Мама, смотри, какая красота!

«Мама, посмотри, как красиво!» – взволнованно говорит ваш малыш. Когда пробуждается чувство прекрасного? Чем он так тронут, когда смотрит на вас сияющими глазенками, или рассматривает свой рисунок, или слушает музыку – или когда встречает на улице сверкающий велосипед?.. Ответы на эти философские вопросы помогут вам лучше понять ребенка.

Когда совсем еще маленький ребенок замирает перед блестящей игрушкой, вы тоже почти влюбляетесь в нее. Когда ребенок постарше восхищенно протягивает обычный одуванчик, вы тоже разглядываете желтый шарик по-новому − глазами ребенка. Это очень трогательно − увидеть пробуждение эстетического чувства, разделить первый восторг, восхищение перед красотой. Как понять и развить вкус ребенка, его чувствительность и способность к восприятию мира?

Признание в любви

Какой комплимент заставит растаять любую молодую маму? Конечно, тот, что, картавя и проглатывая половину букв, произнесет ее малыш. «Мама, ты красавица!» − скажет кроха, и вы сразу почувствуете себя королевой. Что его на самом деле потрясает, восхищает, почему он находит вас самой красивой? Маленький ребенок изначально воспринимает свою мать в ореоле красоты. Младенец, лежа у груди, разглядывает мать − вдумчиво, внимательно, с каким-то сосредоточенным интересом. Так он прощупывает, устанавливает свою связь с ней, чтобы лучше закрепить ее в сознании. Когда малыш подрастает, мама все равно остается немного волшебной фигурой − как фея из сказки. Мама для него самая красивая. Это восхищение не поддается никаким логическим или эстетическим критериям, оно практически бессознательно, сродни инстинкту.

Маленькие дети не любят полутонов: их выбор – яркие краски и громкие звуки. Ведь как еще заявить миру о себе и быть услышанным?

А если ребенок восторгается вашей красотой как раз тогда, когда вы действительно хорошо выглядите – например, собираетесь в театр? Да, с одной стороны, это, безусловно, говорит о том, что малыш находит вас симпатичной, а ваше платье – удачным. Но с другой стороны, его оценка не может считаться совершенно бескорыстной, особенно если вы нарядились для выхода в свет − то есть для других. Своим бесхитростным комплиментом ребенок добивается одной важной цели: он хочет заставить вас как можно скорее вернуться домой, к нему. Это все происходит, опять же, бессознательно, но тем не менее работает. Ведь события разворачиваются следующим образом: вы умиляетесь, в награду за комплимент дарите малышу нежный поцелуй, он, в свою очередь, тоже чувствует себя красивым, достойным любви − и успокаивается.

На вкус и цвет...

Ваш ребенок обозревает все вокруг с любовью и любопытством потому, что у него от рождения есть этот дар – способность к созерцанию. Дети очень чувствительны к красоте: они находят ее в деталях, в цвете, в форме предметов. Постепенно, с взрослением ребенка, кроме той безусловной эмоции, которая порождена вашей прочной с ним связью, начинают просыпаться более общие чувства, присущие человеческой культуре. Но ребенку нужно много времени, чтобы уловить, понять игру цветов, оттенков, постичь понятие гармонии. Следуя логике, не стоит удивляться, что поначалу любой малыш будет привлечен тем, что блестит и переливается всеми цветами радугами. Розовая юбочка в пайетках − то, что надо! Ярко-красный грузовик с вращающейся мигалкой и горящими фарами – просто замечательно! Кстати, эта склонность ко всему яркому и блестящему распространяется и на музыкальную сферу. По крайней мере, одна 3-летняя девочка так объясняет, почему она любит Баха и рок-группу AC/DC: потому что «эта музыка сверкает и громыхает».

А как выражаются вкусы ребенка в том, что он сам создает? Опять же, ребенок безошибочно выберет из набора фломастеров самые яркие, а нежная пастель не привлечет его внимания. Для рисования все дети выбирают простые, ясные цвета: понимание оттенков, нюансов вообще редко для малышей, до шести лет дети предпочитают четкую цветопередачу.

Да и вообще полутона – не для наших решительных детей: очутившись рядом с  каким-нибудь музыкальным инструментом, малыш захочет извлечь самый громкий звук. Конечно, надо же заявить миру о себе! Надо подрасти, чтобы научиться не слишком сильно нажимать на карандаш или на клавиши пианино. К тому же, кроме моторики, это требует некоторой уверенности в себе. Кажется, какая связь? Психоаналитики утверждают, что ребенку требуется присутствие духа, чтобы быть способным сделать что-то тихое, но тем не менее заметное для других.

Красивый/красивая

Безусловно, то, как воплощается в сознании ребенка образ красоты, связано не только с воспитанием, опытом, но и с исходными данными – с его полом. Если у вас девочка, вы довольно быстро обнаруживаете, что ей нравятся сказочные принцессы с очаровательными улыбками − потому что этот образ символизирует женственность, материнство. Бесконечно рисуя фей и принцесс, девочка отождествляет себя с позитивным женским образом. И, конечно, главный образ – мама. Вы для нее зеркало, у вас она учится вкусу, умению одеваться, двигаться – пускай вам иногда так не кажется… Не переживайте, увидев на малышке бейсболку и серебристые туфельки на каблучке: присущий вам вкус у нее обязательно проявится. Попозже.

А если у вас мальчик? Идентифицировать себя с самым близким человеком, мамой, он не может, поэтому все происходит немного по-другому. В принципе, если вы сами уверены в себе и восхищаетесь сыном, он выработает эстетические критерии, не впитывая при этом женские нормы. «Красивый, как грузовик» или, того лучше, «как мусоровоз» – вполне понятное для мамы маленького мальчика выражение крайнего восторга. Для мальчика «красивый» – это сильный, внушительный, ошеломляющий – то есть похожий (по производимому впечатлению) на его отца.

Восхищение ребенка мамой не поддается никаким логическим или эстетическим критериям, оно практически бессознательно, сродни инстинкту.
Что такое хорошо

Умение творить красоту – это некая позитивная ценность из ряда основополагающих – тех, что вы стараетесь передать ребенку: самостоятельность, ловкость, заботливость, доброта. И если кто-то говорит малышу: «Некрасиво» (или, того хуже: «Ты некрасивый»), − это очень обидно! Ведь чаще такое выражение используется не для того, чтобы покритиковать выбор цветов в одежде, но, скорее, чтобы обвинить в плохом поведении, разрушающем гармонию и покой. Традиционно возникают такие ассоциации: красиво − хорошо, некрасиво − плохо. Специалисты советуют избегать этого противопоставления: «Говорить ребенку, что он некрасивый, некрасиво себя ведет, когда он делает что-то плохое, означает обвинять его целиком. Малыш, скорее всего, и не поймет, в чем именно проблема, но зато почувствует себя нелюбимым – и потеряет уверенность в себе. Лучше разбирать конкретные поступки, объясняя, почему именно они плохи, не впутывая в это понятия «красиво –некрасиво». «Тем более, − напоминает философ Оскар Бренифье, – воспитывая таким образом, мы допускаем возможность того, что хорошее – не всегда красивое, ведь добрый человек может быть уродлив – и наоборот. Эту мысль важно донести до ребенка: «красиво» не означает автоматически «хорошо».

Маленьких детей бывает нелегко заставить принять других людей, если они не совпадают с его стандартами красоты: не тот вес, рост, манера одеваться. Для них еще форма полностью заслоняет содержимое. Но дети способны проявлять терпимость, если им немного помочь: любят же они Шрека – некрасивого, но доброго и забавного.

Этот контраст очень полезен ребенку, он знакомит его его с многосложностью и разнообразием мира. Вам не нравятся его роботы-трансформеры? Да, они далеки от идеалов прекрасного, но спросите малыша, почему он считает их красивыми, и наверняка услышите: «Он сильный, он добрый, он защищает нашу планету от злых инопланетян». Позвольте малышу любить что-то, на ваш взгляд, странное, но все равно красивое − по крайней мере, по мнению самого ребенка.

Как разбудить его чувство прекрасного

Делайте ребенку комплименты и подбадривайте.

Когда малышу кажется, что он сделал, нарисовал, смастерил что-то особенно ловко и хорошо, скажите ему об этом. Комплименты произносятся от чистого сердца, внушают ребенку небывалую уверенность в себе и своих силах, пробуждают к жизни максимальную творческую энергию, в которой так нуждается ваш маленький творец.

Спрашивайте его, что именно он считает красивым.

Когда малыш хвалит что-то или восторженно замирает перед рисунком, игрушкой, попросите его описать, что именно ему так понравилось. Это поможет ему четче определять смутные впечатления от красоты мира, а также поможет развивать внимательность. Чем больше малыш будет рассказывать о предмете, тем больше он будет замечать деталей.

Обращайте его внимание на нюансы, оттенки, тонкие различия.

Совсем маленький ребенок любит музыку «бум-бум-бум», под которую так весело потопать ножками и похлопать ручками. Ребенок постарше тоже предпочитает простую бравурную музыку − и это хорошо. Но время от времени предлагайте детям более сложные мелодии. То же самое и с книгами: нет ничего плохого в том, чтобы читать яркие разноцветные маленькие книжечки, ведь они так привлекают малыша. Но иногда предложите ему также более сложные картинки, с тонкими переходами цветов, истории более загадочные и сложные.

Выражайте ваши вкусы, не навязывая ему их.

Конечно, вы передадите ребенку свои эстетические критерии. Но лучше делать это таким образом: «Мне кажется, что это красиво (или безобразно)», чем категорично высказываться: «Это красиво» или «Это ужасно». Всегда спрашивайте, что он думает о том или ином предмете, не вынуждайте ребенка считать ваши суждения единственно верными. Помогите ему четко определить, где кончаются ваши предпочтения и начинаются его. Он должен иметь свое мнение.

Читать на эту тему:
интересное в сети