О детских книгах рассказывают сами издатели

На книжном рынке новинки появляются постоянно. Но как выбрать из самые стоящие, особенно если они предназначены для малыша? Лучше самих представителей ведущих российских издательств об этом никто не расскажет.

В разговоре участвовали: Елена Широнина, директор по проектам издательства РОСМЭН; Ольга Муравьева, директор департамента «Планета детства» издательства «АСТ»; Елена Саломатина, начальник отдела детской и подростковой познавательной литературы «ЭКСМО»; Дарина Якунина, основатель и руководитель издательства «Поляндрия»; Эльфия Дорофеева, генеральный директор издательства «Мозаика СИНТЕЗ»; Анна Титова, исполнительный директор; Анна Гришина, заведующая редакцией детской и развивающей литературы ИД «Питер».

Чего хотят родители?

Елена Саломатина Детская литература сейчас на подъеме во всем мире. Книг издается много, разнообразны жанры, формы. Но стали ли дети читать больше?.. Изменения, в том числе и технологические, в обществе происходят очень быстро, и представления о том, что и сколько должен читать ребенок сегодня, у бабушек, мам и самих детей существенно разняться. Потребность в новом в детской литературе исходит, главным образом, от мам. На российских мам издатели и ориентируются.

Если говорить о новом в художественной литературе для самых-самых маленьких – от 0 до 3 лет, то здесь все очень консервативно: родители выбирают классические, традиционные сказки, колыбельные, потешки, которые слышали от своих родителей, а те – от своих. И отказываться от этого они не хотят. А для сегодняшних дошкольников, наверное, в авангарде всей литературы стоит досуговая. Ее мамы покупают регулярно.

Хороший спрос
Детская книга – растущий сегмент во всем мире, который, с 2012 по 2015 год вырос с 17,0% до 17,5%. В 2016 году самая знаменитая ярмарка детской литературы в Болонье приросла еще одним павильоном, представляющим диджитал-продукцию.

Елена Широнина Как издатель я не раз сталкивалась с печальной  ситуацией, когда родители определяют ценность книжки по количеству текста: чем больше слов, тем больше информации, тем лучше, а картинки – ну что картинки, так, украшательство. Возможно, это связано с нашей литературоцентричностью, с тем, что в системе российского школьного образования литература на протяжении десятилетий была одним из главных предметов. Но все-таки и у нас появляется все больше книжек-картинок, и мы приучаемся работать с так называемым визуальным контентом, не менее важным для детского развития, чем контент вербальный.

Анна Гришина Текст всегда будет важен, как в художественной, так и в развивающей литературе. Но родителям стоит понимать, что, если в книге много иллюстраций и относительно немного текста, это позволяет ребенку, который только учится читать, освоить весь текст, включить фантазию, рассказать о героях, сюжете.

Автор новый ‒ молодой?

Елена Широнина Когда заходишь на писательские ресурсы в интернете, начинаешь думать, что писателей чуть ли не больше, чем читателей. «Росмэн» вот уже восемь лет проводит конкурс «Новая детская книга», цель которого – найти и открыть читателям новых авторов. Так вот, почти все наши лауреаты – это активные участники литературных интернет-сообществ.

Начинающий детский автор сегодня – это не обязательно молодой человек. Обычно ему уже за 30. Большинство таких авторов – женщины. Очень часто они не профессиональные литераторы, то есть не живут на доходы, которые получают от своих произведений, а это значит, что литература для них что-то вроде хобби – занятия, которому они посвящают свободное время. Профессии у авторов могут быть самые разные, среди лауреатов конкурса «Новая детская книга» есть бухгалтеры, врачи, преподаватели, продавцы, есть даже егерь!

Эльфия Дорофеева Что касается современных авторов развивающей детской литературы, сегодня дела с ними обстоят не слишком хорошо. Все выдающиеся специалисты люди уже немолодые, от нынешних детей далеки и психологически остались, по сути, в прошлом веке. Кроме того, ученые писать книги для детей не могут. А те, кто может писать книги для детей, не специалисты в дошкольном образовании. Новых таких имен в России сейчас просто нет, поэтому по-настоящему хороших детских развивающих книг среди моря нового в этой области, очень мало.

Модный жанр, новый вид

Елена Широнина У дошкольников, как и раньше, популярны сказки, стихи. У школьников – фэнтези. Продавцы книжных магазинов говорят, что все чаще спрашивают книги про приключения. Все больше появляется и переводных, и российских книг про жизнь современных детей с их современными проблемами. Тиражи у этих книг пока гораздо меньше, чем тиражи привычных сказок, но каждая такая новинка вызывает огромный резонанс и заинтересованное читательское обсуждение.

Дарина Якунина Книгопечатание, конечно, не стоит на месте. И даже такие традиционные вещи, как бумажные книги, тоже постоянно появляются в новых форматах. Например, поп-ап книги - это трехмерные книги. Недавно появились книги с дополненной реальностью. Для их чтения используются 3D-очки, телефон или планшет с приложением. Следующий шаг, возможно, будет еще более технологичным.

Анна Титова Появилось большое количество различной околокнижной продукции. Есть тенденция перенесения развивающей и обучающей продукции в различные игровые формы — лото, домино, фанты, карточки. Последние два года эта мода пришла с Запада — много картинок, слов мало. Думаю, в будущем предпочтение также будет отдаваться бумажным книгам.

Елена Саломатина Повторюсь: сегодня, по-моему, именно досуговая литература может сделать процесс овладения новыми знаниями интересным для ребенка. В российской традиции развивающая литература ‒ это, скорее, литература обучающая. Но она, как правило, немножечко скучновата, напоминает рабочие тетради в школе, прописи, учебники ‒ и по иллюстративному ряду, и по тексту, и по способу подачи материала. Современные родители ищут нового. Развивающего, но интересного! Это и есть досуговая литература, рассчитанная на детей от 4 до 6 лет. Досуговыми эти книги называются потому, что в них собраны разные виды деятельности, интересной детям разного возраста. Для детей старшего дошкольного возраста это игры, головоломки, раскраски, книги с наклейками, виммельбухи. Огромный объем такой литературы основывается на медиапродукции, которая продвигается и фильмами, и анимацией. Есть сборники, где собрано подобное, но интересное и для взрослых, и для их детей, чтобы проводить время вместе. В этом случае книга выступает своеобразным центром, организатором семейного досуга. В качестве российского такого примера можно привести нашу книгу «Когда сидишь дома».

новое слово

Елена Широнина Если ориентироваться на имена новых авторов, назову только два, хотя могла бы двести, ‒ Анастасия Орлова и Наталья Щерба. Обе писательницы ‒  победительницы нашего конкурса «Новая детская книга», каждая выпустила уже больше десятка книг. Анастасия Орлова – замечательный детский поэт и прозаик, ее иногда сейчас называют современной Барто. Наталья Щерба – легендарный автор фэнтези, перевернувший представление российских подростков о волшебных мирах.

Эльфия Дорофеева Известный среди родителей комплект «Школа семи гномов», вышедший в свет в 2004 г. и популярный до сих пор, совсем скоро появится в обновленном варианте. Читателей ждет по-прежнему, очень технологичный, соответствующий психологическим возможностям ребенка комплект, но с учетом современных тенденций. Кроме того, он будет дополнен учебниками, хрестоматиями, развивающими играми. Надеемся в течение этого года выпускать новые линейки.

Ольга Муравьева К сожалению, за книги современных детских писателей покупатель «голосует рублем» нечасто. Хотя в нашей практике есть исключения. Например, книга Маши Рупасовой, победившая в конкурсе «Рукопись года» и напечатанная сначала небольшим тиражом, получила признание у читателей и допечатывалась. «Манюня» Наринэ Абгарян, в свое время выигравшая конкурс, уже несколько лет имеет большие устойчивые тиражи. Тем не менее творческая жизнь все-таки идет, наши современники – яркие писатели: Галина Дядина, Настя Орлова, Нина Дашевская, Стас Востоков, Антон Соя, Наталья Щерба, Наташа Волкова. Можно продолжить список: Ольга Колпакова, Андрей Жвалевский и Евгения Пастерная, Дарья Вильке и другие. Главный современный инструмент – «сарафанное радио», социальные сети…

Анна Гришина Книги сегодня выполняют не только развлекательную и образовательную функцию; одной из важных тенденций является стремление к развитию у детей каких-то взрослых качеств и навыков. Вот, например, воспитание эмоционального интеллекта. Нам показалось это важным, и мы выпустили серию «Полезные сказки» именно об этом.

Дарина Якунина Интересно пробовать что-то новое, выпускать в свет книги неизвестных для наших читателей авторов. Небольшие издательства делают такие «открытия» в разных направлениях детской литературы. Аксель Хаке, Рэймонд Бриггс, Джон Йомен, Терри Пратчетт – хорошо, что у нас тоже есть теперь книги этих авторов, давно признанных в других странах. Родителям можно посоветовать не бояться экспериментировать с необычными форматами или новым прочтением классических произведений. Пусть ребенок сам решит, готов ли он к этой книге.

Елена Саломатина Из авторов, которых можно посоветовать, – Елена Янушко. Новичком ее назвать никак нельзя, но! Поскольку Елена специалист практикующий, она в курсе всего нового, происходящего с детьми раннего возраста, и поэтому пишет книги, сообразуясь с этим. Из нового иностранного развивающего могу посоветовать «GAKKEN. Японские принципы развития ребенка».  

Как выбирать?

Ольга Муравьева У молодых родителей часто нет времени на поиск книги молодого современного автора, когда вокруг такое изобилие уже знакомых имен… Необходим навигатор. Для получения быстрой информации можно обратиться к социальным сетям. Некоторые активные мамы ведут свои блоги и сайты с обзорами книг, создают ролики, в которых анализируют книги со всех сторон: и текст, и иллюстрации, и ее технические характеристики: переплет, бумага, прочее.

Можно довериться издательству, книги которого уже покупались и оправдали ожидания. Каждое издательство имеет сайт, свои социальные сети, откуда родители тоже могут черпать информацию. Такие журналы, как «Счастливые родители», ‒ тоже навигаторы. Колонка, представляющая молодого писателя, или публикация коротких анонсов о новых книгах ‒ бесценное подспорье и для читателя, и для издателя.

Кроме того, массовый читатель очень консервативен: покупает и читает своему ребенку то, что читали в детстве ему. Это знакомо, проверено, неопасно! Новую книгу взрослому нужно самому хотя бы пролистать, потратить время; а после уж читать ребенку. Поэтому, конечно, издательства неохотно идут на риск, в основном, издавая годами проверенную литературу, книги, которые смогут продать.

Анна Гришина В основном в младшем дошкольном возрасте дети выбирают книги по картинке, важно, чтобы она нравилась, привлекала внимание, была яркая, красочная. Поэтому, если ребенок примет участие в выборе, это будет замечательно. Мне кажется, лучше совместить два подхода к выбору книг. Родителям нужно ориентироваться на возраст ребенка и на свое представление о том, что для него будет полезно.

Елена Широнина Прежде всего родителям следует доверять собственному вкусу. Мне вообще кажется, что родители часто выбирают Чуковского или Барто не только потому, что сами в детстве читали и любили их книги, но и потому, что такой выбор освобождает их от ответственности, от необходимости самим оценивать книги: хорошие или нет, полезные или вредные… Я бы посоветовала родителям не лениться и не бояться: не отворачиваться от книг современных (и большей частью незнакомых) авторов, а снять такую книгу с магазинной полки и просто полистать. Если вам нравится, если это то, что вашей семье будет интересно и важно, ‒ покупайте!

Эльфия Дорофеева Если говорить о развивающей литературе, обязательно надо обращать внимание на то, кто автор. Если педагог – хорошо. Второе: ребенку должно быть интересно заниматься. Занятия без интереса никакого толка не дадут, больше того, могут отвратить. Пичкать дошкольника знаниями без его интереса неправильно, поэтому книга просто обязана быть занимательной. Другое дело, что, к сожалению, когда дело касается развивающих книг, самим родителям практически невозможно понять, хорошая перед ними книжка или плохая. Стоит или к педагогам дошкольным за советом обращаться, или к другим родителям, прошедшим этот путь, уже выбравшим книги и увидевшим на своем ребенке их результат.

Дарина Якунина Среди авторов, которых мы издаем, – известные писатели и художники, получившие множество премий. Обычно такого рода информацию можно найти в самой книге и на это ориентироваться в своем выборе. Вот «Линдберг. Невероятные приключения летающего мышонка» – дипломная работа выпускника Гамбургской художественной академии Торбена Кульманна. Уже через 2 года она была издана в 26 странах. Или Оливер Джефферс, каждую новую книгу которого издатели ждут с нетерпением. Зарубежным детям понравилось, наверное, понравится и нашим.

Елена Саломатина Родителю можно посоветовать открыть книгу и посмотреть – взывает она к нему или нет? Книга должна быть обязательно интересна и взрослому, она не должна вызывать отторжения. Вкус в семье так и воспитывается. Любую книгу надо листать, досуговую особенно. Смотреть, какие предлагаются задания. Опираться, может быть, на серии, книги из которых уже покупались.

Книги для раннего развития родителям выбирать очень сложно именно потому, что не с чем пока особенно сравнивать – такой это новый тренд на нашем рынке. В личном опыте нынешних молодых мам никаких таких книг не было. Что делать? Читать об этом: в интернете, в изданиях для родителей, просвещаться. И, конечно, советоваться с педагогами, воспитателями, родителями, уже более искушенными в этой сфере.

интересное в сети