Великие реформаторы

Франсуаза Дольто, Дональд В. Винникот, Серж Лебовичи, Джон Боулби, Жак Лакан, Берри Т. Бразельтон... Эти известные педиатры и психологи в корне изменили мнение взрослых о детях. Их объяснения помогли миллионам родителей сделать их отношения с детьми более гармоничными. И если вы будете следовать их советам...
«Ребенок – это личность!»

Франсуаза Дольто, французский психиатр и психоаналитик

До Франсуазы Дольто грудничок считался объектом, способным только есть, спать и кричать. В первый раз мы услышали о том, что человеческое существо, несмотря на свой возраст, – это отдельная личность со своими правами, которые необходимо уважать. Сегодня известно, что грудничок самовыражается с помощью всевозможных жестов общения, и мы должны научиться видеть их, понимать и отвечать на них.

Конечно, несмотря на то что ребенок – это личность, нельзя считать его взрослым в миниатюре, которого не надо воспитывать. Задача родителей – научить его жить в обществе.

Еще задолго до рождения, в животе мамы, малыш слушает человеческую речь. Наблюдая за пациентами в возрасте нескольких недель, Франсуаза Дольто обнаружила, что слово, обращенное к грудничку, может оказывать лечебное действие. Поэтому она всегда советовала родителям говорить со своими детьми обо всем, что их касается, с самого рождения, говорить с ними «по-настоящему», искренне и просто, избегая «детских слов».

Само собой, нельзя говорить ребенку все подряд, рассказывая ему, что в голову придет, в любое время. Каким бы маленьким ни был ребенок, он чувствует, искренни вы или нет. Мама может ошибиться: просто признайте свою ошибку и извинитесь!

Смиритесь с тем, что с возрастом ребенок отдаляется от вас. Для нас взросление ребенка кажется простым и очевидным, но для ребенка это не так просто. Каждое продвижение вперед требует от ребенка отказа от более ранних удовольствий. При рождении новорожденному перерезают пуповину, и он отказывается от единства с мамой, но при этом обретает мир, где дышит самостоятельно. Когда ребенок перестает питаться грудным молоком, он теряет телесную близость с мамой, но, освобождая рот, он обретает возможность говорить. Научившись ходить, ребенок еще больше отдаляется от мамы, но начинает открывать внешний мир. С обретением чистоты малыш должен отказаться от подгузников, но при этом получает больше свободы и самостоятельности. К 3 годам, последует открытие полов, которое означает для ребенка новую потерю: мальчик понимает, что у него не будет ребенка, как у мамы, а девочка – что у нее никогда не будет «краника»... Но это тоже шаг вперед, потому что и мальчик, и девочка теперь знают, кто они и к какому полу принадлежат... Каждый раз ребенок должен расставаться со старым миром, чтобы открыть для себя новый. Это доказательства того, что ребенок растет и взрослеет, а роль родителей – помочь ему успешно преодолеть временные трудности.

«Верьте мне, люди!»

Берри Т. Бразельтон, американский педиатр

После многих лет практики Бразельтон пришел к выводу, что основа успешного воспитания – это доверие. Отец и мать должны действовать без подготовки: если они верят в себя, они сами прекрасно могут позаботиться о детях.

Конечно, у родителей случаются моменты отчаяния или им кажется, что они больше не понимают это маленькое существо, они чувствуют себя неспособными, неудовлетворенными, расстроенными, сбитыми с пути... Это нормально. Главное, чтобы ребенок мог выстроить положительную самооценку, ему просто необходимо чувствовать, что он личность, с которой считаются его папа и мама: они радуются его успехам, даже самым незначительным, ценят его усилия и поддерживают. Они хвалят его за первый лепет, радуются, когда, услышав их голос, он в первый раз поворачивает голову, когда хватает игрушку...

Новорожденному необходимо внимание отца. Первые гармоничные отношения, возникающие между матерью и грудничком, незаменимы для него, но ранние отношения, завязывающиеся с отцом, не менее важны. С первых дней жизни малышу важно внимание отца, когда тот успокаивает его, качает, носит, купает, дает ему соску, переодевает, встает ночью, чтобы успокоить его, когда он плачет, играет с ним. Отношения с отцом не имеют ничего общего с отношениями с матерью, уточняет Бразельтон; и речи быть не может, чтобы отец уподоблялся матери. Он по-другому обращается с ребенком и ухаживает за ним, поэтому общение с ним так важно для малыша... Смена вида общения очень возбуждает малыша, поскольку обогащает его палитру эмоций, ребенок познает новые игры, чувства. Отношения с отцом способствуют личному эмоциональному равновесию ребенка, а также его родителей: ведь внимание отца ребенка уменьшает его близость с матерью. Через отца к ребенку приходит понимание, что он не все для своей мамы и мама не все для него; этот переход от отношений двоих людей к трио является ключевым этапом становления самостоятельной личности ребенка.

В нормальном развитии ребенка спокойные периоды, когда все идет хорошо, сменяются трудными, когда ребенок плохо спит, ест, много плачет и устраивает истерики. Родители, которым хотелось бы, чтобы все было идеально, не понимают, что происходит, беспокоятся, обвиняют себя. На самом деле эти критические моменты являются тем, что Бразельтон называет «переходными точками». Каждому продвижению в развитии, каждому достижению, обретению нового качества предшествует период спада. Первые три месяца плач ребенка в конце дня неизбежен: он снимает дневное напряжение. Бесполезно расстраиваться и любой ценой пытаться остановить его; плач пройдет сам по себе. К 6–7 месяцам у маленького ребенка появляется желание изучать окружающий мир, и его собственные ограничения раздражают его в высшей степени. Он становится раздражительным. К 8–10 месяцам вставание на ноги, желание исследовать мир, все трогать являются источником раздражения. К полутора годам освоение речи, развитие воображения, самоутверждение вызывают у ребенка постоянные мучения и приступы гнева... Все эти трудности в порядке вещей, кризис – это нормальный этап развития, поскольку без него не может быть и развития.

«Будьте хорошей, но не идеальной мамой!»

Дональд Вудс Винникот, английский педиатр и психоаналитик

Во время беременности женщина обретает способность полного самопожертвования ради будущего новорожденного, то, что Винникот называет «первичной материнской заботой». С рождения грудничок полностью зависит от мамы, и та начинает подстраивать свою жизнь под потребности малыша. Когда у ребенка появляется чувство голода, она замечает это и дает ему грудь, согревает его, если ему холодно, меняет ему пеленки, если видит, что он мокрый... И тогда ребенку начинает казаться, что он сам создает и находит то, что ему нужно. Он чувствует себя всемогущим! Со временем мама получает все больше и больше свободы в отношении потребностей ребенка и, по мере того как ребенок способен без нее обойтись, принимает все меньше участия в его жизни. Это разрушает иллюзию ребенка о собственном всемогуществе, и он начинает видеть реальность: мама не должна быть идеальной. Если бы она все время старалась уберечь ребенка от любого расстройства, она сделала бы его зависимым, это помешало бы ему увидеть реальность и стать независимой личностью, которой придется существовать когда-то в обществе без маминой помощи.

интересное в сети