Какой же ты смешной!

«…Что она вышивала – это еще неизвестно. А вот искусала кого-то точно. За это Марьей-искусницей и звали». Какие же они непосредственные и забавные! Как часто говорят и делают что-то смешное! Но всегда ли наш смех идет детям на пользу?
Смех – это серьезно

Великий комик Чарли Чаплин говорил, что свое желание смешить людей осознал уже в возрасте 5 лет. Однажды его мама, актриса мюзик-холла, заболела, и директор театра вывел на сцену маленького Чарли, чтобы тот спел и отвлек на время публику. Зрители, тронутые пением малыша, стали прямо во время выступления бросать на сцену монетки. «Я потом допою», – сказал Чарли и бросился собирать деньги. Зрители засмеялись, смущенный директор вышел на сцену помочь собрать монеты побыстрее. Но Чарли, испугавшись, что тот присвоит деньги себе, стоял рядом и следил за каждым его движением. В зале стоял хохот, на сцену полетели уже не монеты, а купюры. Когда же Чарли все-таки вернулся и допел песню, то аплодисменты не смолкали несколько минут. Подобных историй (из жизни актеров, юмористов, певцов) довольно много. Но значит ли это, что смех взрослых всегда способствует стремлению к успеху? Конечно, нет. Иногда смех оказывает влияние прямо противоположное – снижает интерес к деятельности, лишает желания как-то себя проявлять. Есть множество людей, уверенных, что их жизнь сложилась бы иначе, если бы в детстве над ними не посмеялись взрослые. «В детстве я очень любил рисовать и стал посещать студию уже в 4 года. Однажды надо было сделать рисунок любого животного, и я нарисовал коня, которого видел на даче. Очень красиво нарисовал, со всеми анатомическими особенностями. Когда рисунок увидел учитель, он стал хохотать в голос, а потом позвал и других преподавателей. Потом рисунок отдали родителям, и они тоже веселились, вместе с бабушкой. Меня после этого стали называть художником-натуралистом. Понять, что я сделал смешного, я тогда не мог (мне же было четыре года – я рисовал, как видел!), но ходить в студию уже не очень хотел. И вообще тяга к рисованию поубавилась. После я уже никогда не занимался этим серьезно».

Смех – мощное воспитательное средство. Такое же, как поощрение и наказание. Собственно, смех и есть поощрение и наказание. Однако в отличие от других способов вы не всегда можете быть уверены, что употребили его правильно. Многое зависит от характера ребенка, от того, как он сам представляет ситуацию, как ее поймет. Засмеялись и думали, что таким образом ребенка похвалили? А сам он думает, что наказали…

Воспитать характер шутками
Человеку, который не боится показаться смешным, может не слишком серьезно к самому себе и к происходящему относиться, обладает чувством юмора в широком смысле слова, живется гораздо лучше. А ведь все это приобретается в семье.

Смеяться над ребенком можно и даже нужно. Это помогает формировать такие качества, как самоиронию, позитивный настрой к людям, умение находить выход из неловких ситуаций. Человеку, который не боится показаться смешным, не теряется, может не слишком серьезно к самому себе и к происходящему относиться, обладает чувством юмора в самом широком смысле слова, живется гораздо лучше. А ведь все это, по большей части, приобретается в семье. С одной стороны, это очень просто – надо лишь вести себя непосредственно и быть оптимистом. С другой, есть некоторые условности. Например, очень важно, чтобы это правило – смеяться разрешается – касалось всех. И с папой, и с мамой (и над ними) тоже можно смеяться и шутить. Только тогда отношение к шуткам, смеху действительно будет сочетаться с уважением и ребенок научится делать это необидно для других людей. Если же только дети бывают объектами для шуток, а подобное отношение к старшим вызывает гнев, то шутки превращаются в насмешки. Положительного эффекта от них – ноль. «Папа любил сочинять стишки про нас с сестрой. Ну, например, одна обиделась на другую, он приходит и говорит: «У нашей Ирины большая печаль, она от обиды раздулась, как шар». И потом еще до самого вечера будет ходить и время от времени изображать шар. Мы уже помиримся, а он все еще продолжает. Это было ужасно. Недавно, услышав, как я делаю замечание своей дочке, он сказал: «Замечаниями не поможешь. Надо, чтобы все было в форме шутки – тогда ребенок поймет. Вам мои стишки всегда нравились – результат был хорошим». Конечно, хорошим. Чего не сделаешь, лишь бы этих издевок не слышать». Еще одно важное правило – учитывать ситуацию и настроение ребенка. Не всегда стоит смеяться над забавной (с неправильными словами, перевернутыми буквами) подписью к рисунку. Если это тщательно и серьезно подготавливаемый подарок бабушке и на него потрачено немало сил, смех обесценит подарок в один момент. Если бабушка – учительница русского языка и не выносит ошибок, помогите в оформлении лично. Смех не должен быть единственным позитивным воздействием в отношениях. Иначе ребенок будет стремиться быть смешным постоянно, в любых отношениях. Даже будучи взрослым, предпочтет роль шута в коллективе – так он чувствует себя спокойнее и увереннее. «Я часто опаздываю и всегда при этом рассказываю что-то смешное о том, как добиралась. Весь отдел хохочет. «Тебе бы не бухгалтером быть, а юмористом»,− говорят сотрудницы и даже начальница. Я плохо себя чувствую, когда надо мной не подшучивают, не смеются. Мне кажется, что мною недовольны, что я сделала что-то не так, что я неинтересна. Так всегда было – с детства. Когда мама не смеялась надо мной, то она вообще не разговаривала. Мы могли целый вечер в одной комнате быть. Она сидит и читает, я играю. Чтобы как-то привлечь ее внимание, я рассказывала всякие смешные истории или изображала знакомых». Смех – это хороший вид внимания и одобрения. Но для гармоничного развития ребенку нужны и другие проявления любви. И обычные разговоры, и совместная игра, и возможность в любой момент просто обняться.

Смех как руководство к действию

Детские психологи замечают такую особенность. Чем больше времени мальчик проводит с папой, тем больше в его поведении проявлений агрессии. «Папины» сынки чаще вступают в драку, охотнее играют в разрушительные игры, больше пачкаются. Разве папы не говорят сыновьям, что драться нехорошо? Говорят, конечно, – так же как и мамы. Однако большинство мам, призывая к мирным играм, сами внутренне уверены в их важности. А вот папа, вслух произнося «не надо драться», на самом деле очень даже рад, что сын растет настоящим мужчиной. Ребенок получает противоречивые указания. Папа ругает и даже обещает наказать, но в то же время одобрительно хлопает по плечу и смеется, рассказывая о детской драке дома. Все, что связано со смехом, воспринимается более эмоционально, поэтому именно вторая установка закрепляется. Ее ребенок воспринимает как руководство к действию. То же самое можно видеть на примерах с любым другим поведением. Мише пять лет, и он прекрасно знает, что такое хорошо и что такое плохо. Но иногда ругается такими словами, такое может придумать прозвище, что родителям становится стыдно. Но ведь раньше, когда ребенок повторял услышанное на улице или по телевизору, взрослые смеялись! Забавно же, когда такой малыш произносит такие словечки и так уместно. Да, ему говорили, что это слово – плохое. Говорили, еле-еле сдерживая смех и пересказывая потом случившееся друзьям. Что может усвоить ребенок из такого противоречия? Что некоторые вещи, хоть и считаются плохими, на самом деле очень смешные и всем нравятся. Если взрослые не сдержались и посмеялись над тем, что вообще-то является недостатком поведения, то стоит провести разъяснительную работу. Скажите, что засмеялись от неожиданности, а вообще-то так больше поступать не стоит.

До слез

Шутки и смех иногда становятся настоящим стрессом для ребенка. И речь не идет о явно грубых шутках, касающихся внешности или, например, особенностей речи. Даже что-то объективно безобидное может быть травмой для ребенка. «Мой садик был с английским уклоном, и на утреннике мы показывали веселые сценки из английских сказок. Я только пришла, знала очень мало слов, но воспитательница успокоила: «Ничего-ничего, просто выучи наизусть». Потом оказалось, что в контексте спектакля это было очень смешно. Но я-то этого не знала. Я просто видела, как от каждого моего слова зрители – и дети, и родители – просто покатываются со смеху. Я перепугалась, просто не могла пошевелиться от страха. Меня уводили со сцены (а зрители и от этого тоже смеялись). Да, понимаю, глупо обвинять воспитательницу в том, что она меня подставила. Но я вообще никогда не выступаю перед людьми. На дне рождения не могу тост произнести». Кому-то из детей такая ситуация могла понравиться (в точно такой же, по сути, и был маленький Чарли Чаплин), кто-то не обратил бы на нее внимания. Наши дети изначально разные и требуют индивидуального подхода во всем. Взрослым надо не просто чутко следить за реакциями ребенка, но и постараться представить себя на его месте. Успокойте и поддержите, если видите, что ребенок расстроился. Расскажите, что нет ничего страшного в ситуациях, когда над тобой смеются. Извинитесь, скажите, что не хотели обидеть, если смеялись именно вы. Но не стоит уделять ситуации слишком много внимания, придавать ей неоправданно большое значение. Ребенок должен усвоить главное: да, такое бывает, да, нам не всегда это нравится, но это не повод переживать.

интересное в сети