Развитие интеллекта с помощью музыка

Сегодня среди методик раннего развития особое место занимают те, которые основаны на музыке. И это неудивительно. Ученые давно доказали, что музыка положительно влияет на ребенка, способствуя его физическому и умственному развитию. Об одной из таких методик мы решили поговорить с ее автором, кандидатом психологических наук, доктором медицинских наук и профессором Международной академии науки и искусств Михаилом Лазаревым.

– На данный момент существует множество различных методик и развивающих программ для детей. В чем особенность вашей методики?

– Отличие моей развивающей методики, которая носит имя «Сонатал» (от лат. sonus – звук, natal – рожденный), заключается в том, что она направлена на гармоничное развитие ребенка через формирование у него прежде всего музыкального интеллекта. Синтез звука, определенного цвета и образа игрушки (три основополагающих элемента программы для самых маленьких – «Цветоник») способствует развитию мышления и речи у ребенка, а специальные физические упражнения и игры помогают крохе расти сильным и здоровым.

– Как давно вы занимаетесь разработкой методик и программ по развитию детей? Что подтолкнуло вас к тому, чтобы начать заниматься этой темой?

– Уже более 30 лет я провожу различные исследования, занимаюсь разработкой развивающих программ для детей. А подтолкнул меня к этому богатый опыт работы в педиатрии, любовь к музыке и детям. В далеком 1982 году я окончил 2-й Московский медицинский институт им. Н.И. Пирогова по специальности педиатрия и детская хирургия. За 10 лет до этого – Магнитогорское музыкальное училище им. Глинки (по классу хорового дирижирования). Много и активно практиковал, также занимался научно-исследовательской работой. Первые песни и сказки писал для своих сыновей, а теперь пишу и для внуков. Сегодня уже по моим песням и методике занимаются в детских садах и семейных центрах раннего развития по всей России, а также в США, Китае, Великобритании, Германии, Израиле, Австралии, Греции и др.

– На детей какого возраста рассчитаны ваши программы? Как они называются? Какие навыки помогают развивать?

Воспитание ребенка музыкой – это один из самых успешных методов развития мозга и становления его психики.

– В современной психологии и педагогике принято говорить о развитии у детей всевозможных знаний, умений и навыков с самого раннего детства. Этот принцип используется во многих программах раннего развития, в частности в системе Марии Мотессори, направленной прежде всего на формирование у малыша способностей взаимодействовать с окружающим миром. В отличие от данной теории я в своих программах уделяю больше внимания воспитанию у детей прежде всего определенных психических и физических качеств. И делаю это с помощью музыки. Для каждого периода детства я разработал свою часть методических программ: Метод «Сонатал» – для воспитания ребенка пренатального возраста (основой музыкального воздействия в методе является голос (пение) будущей мамы). Методика «Цветоник» – для детей раннего возраста (от 0 до 3 лет). Она основана на специально написанной музыке, которая обеспечивает сенсорное сопровождение развития ребенка с рождения. При этом тексты песен строго увязаны с оздоровительно-развивающей гимнастикой. Программа «Здравствуй!» представляет собой музыкальные уроки здоровья для детей дошкольного возраста в детских садах и дома (после 3 лет). Также существуют программы «Цветок здоровья» – для младших школьников, программа «Дыхательная климатотерапия» – для детей в условиях летнего лагеря и программа «Юные учителя здоровья» – для детей с бронхолегочной патологией.

– На основе вашей методики были разработаны наборы со специально подобранными развивающими товарами. Каким образом они формировались?

– Действительно, на основе программы для детей раннего возраста «Цветоник» была разработана игротека «Здоровячок» и создан проект Bimbasket специально для родителей, заинтересованных в гармоничном развитии ребенка и желающих регулярно заниматься с ними дома. Под моим руководством было составлено 36 развивающих наборов на первые три года жизни. Формировались они следующим образом: были разработаны специальные карточки, на которых составлены указания по занятиям. Также по образам песен подобраны игрушки и развивающие материалы.

– Как строятся занятия?

– Основа занятий – передвижение с ребенком, которого мама держит под мышками, по цветным ноткам синхронно с музыкой, где каждая нота обозначает определенный цвет. Заниматься очень просто – не нужно иметь специального педагогического образования, читать горы книг и рисовать карточки. Уже есть готовые наборы: план занятий, уникальные сенсорные тренажеры, диск с музыкой, а также лучше игрушки, подобранные по образам песен. Для занятий не нужно иметь музыкального образования – достаточно наклеить на клавишный инструмент (синтезатор, фортепиано) цветные кружки и следовать инструкции на карточке.

– С первого месяца жизни мама, держа ручку малыша в своей ладони, начинает уже играть его пальчиком по цветным клавишам синтезатора самые простые цветные мелодии – «цветоники», написанные специально для таких вот крох. Постепенно мелодии песен усложняются. Как правило, к 2–2,5 года дети, которые занимаются несколько раз в неделю по 20 минут, уже играют на клавишном инструменте сами, знают песни и стихи наизусть.

– Сколько времени, на ваш взгляд, нужно ежедневно заниматься с ребенком по вашей программе, чтобы достичь положительных результатов?

Все методики раннего развития основаны на идее о том, что в течение первого года жизни мозг малыша развивается на 60%, к трем годам – на 80%. А примерно к 7 годам его рост заканчивается. Поэтому, начиная обучение ребенка с 1 класса, мы пропускаем самое чувствительное к развитию время.

– Достаточно заниматься 20–30 минут в день, главное, чтобы занятие было комплексным, включало в себя развитие мелкой и крупной моторики, музыку, физические упражнения. Увлечь малыша до трех лет одним видом деятельности на долгое время сложно, важно переключать его внимание. Игры варьируются в зависимости от возраста ребенка, главное условие – они должны нравиться и родителям, и детям. Полезно играть по образам: например, изучая тему птиц, попробовать полетать, как птичка, сделать поделку, нарисовать, выучить песенку. Все эти примеры описаны в карточках с цветными мелодиями – «цветопесенках».

– Как родители отнеслись к появлению подобных развивающих наборов?

– Исключительно положительно. Для современных родителей подобные наборы – просто находка. Мамам удобно заниматься, все продумано, расписано по шагам. Не приходится менять режим малыша, не нужно никуда идти, подстраиваться под расписание и погоду. Кроме того, методику легко объяснить – и поэтому с детьми смогут заниматься не только родители, но также старшие братья и сестры, бабушки-дедушки и няни.

интересное в сети