Модный приговор

Детская одежда стремительно покидает конвейер товаров массового потребления и врывается на подиумы самых известных кутюрье. В колыбели малыши становятся модниками благодаря родителям, а дальше за воспитание их вкуса активно берутся реклама и телевидение. Давайте задумаемся, к чему приводят обе эти тенденции.

От кутюр повернулся лицом к детям совсем недавно, но новую аудиторию не пришлось завоевывать долго. Тенденция зародилась в США: в Голливуде законодательницей вкуса стала 6-летняя Сури – дочка Тома Круза и Кэти Холмс, которую местные журналисты прозвали «мини-королевой детской моды». Как стало известно общественности, на обувь малышки звездные родители уже успели потратить 150 тысяч долларов, а на ее одежду они продолжают ежегодно выкладывать около 1 миллиона. Судя по многочисленным фоторепортажам, чета Бекхэм, Дженнифер Лопес и Гвен Стефани своих отпрысков балуют не меньше. И, конечно, их пример оказался заразителен. Интернет-опросы подтверждают: простые смертные тоже не скупятся на детские туалеты. Доходит даже до того, что некоторые малыши могут помериться с родителями шкафами, благо их есть чем наполнить. С легкой подачи дизайнеров туфли на каблуках, высокие кожаные сапоги, роскошные шубы, стильные тренчи, платья с длинным шлейфом, строгие костюмы и галстуки быстро перекочевывают из взрослого гардероба в детский, разве что в уменьшенном размере. И некоторые из этих нарядов малыш может примерить уже в 2 года. Родители, одобрившие реформу, рассуждают так: почему дочка или сын должны ходить в дешевых брендах, если папа и мама одеваются в дорогих бутиках? И что плохого в том, что малыш с самого рождения будет модным? Но эти вопросы не стоит оставлять риторическими: пока пиарщики потирают руки, психологи бьют тревогу.

Скрытый смысл

В наших гардеробах нет места для случайности: в выборе одежды мы руководствуемся скрытыми и явными желаниями. И внешний облик малыша родители моделируют по тому же принципу, хотя в этом случае контролировать тайные эмоции сложнее. Дети становятся витриной, в которой мы экспонируем собственные амбиции. Те, кто умеет расшифровывать эти послания, может многое рассказать не только о системе ценностей взрослых, но и об их отношении к ребенку. Такие параметры, как чистота, опрятность и разнообразие отражают степень маминой заботы, любви и эмоциональной включенности в жизнь малыша. Если на улицу кроху выводят в затрапезном платье, это может стать признаком равнодушия и даже пренебрежения. А если он выходит во двор в полной экипировке маленького горожанина, значит, его ценят как личность и он живет в одном ритме со старшими членами семьи. Другой стереотип − нарядные платьица. Они обычно свидетельствуют о том, что родители очень гордятся своей новой ролью. Поклонники распашонок с надписями вроде «Я люблю свою мамочку!» или «Мой папа – супермен!» мечтают, чтобы отпрыск их обожал и ими восхищался. Дорогая детская одежда часто символизирует идеальное представление родителей об успехе. Ее можно интерпретировать как доброе пожелание малышу воплотить в жизнь несбывшиеся мечты взрослых. Но возможны и другие толкования. Чтобы понять, как дорогие бренды появляются в детском шкафу, стоит сначала разобраться, почему их так любят взрослые.

Прощай, молодость!

Уменьшенные копии взрослых коллекций вызывают у психологов опасения. Если такие наряды родители покупают малышу для редких раутов, ничего страшного в этом нет. Но если ребенок носит их каждый день, подчеркивается его исключительность и принадлежность к клану взрослых. И такая неудачная затея в прямом смысле лишает кроху детства. Малыш старается вести себя как взрослый, а поскольку у него это плохо получается, возможны эксцессы. Самый радужный из них– исчезновение папиных ценных бумаг в неизвестном направлении; самый печальный – такая одежда действительно заставляет ребенка взрослеть быстрее, и он начинает гораздо раньше копировать сексуальное поведение старших.

Фирменная упаковка

Кроме прочего, одежда выполняет важную социальную функцию, и эту ее роль мы все осознаем прекрасно. Вещи помогают нам выразить эмоции и настроение, и с их помощью мы можем формировать мнение окружающих о нас самих. Например, если женщина настроена на флирт, то, скорее всего, она выберет откровенный наряд и подчеркнет свои достоинства. Если нужно усилить деловые качества, в дело с большой долей вероятности пойдут строгая блузка, юбка до колена и очки в темной оправе. Хотя иногда наши представления об уместности вызывают у окружающих недоумение. Что одному может казаться верхом элегантности, другой воспримет как квинтэссенцию дурного вкуса. Решить проблему нам помогают бренды, за которыми стоит совершенно определенный имидж и статус. Их язык универсален и понятен на всех континентах. Зная, что у нас не будет шанса произвести первое впечатление второй раз, многие решают не рисковать и положиться на фантазию именитых кутюрье.

Но одно дело, когда человек надевает богатую одежду к месту – на званый ужин, светский раут или деловую встречу, и совсем другое, кода он покрывает себя дорогими лейблами с ног до головы ради похода в магазин или утренней пробежки. В последнем случае нарочитая демонстрация превращается в способ сказать окружающим: «Смотрите и завидуйте, я не какой-нибудь неудачник, а чего-то да стою!» Чаще всего такой порыв возникает у людей с трудным финансовым прошлым. Они стремятся подчеркнуть, что добились в жизни многого, и хотят, чтобы другие это непременно заметили. Дорогая одежда на ребенке позволяет повысить ставку и усилить акцент. Только вот изнанка у этого желания неприглядная. Одежда – это всего лишь одна из радостей жизни, и далеко не самая главная. Вещизм, возведенный в культ и умноженный на современную аксиому «время – деньги», приводит к подмене ценностей. Поэтому многим из нас кажется, что чем больше денег мы тратим на ребенка, тем сильнее доказываем ему свои чувства. Не стоит только забывать, что малыши к одежде равнодушны. По-настоящему им нужны только любовь, внимание и забота.

Недетский интерес

Конечно, ребенок берет пример с родителей, но, даже если взрослые не проявляют интереса к одежде, это вовсе не означает, что их отпрыск останется равнодушен к моде. Наши вкусы во многом формирует реклама, и дети очень подвержены ее влиянию. Как выяснили французские социологи, уже к 3 годам малыши начинают неплохо ориентироваться в брендах. С этого возраста около 90% детей опознают известные марки печенья, шоколадок и конфет, а глобальную американскую сеть быстрого питания идентифицируют аж 93%. Но это только разминка: к 5−6 годам они начинают разбираться в игрушках и требовать самые последние версии приставок, а вскоре влюбляются в мобильные телефоны. Прогресс идет гораздо быстрее, если в семье есть старшие дети: глядя на щедрые подарки, которые преподносят их братьям и сестрам, малыши очень скоро начинают взывать к справедливости. Одеждой они обычно начинают интересоваться в подростковом возрасте, но, учитывая ее важную социальную роль, это может случиться намного раньше.

До 10−14 лет ребенку все равно, сколько стоят его кроссовки, штанишки или платье и какой модельер их выдумал. Он просто хочет быть похожим на остальных. Это стремление подражать друзьям и людям, которые ему приятны, вполне естественно и свойственно большинству детей. Как только малыш начинает ходить в детский сад или в школу, ему важно любой ценой быть принятым в коллектив, а бренды заметно облегчают задачу. Обычно моделью для подражания становится лидер группы. Не понимая, что «предводитель» завоевывает авторитет благодаря собственной харизме, ребенок в силу своей неопытности объяснит его успех одеждой и будет думать, что точно такая же куртка поможет и ему. И если кроха озвучивает свое желание, разумнее всего удовлетворить его просьбу. Иначе в компании юных почитателей денима он в своих наглаженных брючках со стрелками будет чувствовать себя изгоем. Есть и другая причина повышенного внимания к одежде: малыши любят хвалиться друг перед другом, да и взрослые часто делают нарядным карапузам больше комплиментов. А ведь детскую зависть никто не отменял.

Психологи выяснили: дети родителей-шопоголиков чаще становятся «вещистами»: для них значение имеют не сами игрушки или одежда, а только их количество.
Воспитание вкуса

Чтобы сформировать у ребенка хороший вкус и адекватное отношение к вещам, начинать профилактическую кампанию нужно заблаговременно. С 3−4 лет малышу крайне желательно объяснять, почему на прогулку лучше всего надевать удобную одежду, а на день рождения бабушки – красивую. И такой ликбез, вопреки устойчивому заблуждению, равно необходим как мальчикам, так и девочкам. При всяком удобном случае нужно подчеркивать, почему в тройке с бабочкой сын выглядит как настоящий джентльмен, а в черной бандане и рваных джинсах напоминает пирата. Это важно сделать, чтобы малыш научился выбирать одежду согласно ситуации, иначе в будущем он явится на собеседование в мятой футболке и спортивных штанах. И не нужно думать, что похожие промахи девушки совершают реже. Стоит посмотреть вокруг, чтобы убедиться: слабому полу тоже есть над чем поработать. А ведь девочкам еще важнее уметь одеваться достойно, потому что общество к их внешнему виду придирается сильнее.
Сколько вещей в гардеробе малыша, не так важно, но лучше, чтобы их не было слишком много. Дети, пресыщенные какими бы то ни было материальными благами, очень быстро теряют интерес и к одежде, и к развлечениям, а позже еще и к знаниям. А вот качество имеет принципиальное значение. Психологи настоятельно советуют покупать ребенку только добротные вещи: так будет легче привить ему чувство стиля. Цвета и принты могут быть любыми, если они гармонируют с другими туалетами малыша. Когда ребенок начнет подбирать ансамбли сам, очень важно хвалить его за удачные сочетания тонов и фасонов.

Детей также стоит учить относиться к одежде бережно и ценить мамин труд. Но это не значит, что ваши наказы будут исполнены, поэтому на заведомо проигрышные случаи лучше всегда держать в гардеробе малыша вещи, которые не жалко порвать и испачкать. Только так кроха сможет без опаски уплести тарелку вишни, радостно пробежать по лужам и от души обнять мокрую, но любимую собаку.

До 3 лет одежду малышу выбирают родители, а после к его мнению нужно начинать прислушиваться. Водить ребенка в магазины (причем любой направленности) − занятие бесполезное: ему будет нравиться все, родители быстро выйдут из себя, и поход завершится истерикой. Предпочтения малыша лучше всего выяснять заранее и уже с полученными данными отправляться за покупками. Спрашивать можно, например, о том, какого цвета курточку он хочет и что ему больше любо: горошек или полосочка, «молнии» или пуговицы. Так постепенно, с помощью родителей, у крохи разовьется правильный и, что тоже немаловажно, самостоятельный вкус в одежде.

интересное в сети