Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Малыш познает мир

Вы считаете, что, высыпав землю из цветочного горшка на пол и вылив воду из чашки на мирно спящего кота, малыш проказничает, а пытаясь откусить кусочек от кактуса – напугать вас? Ничего подобного! Ваш кроха изучает свойства предметов. Самое время заняться этим в форме игры.

21 ноября 2016
Малыш познает мир
Марина Андросова
педагог

Малышу в возрасте от 1,5 года уже доступно понимание различных свойств предметов. В этот период нужно помочь ему научиться отличать твердое от мягкого, сухое от мокрого, грустное от веселого, осознать более сложные понятия цвета, формы и размеры. Конечно, ребенок уже начал постигать свойства предметов, ведь он с самого рождения только и делает, что экспериментирует и исследует окружающий мир. Практически все его действия направлены на изучение, на проведение опытов. Однако важно создать для ребенка условия, в которых ему будет легче разобраться в свойствах предметов, их отличии друг от друга и особенностях каждого. Самое время предложить ему игры, которые раскроют перед ребенком различные понятия, характеризующие тот или иной предмет. Колючий, гладкий, шершавый, высокий или низкий, горячий или холодный… Да мало ли о чем нам захочется рассказать малышу! В повседневных делах не забывайте говорить ребенку о том, что руки после лепки куличиков в песочнице стали грязными, а после мытья – чистыми, что сегодня на прогулку вы взяли маленькое ведерко, а большое осталось дома, что шапочка – теплая, что мышка – маленькая, что пакет с картошкой – тяжелый, а папины щеки – колючие.

Играя с малышом, включайте элементы занятий, которые дают возможность напомнить еще и еще раз о свойствах предметов. И пусть игры остаются играми – веселыми, забавными и интересными, ведь вся учеба у ребенка еще впереди, в школе.

Все шарики и мячики

Найдем в доме все предметы, имеющие форму шара. Мячи футбольные, теннисные, массажные, грецкие орехи, яблоки и апельсины, клубки ниток, горошины, крупные бусины.

Возьмем подходящую емкость – большую коробку, корзину, тазик или детскую ванночку.

  • Наполненная одинаковыми по форме предметами, ванночка уже сама по себе развивающая игрушка, вызывающая детское любопытство. А уж если организовать с этим сухим бассейном занятие, то интерес ребенка не иссякнет довольно долго.
  • Доставая по очереди предметы, обратите внимание малыша на свойства каждого из них. Большой или маленький шар, твердый или мягкий, съедобный, шершавый, гладкий, прозрачный, тяжелый или легкий.
  • Шарообразные предметы хороши тем, что их можно если не кидать, то катить точно. Каждый исследованный предмет откатываем или бросаем в сторону. При сборе шаров предложите ребенку самому найти большой шарик или колючий, маленький или съедобный. Помогите крохе. Называя свойства предметов, добейтесь, чтобы все вернулись «домой» в детскую ванночку.
  • Теперь бонусная игра: покажите малышу одну из его любимых и хорошо знакомых игрушек, а затем закопайте ее среди шариков. Поиск игрушки обязательно потребует выбрасывания других предметов. Вот тут-то снова стоит назвать особенности каждого шара.

Веселый и грустный

Скотчем приклеиваем к соломинкам для коктейля по картонному кругу диаметром около пяти сантиметров. На одном круге рисуем веселую, улыбчивую мордашку, на другом – грустную, расстроенную. Берем два пластиковых стаканчика, делаем в дне каждого небольшую прорезь и вставляем туда соломинки так, чтобы мордашки оказались внутри стаканчиков.

  • Двигаем по очереди трубочки вверх и вниз. Из стаканчиков появляются и исчезают в них две рожицы. Каждое выскакивание повеселит малыша.
  • Возьмите только стаканчик с улыбчивой мордочкой. Смейтесь вместе и радуйтесь, когда мордашка выглядывает из посудины. Скажите малышу, что это личико – веселое. Затем поиграйте с грустной мордашкой. Теперь при выскакивании ее из стакана громко плачьте и хныкайте.
Малыш познает мир

Игрушки на сушке

Привяжем в комнате бельевую веревку или пояс от халата выше роста малыша. Поищем удобное место. Можно натянуть веревку, например, от полки шкафа до детской кровати или от дверной ручки до ручки шкафа. Важно, чтобы вся конструкция получилась надежной, чтобы, дернув за веревку, ребенок ничего не опрокинул.

  • Возьмем мягкие игрушки, те, что побольше, и совсем маленькие. Каждую игрушку по очереди прикрепляем к веревке прищепками. Рассказываем малышу, какая эта игрушка: большой мягкий заяц, маленькая мягкая собачка и т. д. Ребенок непременно будет пытаться снять игрушки с веревки. Он снимает – вы прикрепляете, снова и снова. Главное – не забывать обращать внимание малыша на размер игрушки.

Очень важно, чтобы во время проведения всех развивающих игр самой маме было интересно этим заниматься. И не настаивайте, если малыш не в настроении играть.

Пусто и густо

Для знакомства с весом, размером и объемом различных емкостей и предметов хорошо подходит игра «Пусто и густо». Дайте ребенку пластиковую бутылку с широким горлышком и всякие мелкие предметы, которые проходят в горлышко, скажем каштаны, камешки, палочки, палочки для чистки ушей, ватные шарики, колпачки от старых фломастеров, шишки, невидимки и скрепки, крупные пуговицы и маленькие игрушки.

  • Предложите ребенку наполнять бутылку этими вещицами. Обсуждайте каждый предмет и его свойства. Обратите внимание ребенка, что бутылка была пустой, а стала полной. После наполнения емкости высыпьте все содержимое и продолжайте игру, пока ребенку не надоест.
  • Можно заполнить бутылку наполовину водой – тогда класть внутрь предметы будет еще интереснее: следить за уровнем воды и за тем, как сухие предметы становятся мокрыми, очень понравится любому малышу.

Воздушные змейки

Для игры потребуются ленточки разной длины. На конец каждой ленты прикрепим или привяжем грузик – колпачок от ручки, прищепку, маленькое колечко от пирамидки или что-то еще.

  • Бросаем ленточки, держа их за грузик. Лента будет лететь над грузиком и извиваться, затем свернется. Сам полет лент – дело занимательное. Научите ребенка бросать ленты, держа их за утяжеление. Бросайте длинные и короткие змейки и обязательно называйте их свойства, находите самую короткую и самую длинную змейку. Попробуйте кидать змейки в цель – в корзину или коробку. Посоревнуйтесь, чья змейка улетит дальше.
Малыш познает мир

«Принеси мне»/«Отнеси папе»

  • Просите ребенка принести вам различные предметы. Называйте не только сам предмет, но и его свойства. Начните с тех, что хорошо знает малыш. Хвалите его за каждый принесенный предмет, хлопайте в ладоши. Дайте задание отнести какой-то предмет папе.

«Тяни-толкай!»

Возьмите большую коробку и заполните ее тяжелыми предметами, например книгами, или положите в нее пластиковые бутылки с водой.

  • Предложите малышу сдвинуть ее с места. Положите коробку так, чтобы она мешала ребенку пройти. Говорите о том, что коробка тяжелая! Покажите, как можно сдвинуть ее с места.
  • Выложите тяжелые предметы, положите в коробку легкую подушку. Посадите малыша на подушку и покатайте его по квартире, толкая коробку перед собой.

«Два вагона – паровоз!»

Возьмите две коробки от обуви, уберите крышки и свяжите веревкой, сделав прорези. Уберите металлические скобки, чтобы ребенок не поранился. Веревку протащите через коробки и оставьте длинный конец. Получился импровизированный паровозик на веревочке. С ним малыш может носиться по квартире, загружать в него кубики или любые игрушки.

  • Обращайте внимание ребенка на пустые и полные вагоны, на тяжелые и легкие коробки. Рассказывайте о свойствах тех предметов, которые загружаются в вагоны.
  • Посадите в паровоз большие мягкие игрушки и покатайте их по коридору.
  • Дайте малышу фломастеры и предложите разрисовать вагоны в разные цвета.

Обводим ручки и ножки

Возьмите листы бумаги и обведите ладошки и ступни малыша фломастером. Затем приложите свою ладонь, обведите и ее.

  • Вместе сравните получившиеся рисунки. Какие ладошки больше? Где маленькие ножки? Какой пальчик самый маленький? Какой самый большой?
  • Обведите ладошки других членов семьи. Вместе находите по рисункам, где чья ладошка. Прикладывайте ручку малыша и сравнивайте размер.
  • Дайте малышу фломастеры, и пусть он порисует на листах с контурами.

Разрушение башни

Ребенок в возрасте 1,5 года должен уже уметь строить башни из четырех, пяти или шести кубиков. Но малышам всегда интересно не только созидать, но и разрушать.

  • Постройте из кубиков башни разной высоты. Попросите малыша разрушить самую низкую башню, затем самую высокую. Стройте и рушьте снова и снова.
  • Разрушайте башни мячом или игрушечной машинкой, которая таранит кубики.

Гремучий шейкер

Положите в металлическую баночку от напитка или в шейкер рис, фасоль или камешки. Погремите, чтобы убедиться, что звук достаточно яркий и приятный. Заклейте отверстие скотчем или кусочком изоленту или закройте шейкер. Игрушка готова.

  • Нужно греметь тихо, затем громко. Чередовать громко и тихо. Обязательно говорить, что вышло. Можно просить ребенка потрясти шейкер так, чтобы было громко, или сделать это очень тихо. Соберите игрушечных зверушек вместе, и пусть они разбегаются при громком звуке и крадутся с любопытством при тихом. Пугайтесь сами! Напугайте папу!
  • Замените начинку шейкера. Устройте марш по комнате. Маршируйте быстро и медленно.
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения