Иностранный язык для ребенка

В прошлом возможность обучать детей иностранным языкам была только у аристократов. Сегодня она есть практически у каждой семьи. Красочные учебники, частные репетиторы, гувернантки-носительницы, курсы для младенцев – выбор огромен, но в нем легко заблудиться, тем более что многие до сих пор сомневаются, когда и с чего лучше начинать.

C иностранными языками у каждого из нас складываются сугубо личные отношения. Одни со школьной скамьи и вплоть до первых седин упорно зубрят злополучный английский и все равно не могут вымолвить ни слова, в энный раз очутившись за границей и столкнувшись с живым носителем. Кому-то везет больше, и они свободно могут изъясниться хоть на романском, хоть на германском. В советской школе такой разительный контраст было принято объяснять наличием или отсутствием склонности к обучению иностранным языкам. Современные психологи эту точку зрения не разделяют. Они уверены: каждый ребенок способен в совершенстве овладеть чужой речью, правда, для этого нужно соблюсти ряд непременных условий.

Баланс интересов

Главный вопрос – когда начинать? Некоторые родители приступают к обучению с первых дней жизни ребенка, но порой берутся за дело так рьяно, что ближе к школе он теряет всякий интерес к знаниям. Другие не торопятся записывать малыша на языковые курсы. Они уверены, что изучение иностранного языка можно начинать только после того, как он уверенно овладеет родной речью, причем как устной, так и письменной. Но это − две крайности, которые не всегда приводят к желаемому результату.

Польза от раннего старта появляется только в том случае, если методы обучения соответствуют психическим возможностям малыша. А в том, чтобы начать тренинг чуть раньше возрастной нормы, нет ничего плохого. Светило отечественной психологии Л.С. Выготский говорил о «зоне ближайшего развития». Под этим понятием он подразумевал те навыки, которые ребенок еще не умеет выполнять самостоятельно, но вот-вот научится. Например, в период введения прикорма родители начинают кормить малыша с ложки. И хотя явного интереса к ней он еще не проявляет, кроха уже способен удержать ее в руках. Чтобы простимулировать любопытство, достаточно всего лишь дать ему возможность играть с ложкой так, как он сам захочет. Благодаря этому полезному опыту малыш научится использовать прибор по назначению гораздо быстрее. Изучать иностранные языки можно по тому же принципу, причем с самого рождения, ведь речевые навыки начинают формироваться сразу после появления на свет.

Научная база

Психологи выяснили: чем раньше ребенок начнет изучать иностранные языки, тем лучше. У новорожденных малышей в коре головного мозга уже существует 2 речевые зоны: центр Вернике и центр Брока. Именно они помогают ребенку освоить родной язык. Первый центр расположен в слуховой коре височной доли. Он отвечает за импрессивную речь (от лат. impressio − впечатление), то есть за слуховое восприятие: распознавание звуков и расшифровку смысла высказываний. Второй центр находится в нижнем отделе лобной доли рядом с зоной, контролирующей артикуляционный аппарат. Эта область регулирует экспрессивную речь: воспроизведение звуков и построение фраз. У правшей оба центра расположены в левом полушарии, у левшей − в правом.

Во время отпуска за границей очень полезно поощрять общение малыша с иностранцами. В кафе попросить его заказать апельсиновый сок, в отеле – узнать дорогу до пляжа.

Первые 12 месяцев жизни малыш учится воспринимать звуки на слух, имитировать их, улавливать ассоциативные связи между предметами и их названиями, понимать смысловую нагрузку слов. Употреблять накопленный материал в речи ребенок начинает только к 1,5−2 годам. И при этом совершенно неважно, сколько языков он учит одновременно: их освоение идет параллельно и автоматически. Доказательство тому − феномен детей-билингвов из межнациональных семьей. У них родными становятся сразу два языка.

Все остальные малыши находятся в менее выгодных условиях, но и у них есть шанс добиться выдающихся результатов, если обучение начнется в дошкольном возрасте. До 8−9 лет сведения обо всех изучаемых языках откладываются в тех же зонах, куда «записывается» родной язык. При этом в правом полушарии сохраняется информация об особенностях произношения и интонации, а в левом − фонетика, грамматика, синтаксис. В среднем к 10−12 годам формирование коры головного мозга заканчивается. С этого момента информация об иностранных языках фиксируется только в доминирующем полушарии (у правшей – в левом, у левшей – в правом). Это обстоятельство замедляет процесс обучения, в частности потому, что на извлечение нужных данных уходит больше времени. Кроме того, детям, которые начинают изучать иностранный язык после 8 лет, сложнее добиться идеального произношения.

Сильное впечатление

Малыши учат языки совершенно иначе, чем взрослые. Чтобы выбрать верную методику, важно учесть несколько моментов. Первое принципиальное отличие: у дошколят развита только образная память. Слова они способны запоминать через эмоционально окрашенные образы, которые возникают благодаря органам чувств в ответ на новые открытия. Образная память считается самой крепкой и долговременной, и пример тому − безупречное усвоение родного языка с пожизненной гарантией. Однако по мере взросления большинство из нас теряют этот полезный навык. После 6−7 лет на смену образной приходит словесная память. За нее отвечают разум и логика, которые позволяют нам усваивать информацию с помощью слов, символов и знаков.

Два вида памяти задействуют совершенно разные механизмы запоминания. Фиксировать информацию человек может произвольно и непроизвольно. В первом случае необходимо осознанно поставить перед собой соответствующую цель и в буквальном смысле заняться зубрежкой. Для этого нужно прежде всего активировать вербальную память. Прием нам всем хорошо знаком, ведь только благодаря ему мы смогли освоить школьную и университетскую программы.

Непроизвольное запоминание происходит автоматически: ни воли, ни специальных усилий прикладывать не приходится, нужна лишь сильная мотивация. И именно в таких обстоятельствах чаще всего задействуется образная память. У взрослых эта схема срабатывает, например, при переезде в другую страну или назначении на хорошо оплачиваемый пост в иностранной компании. У детей стимул к обучению языкам присутствует от природы. И этим грех не воспользоваться. Усвоение родной речи, согласно научной теории С.Л. Рубинштейна, проходит в процессе жизненно-мотивированной деятельности, а именно – живого общения. В бытовых ситуациях у ребенка появляется возможность прощупать все скрытые значения слов и научиться употреблять их в соответствии с узким контекстом. Если такие же условия будут созданы для изучения иностранного языка, прогресс не заставит себя долго ждать.

Открытый урок
Крайне желательно, чтобы первый педагог малыша обладал идеальным произношением и хорошей дикцией.

Принципиально важный момент: обучение дошкольников должно проходить в игровой форме, ведь игра остается ведущим видом психической деятельности вплоть до 7 лет. Усилия педагогов принесут пользу, только если ребенок будет ходить на занятия с удовольствием. Тогда и родителям не придется заставлять и настаивать. А чтобы обучение доставляло радость, малышу должно было интересно. Однако далеко не все учителя способны соблюсти это легкое условие. Прежде всего потому, что для детей они выбирают методы обучения, которыми пользуются сами, а это в корне неверно.

Тем же, кто знает, как устроена детская память, очевидно: до 6−7 лет обучать ребенка иностранным языкам нужно не по учебникам и не за партой. В этом возрасте малыши еще не владеют в совершенстве письмом и чтением. Карточки со словами могут привлечь их внимание, но должного эффекта не произведут. Переписывать буквы в тетрадку или читать про себя длинный текст им тоже не понравится: запоминать и распознавать символы (буквы и цифры) им не только очень трудно, но и безумно скучно. А вот веселые песенки, мини-постановки, мультики, аудиозаписи непременно возымеют действие, потому что дошколята большую часть информации запоминают на слух, много раз повторяя услышанное. При этом для просмотра, прослушивания или инсценировок лучше выбирать те сюжеты, которые малышу нравятся больше всего. Если песенка, сказка или выбранная тема не вызывает энтузиазма, новая информация усвоится хуже.

Лучший способ учить язык – употреблять освоенный материал в процессе активного общения. Задания для малыша нужно придумывать так, чтобы они соответствовали его возрастным интересам и были максимально приближены к реальности. Например, вместо нудных письменных упражнений можно предложить ребенку рассказать забавную историю про свою игрушку. А в идеале под аккомпанемент иностранного языка нужно заниматься любимыми делами. Роль ведущих родители могут взять на себя, а если знаний недостаточно, малыша можно отдать в развивающий кружок, где занятия будет вести носитель. Неважно, что при этом будет делать кроха – лепить из пластилина, рисовать или готовить пирожки: у него будет сильнейший стимул понять собеседника и вступить с ним в контакт.

Успешная стратегия

1) Если мама или папа владеют иностранным языком, можно договориться с малышом, что один час в день или каждый раз во время прогулок они вместе будут играть в «иностранцев» и разговаривать, например, только на испанском.

2) Каждый день на 15−20 минут перед сном ребенку дошкольного и школьного возраста можно ставить диски с песенками, сказками или аудиоупражнениями к учебнику.

3) Прежде чем отвести кроху на курсы, его нужно к этому подготовить: новый коллектив и незнакомая речь могут вызвать стресс. Накануне можно рассказать крохе интересную легенду о возникновении языков и объяснить, чему он сможет научиться на уроках. Если ребенок чувствует себя неуверенно, первое время лучше посещать занятия вместе с ним.

4) На урок малыш должен приходить отдохнувшим. Если на повестке дня детский сад, бассейн и еще 3 других кружка, охота учить английский пропадет быстро.

5) До 6−7 лет от детей нельзя требовать результата, и оценивать их успехи тоже не стоит. Отметки им будут ставить в школе, а до тех пор обе тактики лишь заостряют внимание на неудачах и отбивают мотивацию.

6) Не нужно сравнивать ребенка с более способными сверстниками, иначе у него сформируется заниженная само-оценка и он не будет верить в свои силы, что не поможет ни в освоении языков, ни в жизни.

7) Ребенка важно хвалить даже за самые маленькие достижения. Но делать это надо искренне.

8) Если малыш систематически отказывается идти на занятия, важно выяснить причину. Желание могут отбить как непедагогичное поведение учителя, так и ссоры с одногруппниками. Стимул пропадает и от слишком сложных заданий.

9) Если до школы малыш хорошо овладел одним иностранным языком, с первого класса имеет смысл изучать другой.

Индивидуальный подход

Другая дилемма – нанять малышу частного репетитора или отдать его на курсы для самых маленьких? Психологи считают, что дошкольникам полезнее заниматься в небольших группах по 4−6 человек. В коллективе дети активно взаимодействуют, поэтому вместе им веселее. Сейчас на курсы берут малышей от 3 лет, так что для раннего знакомства подходящее место встречи найдется. Нужно только помнить, что от переутомления крохе тут же становится скучно и занятия превращаются в пытку. Чтобы мотивация сохранилась, урок для детей с 2 лет должен длиться не дольше 20 минут, с 4 до 5 лет – 20−30 минут, с 6 до 7 лет – 30−35 минут. При этом в середине занятия нужно обязательно делать перерывы (лучше всего гимнастические, танцевальные или музыкальные). Уроки можно устраивать хоть каждый день, но не реже 2−3 раз в неделю, иначе обучение будет проходить медленно.

И все же некоторым детям может понадобиться индивидуальный подход, а иногда даже частный репетитор. Чтобы сделать правильный выбор, необходимо учитывать психический склад личности ребенка. Например, малыши-экстраверты очень подвижны и инициативны: на любой вопрос преподавателя у них всегда есть готовый ответ. Им однозначно комфортнее в группе, потому что общение им необходимо и в коллективе они чувствуют себя максимально уверенно. Дети-интроверты более замкнуты, поэтому редко поднимают руку и не стремятся публично демонстрировать свои знания. Новую информацию они, как правило, усваивают медленнее, поэтому задания на скорость им не подходят: соревнования такого рода они обычно проигрывают, отчего расстраиваются и очень скоро теряют мотивацию. И нет здесь ничего удивительно: глупо хотеть делать то, что у тебя получается плохо.

Но это вовсе не означает, что таким малышам групповые занятия противопоказаны. Если педагог опытный, он сможет подобрать правильную тактику, например откажется от заданий, которые ставят экстравертов и интровертов в неравные условия. Медлительному ученику потребуется и дополнительное разъяснение пройденного материала. Если педагог сможет уделять интроверту особое внимание непосредственно во время занятия, проблема решится сама собой. В противном случае имеет смысл через каждые 4−5 занятий в группе устраивать дополнительный индивидуальный урок тет-а-тет с тем же преподавателем. Так у ребенка будет возможность восполнить пробелы и не чувствовать себя отстающим. Если все эти варианты недоступны, малышу-интроверту имеет смысл найти репетитора.

Полезные адреса

ЕсMister English: английский язык с 4 лет, с 12 лет – музыкальный театр M.E.S.S. на английском языке, где подростков параллельно обучают актерскому мастерству. www.mrenglish.ru

English First: английский язык с 4 лет. www.englishfirst.ru

Big-Ben: с 3 лет детям преподают английский, французский, испанский, итальянский и немецкий. Занятия могут проводиться в мини-группах по 2−3 человека. С 7 лет детей ждут в лингвистическом лагере. www.big-ben.ru

Школа Olenhof: немецкий язык с 5 лет. www.olenhof.ru

Французский культурный центр: французский язык с 4−6 лет. www.ccf-moscou.ru

интересное в сети