Это мой друг!

Однажды ребенок рассказал вам о новом друге. Кто же это? Соседский малыш? Нет, это друг, живущий исключительно в фантазиях вашего ребенка. В такой ситуации легко растеряться.

Тем не менее воображаемый друг играет значительную роль в развитии творческих способностей у детей. А также помогает ребенку справиться со многими эмоциональными проблемами.

Воображаемые спутники − явление весьма распространенное. Установлено, что до 70% малышей в возрасте от 2 до 4−5 лет выдумывают себе различных друзей. Они могут навещать малыша периодически или присутствовать постоянно, они, как правило, имеют имя, особые приметы и собственные привычки.

Будучи центром своей маленькой вселенной, где ребенок рос и где его все любили, он делает шаг в больший мир, где он уже не всемогущ, где должен учиться ориентироваться и справляться с реалиями жизни. Признавать свои ограниченные возможности бывает очень тяжело. И тут на помощь приходит воображаемый друг: он всегда готов выслушать, всегда поймет, посочувствует, разделит его одиночество, придаст уверенности и утешит.

Для ребенка 2–5 лет фантазии – один из способов познания мира. Если у вашего малыша появился для этого воображаемый помощник, надо пойти на компромисс, определив при этом рамки дозволенного. Ведь любой друг должен быть воспитанным, независимо от того, видимый он или нет.

Так, детское фантазирование смягчает процесс «взросления», оставаясь основой и базой для развития ребенка. Воображаемый друг может оказаться сказочным персонажем, человеком или животным. Такой нереальный спутник часто становится как бы вторым «я» малыша. Это «раздвоение личности» совсем не психическое расстройство, а очень ловкий прием, используемый для самозащиты.

С помощью него крохе удобно проверять рамки дозволенного поведения, чтобы, натворив что-либо, можно было убедить маму и папу, что он не имеет к проступку ровным счетом никакого отношения: «прилетал Карлсон и немного пошалил».

Когда ребенок чувствует «уколы совести» за свои поступки, ему легче отчитать этого недостаточно воспитанного «друга», нежели ранить свое самолюбие самоистязанием. Ребенок еще плохо прогнозирует последствия тех или иных действий, но все же по-детски он проводит самоанализ. С помощью воображаемого товарища этот самоанализ проходит менее болезненно, но не менее продуктивно.

К тому же в своем воображении ребенок часто приписывает своему невидимому другу те качества, которых в реальной жизни самому малышу не хватает: товарищ может быть сильным, смелым и всеми любимым. Попросите своего кроху, чтобы он получше познакомил вас со своим товарищем: какой он, что любит, чем увлекается?

Истории, которые мы слышим от наших детей, могут поведать нам о многих детских проблемах. Ваша проницательность поможет вам понять причину детского переживания, определить правильную линию поведения, чтобы ваш кроха побыстрее распрощался со своей фантазией. Вот лишь некоторые ситуации.

1. Моменты неизбежных лишений

Когда малыш грустит или его проблемы кажутся ему непреодолимыми, фантазия дает ему надежду и спасает от отчаяния. В данном случае придуманный персонаж помогает ребенку выстоять и продолжать жить интересно и увлеченно.

Если ребенок настолько поглощен воображаемым другом, что перестал общаться с остальными членами семьи, если он выглядит замкнутым или несчастным, обсудите ситуацию с врачом.

Например, если ребенок, переезжая жить в другой район, вообразил, что на новом месте у него появился друг или остался замечательный товарищ на старом, то нужно понять, что эта фантазия помогает ему чувствовать себя менее одиноким и потерянным.

Порадуйте ребенка, пригласив в гости его приятелей. Скажите: «Если тебя что-то расстроило, расскажи об этом своему приятелю или нам». Гуляйте во дворе со своим малышом, чтобы место воображаемого друга мог быстрее занять реальный карапуз.

Ту же функцию выполняет сказочный товарищ, появившийся в судьбе заболевшего ребенка. Когда этот этап останется позади, воображаемый утешитель исчезнет сам собой.

2. Победить страхи

В определенные периоды жизни малыша страхи являются естественной его реакцией на многое непонятное, неизвестное и непознанное. Многие игры на фантазирование позволяют малышам справляться со страхами. Например, когда ребенку приходится часто оставаться одному дома, то выдуманный товарищ находится с вашим ребенком, когда вас нет рядом. Малыш учится оставаться один, и ему необходима помощь. Наделяя своего друга защитнической функцией, малыш находит способ чувствовать себя в безопасности.

3. Борьба с противоречивыми чувствами

Подобная ситуация может появиться в семьях, где родители склонны к выраженному доминированию над ребенком, слишком требовательны к нему или просто слишком заняты на работе.

При строгости в семье невидимый друг играет роль любящего, заботливого товарища, который всегда доволен малышом, восхищается его достижениями и отлично с ним ладит. При появлении противоречивых чувств, когда наказывает или ругается мама, такая любимая, однако на которую трудно в такие моменты не сердиться. В этой ситуации на «друга» можно выплеснуть те негативные эмоции, которые надо держать в себе при родителях. А накопление таких «запретных» эмоций может плохо отразиться на маленькой личности.

Правила для «друзей»

Воображение – драгоценный дар, помогающий ребенку развиваться. Не смейтесь над придуманным приятелем и не запрещайте брать его на прогулку, так вы не заставите ребенка отступиться от своих фантазий. Он начнет держать их в тайне и может погрузиться в воображаемый мир глубже, чем надо.

Спровоцировать появление воображаемого друга могут различные эмоциональные проблемы, в том числе когда маленький фантазер остро ощущает недостаток внимания.

Пойдите навстречу желанию ребенка, чтобы у его приятеля было место за столом. Не приглашайте «друга» за стол, пока об этом не вспомнит ваше чадо, но, если попросит малыш, поды-грайте ему.

Используйте воображаемого спутника в своих целях, только если ваш кроха на это не обижается. Малышей ранит желание родителей «рассорить» его с «товарищем», привлечь «его» на свою сторону. Он не должен чувствовать, что теряет власть над придуманным другом.

Не позволяйте ребенку с помощью друга избегать ответственности. «Фунтик заставил меня сделать это». Нашаливший ребенок боится потерять расположение и любовь родителей и может отрицать вину, даже если его поймали с поличным. Скажите: «Раз ты нашалил, помоги мне навести порядок».

Если ребенок использует вымышленного товарища для выражения своего протеста...Невидимый «адвокат» встает в защиту прав и свобод маленького человека. Ребенок выражает свои чувства, которые он боится выказать напрямую, пытается уйти от ответственности или снять с себя какую-то обязанность.

Не обращайте внимания, если ребенок просто советуется с компаньоном. Но мягко показывайте ребенку, кто в доме хозяин.

интересное в сети