения помогут наладить носовое дыхание и после удаления аденоидов.

Чтобы при кашле стимулировать отхождение мокроты, предложите крохе сдувать с ладошки перышки, дуть в свисток, выдувать воздух в стакан с водой через соломинку для коктейлей, надувать воздушные шарики. Чтобы добиться нужного эффекта, достаточно выполнять упражнения по 510 минут в день.

Разные методики

Дыхательных гимнастик существует множество: тут и дыхательная гимнастика йогов, и гимнастика по методам Бутейко, Мюллера, Стрельниковой – всех не перечислишь. Описание упражнений можно найти и в многочисленных брошюрах, и в интернете. Но так как это довольно специфические упражнения, осваивать их лучше все-таки под руководством опытного инструктора, врача-реабилитолога или инструктора по лечебной физкультуре, тем более что ребенок в зависимости от своего возраста сможет освоить далеко не все упражнения. Инструктор как раз и нужен для того, чтобы подобрать комплекс дыхательной гимнастики, ориентируясь на диагноз и возраст карапуза, а также проконтролировать правильность выполнения упражнений.

Все упомянутые методики построены на упражнениях, главными их которых являются задержка дыхания, искусственное его затруднение, замедление и поверхностное дыхание.

Дыхательная гимнастика Бутейко рекомендует тренироваться в задержках дыхания и дышать поверхностно.

Дыхательная гимнастика Мюллера, наоборот, тренирует глубокое и ритмичное дыхание без пауз. Это медленные и быстрые упражнения. Первые выполняются в соответствии с ритмом естественного дыхания (например, наклон туловища вперед – вдох, распрямились – выдох), во время вторых за время вдоха и выдоха выполняется несколько одинаковых упражнений (во время одного вдоха и выдоха – несколько наклонов и выпрямлений).

Главное в дыхательной гимнастике Стрельниковой быстрый, активный, напряженный, короткий и шумный вдох носом и незаметный, практически бесшумный выдох. На каждый вдох и выдох выполняется определенное упражнение. Освоить такой способ дыхания ребенок может попытаться лет в 6 раньше у него вряд ли получится.

С чего начать?

Конечно, приобщать 2 4-летнего малыша к специальным методикам смысла не имеет: они подразумевают сознательный контроль над своим дыханием. Потому детям 25 лет подойдут простые упражнения, причем лучше делать гимнастику в игровой форме. Упражнения выполняются или натощак, или примерно через 1,5 часа после еды. Помещение перед этим необходимо проветрить.

Например, предложите ребенку изобразить пузырь. Пусть малыш глубоко вдохнет через нос и надует щеки, затем медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот.

Чтобы показать, как работает насос, кроха ставит руки на пояс, слегка приседает и делает вдох, а выпрямившись выдох.

Спросите малыша, как разговаривает паровозик, гудит машинка; можно попеть с ним гласные звуки: «о-о-о», «а-а-а» и т. д.

Изобразите пчелку: сядьте прямо, скрестив руки на груди и опустив голову. Пчелка жужжит: на выдохе произносим «ж-ж-ж», затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и опять жужжим. Пусть малыш еще и «полетает» встанет и, разведя руки в стороны, сделает круг по комнате. Следите, чтобы ребенок делал вдох через нос.

Предложите карапузу «покосить траву»: ноги надо поставить на ширину плеч, руки опустить. Ребенок, произнося «вжик-вжик» или «зу-зу-зу», машет руками влево – выдох, вправо – вдох. Затем встряхивает расслабленными руками и повторяет все сначала 34 раза.

А почему бы не помочь часикам тикать? Для этого малыш должен встать прямо, ноги поставить врозь, руки опустить. Затем, размахивая прямыми руками вперед-назад, произносить «тик-так». Можно и просто ходить по комнате, как паровозик, делая попеременные махи согнутыми в локтях руками и приговаривая «чух-чух-чух».

Курс лечебной гимнастики для закрепления эффекта должен продолжаться 34 месяца. Кстати, эти упражнения не только помогут малышу быстрее выздороветь, но и станут неплохой профилактикой повторных ОРВИ и обострений хронических заболеваний дыхательных путей.

Покажите малышу пример: делайте упражнения вместе с ним. Отлично будет, если их освоят еще и другие члены семьи. Противопоказаний к дыхательной гимнастике практически нет, так что нежелательных эффектов даже для старшего поколения можно не опасаться.
При бронхитах, бронхиальной астме, гайморитах доктора часто наряду с медикаментозной терапией рекомендуют дыхательные упражнения. Настоящим спасением дыхательная гимнастика становится в том случае, если при приеме лекарственного средства возникают побочные эффекты или его непереносимость.
Чтобы дыхательная гимнастика была эффективной, делать ее надо регулярно. Пока проблема остра, комплекс упражнений ежедневно выполняется целиком. При хронических недугах, например при бронхиальной астме, когда состояние улучшится, можно делать гимнастику уже в сокращенном варианте, но все равно более-менее регулярно. Это необходимо, чтобы поддерживать дыхательную систему в рабочем состоянии.
интересное в сети