Как говорить с детьми о деньгах?

Большинство детей уже в 4–5-летнем возрасте знают о деньгах самое главное – То, что деньги нужны всем и что их надо зарабатывать. Конечно, этих знаний слишком мало, чтобы потом, в будущем, относиться к деньгам адекватно. Так что наша задача – провести расширенный и углубленный курс экономической теории и практики.

Тему денег не принято относить к трудным – это все-таки не «откуда берутся дети». На самом деле отвечать на некоторые вопросы, касающиеся денег, не просто тяжело, а прямо-таки мучительно. Как, например, объяснить ребенку, почему вы не покупаете ему такую же машину, как у Васи? Ведь ответ «Она слишком дорогая» или «Мы недавно покупали тебе игрушки» его, возможно, не устроит. «А почему Васин папа купил?.. А почему у нас нет столько денег?.. А зачем вы работаете на такой работе, где мало платят?..» Отвечать на все вопросы спокойно, рассудительно, без лишних эмоций бывает трудно. Так и хочется сказать, что маленьким детям не стоит интересоваться деньгами и что вы все расскажете ему попозже, лет этак через 10.

Но этот вариант объяснений – самый неподходящий. Потому что хотим мы или нет, а современные дети приобщаются к финансовой стороне жизни очень рано. Детские передачи прерываются детской же рекламой, в которой, кроме демонстрации всех прелестей новой игры, сообщается, что теперь вы можете купить ее со скидкой. И всего за  9999! Или – за 2222! (Создатели рекламы знают, что делать, чтобы запомниться надолго). Детские продукты дополняются маленькими игрушками, которые, если собрать их 30 штук, можно поменять на игрушку большую. Неудивительно, что дети так рано увлекаются темой денег – они каждый день видят их связь с удовольствиями.

Отношение к деньгам – часть отношения к жизни вообще, и материальные представления всегда тесно переплетены с моральными принципами и установками. А формируется все это еще в дошкольном возрасте.

Так что на вопросы о деньгах отвечать надо. Более того, иногда надо говорить и о том, про что дети не спрашивают. Отношение к деньгам – часть отношения к жизни вообще, и материальные представления всегда тесно переплетены с моральными принципами и установками. Формируется все это еще в дошкольном возрасте. Значит, сейчас самое время рассказать про деньги все. Ну, или почти все.

Что нужно знать о деньгах маленьким детям?

Отношение к деньгам и к материальным ценностям должно быть позитивным. Изначально оно у детей и бывает таким. Они радуются подаркам, игрушкам, красивым вещам. Это отношение не стоит культивировать, но и не стоит его отвергать. Иногда родители бывают так напуганы ростом потребительских желаний детей, что начинают сомневаться в успешности своего воспитания. В том, что вообще можно нормально воспитать детей в условиях общества потребления. «Детям 4 и 7. По-моему, у них на уме только новые игрушки и фильмы. Слово «купи» я слышу чаще, чем все остальные слова. Они же ходят в садик, школу, на детскую площадку. Там постоянно видят какие-то новые вещи и тут же просят купить. Вернее, не просят, а обсуждают возможность: «А сколько это стоит? А можно заказать это через Интернет? Может, дешевле будет?» Меня такие разговоры иногда просто из себя выводят. Но как это исправить? Переехать в заброшенную деревню и перейти на натуральное хозяйство? По-другому невозможно».

Аскетическое воспитание – вот выход из сложившегося положения. Объявить детям, что деньги – это зло, что они мешают нормальному развитию, и отказаться от излишеств раз и навсегда. Только так ребенок вырастет нормальным человеком. Нет, на самом деле ограничения совсем не способствуют духовности. Более того, именно люди, которых в детстве ограждали от любви ко всему материальному, во взрослом возрасте становятся в этом смысле совершенно неуправляемыми. Их стремление тратить на себя ограничивается только суммами заработка (и то не всегда – они охотно идут на всевозможные займы и кредиты). Но даже при всем этом чувства гармонии с миром вещей и с деньгами у таких людей не наступает. Значительные ограничения в детстве – чего бы они ни касались – никогда не проходят бесследно. Поэтому деньги должны быть частью жизни. И хорошей частью. Не бойтесь демонстрировать свою радость от обладания ими и предвкушение от того, что можете их потратить. Можно даже обсуждать при детях варианты покупок или летнего отдыха. Так дети еще и навык планирования получат.

Основной источник денег – работа. Это ребенок должен усвоить обязательно. Про остальные способы получения денег (даже если вы уверены, что честные люди не могут жить хорошо) лучше не говорить. И дело не в том, что он может заинтересоваться этими, нечестными, способами. Просто такие знания будут многое определять в жизни – даже в тех ее сферах, которые совсем не материальны. Что, например, значит утверждение, что кому-то что-то досталось просто так? Или кто-то что-то «захапал»? И что большинство работающих людей не могут добиться должного положения? Это значит, что от желания и способностей человека ничего не зависит. Что надо довольствоваться малым и не стремиться к особым высотам.

В общем, такие утверждения формируют – ни много ни мало – жизненную позицию. У ребенка, который знает, что все бессмысленно, что этот мир устроен неправильно, вырабатывается стратегия избегания неудач. У него низкая активность, подсознательное чувство обиды и несправедливости и позиция «я все равно не смогу». Конечно, это все проявляется не сразу, не с 5 лет. Но все же такой пессимистичный настрой взрослых бывает опасен. Он же даже мечтать мешает. А ребенку нужны мечты – и вообще, и о своем будущем в частности. Хорошие мечты и уверенность в том, что, если захотеть, их можно реализовать в жизни, – основа стратегии достижений.

Так что, если ребенок спросит, сможет ли он купить себе эту машину (или танк, или самолет, или магазин кукол), когда вырастет, обязательно скажите, что сможет. И выразительно посмотрите на бабушку, приготовившуюся сказать, что все уже куплено (пессимистичным настроем грешат чаще всего именно они). Когда ребенок вырастет, желание купить танк у него, скорее всего, пропадет. А вот стратегия достижений останется. И обеспечит ему уверенность и успешность. Материальную – в том числе.

Отношение к деньгам не должно быть сверхценным. То есть мысли по этому поводу не должны занимать ребенка слишком часто. Даже если у него уже и есть своя копилка, свои собственные деньги, то от постоянных подсчетов ребенка стоит ограждать. Хотя подобное отношение вряд ли зависит от слов – здесь больше действует пример. Если родители сами очень увлечены кредитами, процентами, акциями или просто слишком много говорят о деньгах, то и ребенок перенимает их интерес. Имеют значение и черты характера – например, склонность к бережливости, а это тоже передается по наследству. Именно поэтому родители обнаруживают у ребенка свои черты отношения к деньгам.

«Мои родители долгое время жили в Японии и теперь по привычке в японский День детей дают всем внукам деньги. Внуки, конечно, рады, всегда ждут этого дня, но ведут себя все по-разному. Дочка тут же зовет меня в магазин, долго выбирает там одежду для кукол или сумочки себе. А сын кладет деньги в «тайное место» и потом периодически проверяет, там ли они. Если ему и понравится какая-то игрушка в магазине, то он сразу начинает считать, хватит ли у него денег и сколько нам придется ему добавить. С одной стороны, это, наверное, хорошо – ему ведь всего 6 лет, а он уже двузначные числа складывает. А с другой – немного странно, что такой маленький ребенок так сознательно себя ведет. Мне такое отношение не понять – я, как и дочка, могу тут же потратить все, что есть. А муж считает, что это неправильно и что деньги любят экономных людей. Он, кстати, очень прилично зарабатывает, но тратить очень не любит. Чтобы поехать отдыхать или обновить интерьер, его надо долго убеждать».

Трудно сказать, какое отношение к деньгам правильнее. Действительно, есть люди, которые получают удовольствие от самого факта обладания. Главное – чтобы деньги не становились причиной конфликтов с людьми и не мешали радоваться жизни. Не фиксируйте внимание ребенка на деньгах, если он и стал их обладателем. «Что ты с ними сделаешь? Может, надо их накопить? Надо подумать, а не тратить на ерунду» − такие замечания, возможно, имеют смысл, но только если их будет очень немного.

Взрослые сейчас оказываются в трудном положении, когда их приглашают на детские дни рождения. Решить, что подарить, не просто трудно, а невозможно. Разузнали, что мальчик играет Человеком-пауком, пришли в магазин его купить, а оказалось, что этих пауков видов десять. И каждый – нескольких модификаций. Нет уж, лучше деньгами. Пусть сам решит, что ему нужно. С точки зрения практичности это, наверное, так. Зачем тратить деньги на то, что потом не принесет радости? Но с точки зрения эмоций постоянный перевод подарков в деньги не очень полезен. Особенно если такой принцип: дарим деньги, пусть сами решают – действует в отношении всех членов семьи и всегда. Исчезает необходимая составляющая праздника – тайна, сюрприз, неожиданность.

Еще хуже, когда, готовясь к мероприятию, родители вспоминают «а сколько они нам подарили». Подарки становятся просто обменом денег. Иногда, хотя бы в воспитательных целях, стоит провести серьезную подготовительную работу ко дню рождения близких. Узнать из заслуживающих доверия источников, о чем именинник мечтает, найти это и подарить в красивой упаковке. Или хотя бы дополнить денежный подарок (если трудно от этой идеи отказаться) небольшим, но приятным сувениром. Также полезно устраивать развлечения, в которых неочевидна материальная часть или ее нет совсем. Домашний ужин вместо похода в ресторан, поездки в лес вместо парка с аттракционами, самодельные игры дома вместо покупных.

Если ребенок спрашивает, сможет ли он купить танк, когда вырастет, – ответьте, что сможет. С возрастом желание купить танк пройдет, а позитивная установка на материальные достижения останется.

Очень хочется оградить детей от всего неприятного в жизни. Хочется, чтобы они не сталкивались с черной ее стороной и не знали, что на свете, кроме радостных людей, есть еще те, кто болен, беден, несчастен. Но вряд ли мы окажем ребенку добрую услугу, если все это будем скрывать. Мы должны с раннего возраста приучать детей помогать другим. Доступно объяснять, почему такое бывает, что у каких-то людей нет денег, что значит бедность. Совсем не обязательно сгущать краски и делать свой рассказ пугающим («Видишь, что бывает, когда люди не хотят учиться?»), предостерегать. Детали тоже необязательны – дети все равно не смогут понять все сложности жизни, и подробности их только дезориентируют.

Объяснять нужно очень просто и спокойно – так, чтобы чувствовалась ваша уверенность в том, что говорите. Да, в мире есть войны, болезни, стихийные бедствия, катастрофы. Они портят людям жизнь, и поэтому другие люди хотят пострадавшим помочь – например, отправляют игрушки в детские дома и занимаются другими видами благотворительности. Будет неплохо, если вы прямо при ребенке сделаете какое-то доброе материальное дело. Но пока лучше – не за его счет. Вариант «давай мы не купим тебе игрушку, а отдадим эти деньги бедным людям» пока не пройдет. Ребенок еще не достиг такой степени сознательности и отказаться от своих интересов спокойно не сможет.

интересное в сети