Об играх по правилам

«Мама, пойдем порежемся!» - Не бойтесь, все под контролем. Так моя четырехлетняя дочка Ника зовет меня играть в «дурака».

Родители любят вспоминать, что меня научил играть в «подкидного» дедушка. Он хорошо справился с задачей: в свои пять или шесть лет (я предполагаю, что было мне в то время именно столько) я умело расправлялась с любыми взрослыми соперниками. Бывали и проигрыши, конечно, но я их не помню. Помню зато, как охотно со мной играли взрослые, как хвалили за мастерство, и как мне было интересно и весело. 

Ника уже разобралась в правилах, но все-таки попросила играть «в открытую». Мы сели, я раздала карты. Мне везло: на руках оказался козырной туз, много старших карт, в то время, как у дочки была сплошная мелочь. Тут как ни играй, кому повезло, тому повезло. Я выиграла. Спокойно сообщила об этом Нике и крепко задумалась.

Все мои ощущения говорили, что выиграть положено было не мне. Вдруг ей станет обидно? Вдруг она расстроится? Как же поддержать ее самооценку? Как не отбить желание учиться дальше? Поддаваться или наоборот? 

Думаю, любая мама иногда оказывается в ситуации, когда ясно, что надо придерживаться какой-то мудрой и единственно верной стратегии, а что это за стратегия — неясно совсем. Вот со мной как раз именно это и приключилось. 

Вариантов развития событий было всего три: выиграть, проиграть или пустить все на самотек. 

Выиграть было легко (с моими-то картами). Но было ясно, что если выигрывать каждый раз, скорее всего ребенку и правда вся эта история быстро надоест. Это все равно, что выбрать самую высокую сложность в новой видеоигре, а потом сидеть и раз за разом проигрывать. Либо надоест, либо переключишь на уровень полегче. (Я не говорю сейчас о людях гордых и целеустремленных, готовых, забыв о работе и еде, сидеть днями напролет, чтобы одолеть непобедимое и прыгнуть выше головы. К четырехлетним детям это обычно не относится). Короче, я твердо решила, что постоянно выигрывать точно не стоит.

Поддаться было интересной перспективой. Однако, тут было, о чем поразмыслить. Мне вспомнился один случай. Однажды мы пришли в гости. Сыну хозяев было как раз столько же, сколько моей Нике. Дети и взрослые сели играть в настольную игру (кажется, это было лото). Когда стало понятно, что хозяйский ребенок (назовем его Вася) проигрывает, в комнате раздался звериный крик. Мы оторопели. Наш младший Славик на всякий случай вжался в меня. Василий посылал в атмосферу сообщения о том, что проигрывать он не намерен. Человек шумел и показушничал так мастерски, что любой актер бы позавидовал. Но интересно не это. Родители, которым все это явно было не по душе, решили ситуацию исправить. Они предложили Васеньке вытянуть фишки вне очереди, уступили свой ход, кажется, даже убрали несколько фишек со своих карточек обратно в мешок. Они были уверены, что никто не будет возражать. Это же ребенок. Мы возражали. Правда, молча. И больше к ним в гости на всякий случай не пошли. Поэтому история Васиных побед остается неизвестной. Зато мое отношение к подобным ситуациям не подвергается сомнению. 

Ребенка надо научить проигрывать. По мнению известного психолога и педагога, автора книг «Общаться с ребенком. Как?» и «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» Юлии Гиппенрейтер, «игра с ребенком готовит его к жизни». «Игра — это прообраз жизненных ситуаций, где будут соревнование, соперничество и, конечно, возможные проигрыши». Ей вторит Робин Берман, психотерапевт, автор книги «Баловать нельзя контролировать»: «Наша задача — не уберечь ребенка от неудач, а научить его тому, что неудача — ступень на пути к успеху». 

В конце концов, игра по правилам — это не обучение рисованию. Я сто раз читала об этом: нельзя критиковать рисунки ребенка, подсказывать, «как правильно» рисовать тот или иной предмет или гадать, что же это он изобразил. Это великолепная стратегия для обучения ИЗО. Беда в том, что подсознание упорно старается применить этот совет ко всем остальным сферам жизни. Определенно, рисование и «подкидной» не имеют здесь ничего общего. 

Так выигрывать или играть в поддавки? Как оно чаще всего случается, я решила, что нужна золотая середина. Поэтому третий вариант развития событий «пустить все на самотек» подошел лучше остальных. Но надо оговориться: я решила отдаться судьбе только лишь в плане исхода игры. Зато относительно своего поведения как мамы сформулировала целый список правил. 

  1. Пусть ребенок выигрывает. Я готова побыть компьютерной игрой с уровнем сложности «новичок», незаметно допустить пару ошибок и продемонстрировать, что проигрывать можно с достоинством.
  2. Надо всегда придерживаться правил. Для того, чтобы в будущем человек мог заявить, что правила нужны, чтобы их нарушать, он сначала должен научиться как-то с ними жить.
  3. Пусть ребенок проигрывает. Это отличный повод показать на личном примере, что победитель тоже должен вести себя достойно. К тому же проигравший может поделиться своим огорчением, а победитель — посочувствовать ему.
  4. Заканчивать надо на позитиве. Особенно, когда речь идет о маленьких детях или о тех, кто болезненно относится к своим неудачам. Если ты в конце концов смог победить, от игры точно останутся хорошие воспоминания.

«Мама, у тебя много карт, а у меня мало! Я сейчас выиграю!» — Ника была в восторге заранее. Я так хорошо задумалась над своими мамскими заморочками, что совершенно не заметила, как козырной туз с королем впридачу оказались у моей малышни, а я собрала у себя штук десять карт неубедительной ценности. А вроде же и не ошибалась и не поддавалась. Вот, вот оно! Надо еще пятое записать: проводить время со своим ребенком качественно, полноценно и как можно чаще. Не успеешь оглянуться, как он обгонит тебя. А ты будешь сидеть и удивляться: вот вроде же проиграл партию, а чувствуешь себя самым главным на свете победителем.

Чем хороши «игры по правилам»?

  1. Не зря карточные и настольные игры многие выделяют в категорию игр «по правилам». Главное их достоинство: ребенок учится действовать в четко очерченных рамках.
  2. Игры по правилам часто очень поучительны. Например, почти всегда они развивают логическое мышление.
  3. С помощью карточных игр можно ненавязчиво и очень интенсивно потренировать ребенка в математике. Если ваш малыш в четыре года играючи побеждает вас в «подкидного», то в школе ему не составит труда решить любой пример на сравнение. Молитесь только, чтобы у доски ребенок промолчал про то, что больше всех — туз.
  4. Ребенок учится проигрывать. Это умение особенно важно сегодня, когда родителям так свойственна гиперопека.
  5. Ваше чадо учится выигрывать в честном бою. Согласитесь, приятно знать, что ты победил сам, без чьей-либо помощи и без поблажек.
  6. Вы как родитель учитесь деликатно поддерживать и направлять в случае поражения и честно хвалить за конкретные достижения в случае победы.
  7. Время, проведенное в компании мамы и папы для ребенка бесценно. А игры по правилам отлично объединяют семью, как бы не потешались над ними сценаристы американских комедийных сериалов.
интересное в сети