Физкульт- привет!

Спортивная индустрия предлагает малышам и их родителям заманчивые перспективы. В 3 года ребенка можно записать на танцы или усадить в седло, в 4 – поставить на коньки или дать в руки теннисную ракетку. Главное – сделать правильный выбор.

До 3 лет еще невозможно говорить о спорте как о серьезном занятии. В этот период поведение малышей ситуативно: они действуют по принципу «здесь и сейчас». Им еще трудно концентрировать внимание и координировать свои действия, они быстро устают, отвлекаются и теряют интерес к происходящему. Тем не менее частные спортивные заведения и фитнес-клубы ждут малышей уже с 2 лет. Важно понимать, что о спорте в этом возрасте не может быть и речи. На «тренировках», которые длятся около 20 минут, дети развивают двигательную активность, учатся ходить, приседать, прыгать и бегать. Все эти навыки можно упражнять и дома, поэтому такой досуг скорее развлечение для родителей. Однако и малыш может извлечь из него пользу, ведь так он с ранних лет включается в общественную жизнь.

До 3 лет с малышом на занятии для его же спокойствия должны присутствовать родители, хотя в некоторых клубах мам и пап освобождают от этой обязанности. Максимальная продолжительность «тренировки» – 30−40 минут. Если превысить, это время, ребенок либо перевозбудится, либо, наоборот, уйдет в себя. И в том и в другом случае он перестанет слушать тренера и займется своими делами.

Первое знакомство

В 4−5 лет дети не просто способны на большее – они вполне готовы к знакомству с большим спортом. От обилия предложений у родителей начинает кружиться голова, ведь в этом возрасте малыша можно записать в настоящую спортивную секцию и даже в серьезную государственную спортивную школу, где пестуют будущих олимпийских чемпионов. Реально попробовать на данном этапе художественную и спортивную гимнастику, фигурное катание, большой теннис, единоборства (например, дзюдо) и верховую езду. Остальные спортивные дисциплины требуют большей физический и моральной отдачи, поэтому дошколятам не подходят.

На занятиях в группах начальной подготовки еще нет четкого разделения по видам спорта. До 5 лет во всех секциях акцент делается только на ОФП (общую физическую подготовку). «Тренировки» проходят в игровой форме. Нагрузки на растущий организм даются только физиологические, поэтому вреда здоровью они не наносят.

Официальным допуском к занятиям является справка от участкового педиатра, а иногда и окулиста, подтверждающая, что противопоказаний к занятиям в секции у малыша нет. Однако есть и негласный критерий, который учитывают все тренеры без исключения. При первом знакомстве очень важно оценить уровни психического развития и социальной адаптации ребенка. Если малыш боится незнакомых людей, некомфортно ощущает себя в компании сверстников, не хочет ни на секунду расставаться с мамой, придется подождать еще год-другой. Обычно так ведут себя дети, которые не ходят в детский сад и мало общаются со сверстниками. Ребенок, который психически не созрел для групповых тренировок, представляет реальную опасность как для себя, так и для своих товарищей. Если посреди занятия такой малыш перестанет слушать тренера и побежит в не известном никому направлении, он может нанести травму себе или сверстнику.

Важные бонусы

Пользу от занятий спортом переоценить сложно. Во время тренировок укрепляется опорно-двигательный аппарат, развивается ловкость и координация движений. Совершенствуется работа зрительного анализатора, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Во время тренировок усиливается кровоснабжение, а значит, ткани и кровь насыщаются кислородом, отчего выигрывает каждый орган. Бонусы получает и память: развиваются быстрота, внимательность, точность реакций. Параллельно спорт воспитывает волевые качества, закаляет характер, повышает самооценку ребенка.

Некоторые виды спорта и вовсе признаны лечебными. Так, верховая езда наравне с дельфинотерапией приносит пользу малышам с ограниченными возможностями и тяжелыми неврологическими патологиями (ДЦП, аутизмом, синдромом дефицита внимания и гиперактивности). Плавание помогает скорректировать нарушения опорно-двигательной системы, например плоскостопие, неправильную осанку и сколиоз. Ушу, йога, катание на лыжах и коньках даже в своих «любительских» версиях гарантируют оптимальное распределение нагрузки на ведущие системы организма (опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы). Тот же эффект достигается и во время занятий плаванием. Такие виды физкультуры полезны практически всем, и здоровым, и больным. Однако некоторые заболевания все же накладывают ряд ограничений, а иногда и категорический запрет на тренировки.

Красный свет

Противопоказания бывают абсолютные, когда спортом заниматься категорически нельзя, и относительные, когда приходится делать оговорки. К первым относятся системные заболевания (например, ревматоидный артрит), болезни органов дыхания (например, бронхиальная астма), болезни сердца и сосудов (врожденные и приобретенные пороки сердца, поражения миокарда и др.), хронические болезни почек и печени, онкологические заболевания, сахарный диабет, туберкулез.

Если на первом занятии малыш не проявил энтузиазма, не ставьте на занятиях крест. Некоторым детям нужно время, чтобы привыкнуть к новой обстановке.

Список относительных противопоказаний не короче. Одно из самых частых табу − миопия высокой степени, от 6 диоптрий и выше. При нестабильности шейных позвонков запрещены все виды спорта, предполагающие несимметричные нагрузки или резкие движения (групповые виды спорта, теннис, борьба).

Врожденные и приобретенные пороки сердца и профессиональный спорт несовместимы, а вот при ревматических поражениях сердца вне периода обострения такие виды, как, например, плавание, наоборот, рекомендованы: в горизонтальном положении нагрузка на сердце снижается.

Повышенная подвижность почек и рефлюксы с развивающимся на их фоне рецидивирующим пиелонефритом становятся запретом для прыжковых видов спорта, например баскетбола и волейбола.

ЛОР-патологии (частые отиты, гаймориты и т. п.) накладывают вето на занятия в бассейне, к которым также не допускаются малыши с заболеваниями кожи и нарушенным зрением (кроме легкой степени близорукости без изменений глазного дна).

И хотя эти рекомендации закреплены законом, по мнению некоторых врачей, даже при самых серьезных отклонениях исключения делать не только можно, но и нужно. Например, в Китае ушу занимаются все, в том числе и пожилые люди с самыми разными недугами, включая тяжелые. Если занятия спортом приносят ребенку удовольствие, они могут ускорить выздоровление. Так что в непростых ситуациях часто требуется нестандартный подход и консультация узких специалистов.

Ответственный выбор

При выборе детской спортивной секции можно ориентироваться на разные показатели, главное – уметь разграничивать свои собственные амбиции от истинных желаний и способностей малыша.

  • Лучший ориентир – симпатии самого ребенка. В три года у детей уже начинает формироваться собственная воля, и с этого момента к их предпочтениям стоит прислушиваться.
  • Важно учитывать антропометрические показатели, прежде всего рост и вес. Например, в гимнастику и акробатику обычно берут девочек невысокого роста, а мальчиков – среднего. Высоких ждут в «паркетных» видах спорта – баскетболе и волейболе. Вес тоже важный фактор. Так, полным детям можно пробовать плавание, борьбу, лыжи, легкую атлетику или хоккей.
  • Чтобы не отбить у малыша охоту к спорту, важно присмотреться к его темпераменту. Общие закономерности таковы: сангвиники и флегматики считаются самыми выносливыми, холерики и сангвиники – самыми быстрыми, холерики и меланхолики – самыми пластичными и эмоциональными.
  • Занятия в группе сильно отличаются от занятий спортом в домашней атмосфере в кругу близких людей. В спортивных секциях дети очень часто отвлекаются друг на друга: стоит одному рвануть с места, другие тут же следуют его примеру. Психологическую готовность к групповым занятиям поможет оценить детский психолог.
интересное в сети