Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Эмоциональный интеллект: как развить?

О важности развития эмоционального интеллекта (EQ) известно многим родителям. А возможно ли самим мамам и папам приложить руку к этому процессу?

3 января 2017
Эмоциональный интеллект: как развить?

Виктория Шиманская, психолог, автор проекта по развитию EQ «Монсики», ведущий российский эксперт по развитию эмоционального интеллекта, расскажет, как лучше действовать на примере ее книги «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить».

Эмоциональный интеллект: как развить?

СЧАСТЛИВЫЕ РОДИТЕЛИ Как родилась книга про Монсиков?ВИКТОРИЯ ШИМАНСКАЯ «Монсики» – прежде всего история моей семьи, ее я написала вместе со своим старшим сыном Глебом. Нам важно было создать книгу, которая поможет родителям увидеть мир глазами детей, а детям подскажет, как лучше понять мам и пап. Да, мы уделяем много внимания интеллектуальному развитию ребенка, но, к сожалению, зачастую совсем не думаем о его эмоциональном состоянии. Между тем современная жизнь представляет собой такой непрерывный поток событий, встреч, слов, переживаний, стрессов, что часто даже взрослым не удается разобраться в своих чувствах и эмоциях, а тем более – детям.

С.Р. Есть ли какие-то правила чтения книги?ВИКТОРИЯ ШИМАНСКАЯ Читайте книгу всей семьей, ведь уметь разбираться с эмоциями полезно и детям, и взрослым. Кроме того, книга построена не просто как сказка, – это и игра. Не все мамы и папы умеют играть со своим ребенком, а Монсики их научат. 20 минут такой игры в день позволят всей семье пережить удивительное приключение и стать ближе друг к другу.

С.Р. Почему – «Монсики»? И кто это вообще такие?ВИКТОРИЯ ШИМАНСКАЯ Известно, что лучшей формой познания мира для детей является соединение фантазии и реальности. Поэтому им нравятся и такие яркие персонажи, как монстры. И даже не потому, что монстры страшилища, а именно потому, что они – выдуманные существа. Наши персонажи не страшные монстры, а сказочные, уменьшительно-ласкательные Монсики. Они и стали проводниками в мир эмоций, превратив непростой процесс познания в увлекательную игру. У них даже имена говорящие: Хохотайка, Прекрасная Мими, Бесстрашный, Грустякин, Помогайка, Смыслики, Сомневайка, Миротворец, Нескучайка и другие.

Эмоциональный интеллект: как развить?
Эмоциональный интеллект: как развить?
Эмоциональный интеллект: как развить?
Эмоциональный интеллект: как развить?
Эмоциональный интеллект: как развить?
Эмоциональный интеллект: как развить?

С.Р. Неужели так сложно распознавать эмоции и сегодня еще и этому нужно учить детей?ВИКТОРИЯ ШИМАНСКАЯ Нужно! Для чего нам эмоции? Эмоции – это комплексная система интеграции и обработки информации из внешней среды и от организма. Возрастающий информационный поток, часто завышенные требования педагогов, ролевые установки «Ты должен быть самым лучшим, умным, сильным» на фоне недостатка внимания родителей, отсутствия культуры эмоционального воспитания и трудотерапии ведут к неврозам. И, как следствие, психосоматическим заболеваниям у детей. Способность же к точному восприятию реальности, которая позволяет человеку разумно и логически рассуждать, делать верные выводы и в целом повышает эффективность процесса познания, напрямую зависит от психоэмоционального здоровья человека. Поэтому в системе образования детей вопросу развития EQ должно уделяться особое внимание.

Эмоциональный интеллект (EQ) – это восприятие, понимание, управление и использование эмоций для эффективного взаимодействия с окружающим миром.

С.Р. Почему именно сегодня заговорили об эмоциональном интеллекте?ВИКТОРИЯ ШИМАНСКАЯ Во-первых, у людей появилось на это время, ведь сегодня мы освобождены от огромного количества бытовых проблем. Но «блага цивилизации» в свою очередь повлияли и на то, что у детей меньше возможности получать опыт взаимодействия друг с другом. То, что раньше решала дворовая культура, сейчас отсутствует. Во-вторых, во многих детских садах, в расписании нет времени «на игру», детей постоянно «развивают» через коммуникацию со взрослым. В-третьих, гаджетификация – огромная часть жизни детей. Это не хорошо и не плохо – это уже просто факт. Но он принципиально влияет на изменение в межличностной коммуникации. А для того, чтобы жить в обществе и добиться там успеха (а доказано, что именно EQ, а не IQ помогает в этом), необходимо договариваться, точно понимать свои и чужие эмоции.

С.Р. Как самим родителям понять, что их ребенку необходимо специально развивать ЭИ?ВИКТОРИЯ ШИМАНСКАЯ Если малыш проявляет беспокойство и агрессию, плохо засыпает, рассеян и невнимателен, затрудняется устанавливать или поддерживать контакт с другими детьми или если он не знает, чем заняться в свободное время, а родителям трудно или неинтересно общаться с ним, они плохо понимают друг друга – значит, настал момент задуматься и начать действовать. Большой путь начинается с маленьких шагов. Например, с чтения этой книги. Родителям важно самим научиться говорить о своих эмоциях. Можно начать с того, чтобы самим стать честными по отношению к себе и признавать все свои эмоции: грусть и радость, злость и жалость. Но главное, научится принимать своих детей, видеть в них индивидуальность, любить их всегда: и когда они радуют, и когда расстраивают. И самим быть счастливыми. Самый лучший способ научить чему-то ребенка – собственный пример. Пусть мы станем примером в том, как быть счастливыми!

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения