Особое мнение

Как научить ребенка не бояться делать правильные вещи и вести себя хорошо и достойно, в то время как другие дети ведут себя плохо.

Дети, конечно, не волшебники, но у них в запасе всегда найдется как минимум один изумительный фокус, который они виртуозно исполняют время от времени. Так, к примеру, в мгновение ока тихий и спокойный ребенок вдруг превращается в неуправляемого и грубого монстра, что заставляет не только окружающих, но и вас самих задаться вопросом: а учили ли этого малыша хотя бы элементарным правилам поведения? Что тут можно ответить? Как говорят психологи, на самом деле не имеет значения, насколько хорошо ваш малыш усвоил правила, что толкаться, драться, кусаться, громко кричать и проч. нехорошо. Правила утрачивают свою значимость, как только ребенок оказывается в кругу своих менее вежливых и воспитанных сверстников. «В детях заложено природное желание быть добрыми хорошими, и тем тяжелее им приходится, когда они видят других детей, грубо нарушающих правила достойного поведения, − рассказывает Анастасия Чембарисова, клинический психолог. – Поэтому, кроме воспитания в драгоценном чаде таких нужных качеств, как честность, доброта, открытость и уважение, вам также следует научить его уметь прислушиваться к своему внутреннему голосу, который предупреждает: «Не делай так, даже если все другие будут делать это» и не бояться прослыть «белой вороной».

1) «Дикая стая»

Давление со стороны сверстников. Всякий раз, когда к вам в гости приходят неуправляемые детки ваших друзей, ваш ребенок тоже начинает плохо себя вести: толкается, бьет, кусается, отнимает игрушки.

Почему это происходит? Дети очень импульсивны и легко поддаются влиянию окружающих.

Что делать? Спокойно отведите кроху в сторону и напомните ему, как нужно честно играть. Говорите с улыбкой, чтобы это не выглядело так, будто вы отчитываете его: «Ты же у меня умный малыш и знаешь, что можно играть спокойно и приветливо. Нехорошо толкать Петю и тем более отбирать у него машинку». Затем верните ребенка обратно к друзьям и переключите внимание группы на какое-нибудь более спокойное занятие, к примеру рисование или собирание паззла.

Как предотвратить это в следующий раз? До того как ваши гости придут, еще раз проговорите с ребенком правила поведения. Скажите ему: «Ты знаешь, что драться и толкаться во время игр с друзьями запрещено. Если же я это увижу снова, я не разрешу тебе продолжить игру». И если малыш вас услышит и будет вести себя хорошо, не забудьте его похвалить за это.

2) «Это моя игрушка!»

Давление со стороны сверстников. Ваш малыш радостно показывает вам новую игрушку, которую он принес собой из детского сада. Когда вы говорите ему, что чужие игрушки брать нельзя, он отвечает: «Нет, можно, потому что Света сделала так же. И воспитательница даже не заметила это».

Умение отстаивать свою точку зрения и говорить «нет» на сомнительные предложения окружающих очень помогут ребенку в будущем справиться со многими трудными ситуациями. Он должен понимать, что друзья не должны управлять его действиями и мыслями и что никто не может его заставить делать то, что ему не нравится.

Почему это происходит? Ваш 3-летний малыш может не до конца понимать, почему именно нельзя брать чужие вещи, тем более если его друзья поступают так же, а воспитатель не замечает пропажи и никого не ругает. Значит, думает кроха, все в порядке.

Что делать? Сохраняйте спокойствие и просто скажите: «Я рада, что ты мне все рассказал». (Разозлиться можно лишь в том случае, если в будущем ребенок не будет столь откровенен с вами и не расскажет правду.) Объясните еще раз ребенку: «Те игрушки, которые есть у нас дома, принадлежат тебе, и ты можешь делать с ними что пожелаешь. Но та игрушка, которую ты принес из детского сада, принадлежит садику, а значит, в нее могут играть все детки, которые ходят туда с тобой. Поэтому верни ее, пожалуйста, на место и извинись перед воспитателем». Еще раз скажите крохе, что нужно всегда спрашивать, прежде чем взять то, что тебе не принадлежит. Помогите ребенку понять, что он может заимствовать игрушку на время, но только с разрешения, а брать игрушки без спроса и не отдавать их обратно − это уже называется воровством и это всегда плохо.

Как предотвратить это в следующий раз? Может потребоваться несколько подобных инцидентов, чтобы ребенок усвоил урок. Но если это случается слишком часто, скажите крохе, что в следующий раз вам просто придется отдать половину его игрушек в детский сад взамен тех, которые он оттуда унес.

3) Глупый маленький мышонок

Давление со стороны сверстников. Ваш 4-летний малыш недавно начал обзывать свою младшую сестренку «дурой» или «тупой» − словами, которых он наслушался в садике от своих сверстников.

Почему это происходит? Дети в садике очень часто употребляют плохие слова для того, чтобы проверить реакцию окружающих, обратить на себя внимание, увидеть, что будет после и сможет ли это вообще сойти им с рук.

Что делать? Не реагируйте слишком бурно на происходящее. Если вы так сделаете, малыш усвоит, что подобные слова вас сильно шокируют, и будет использовать их вновь и вновь для того, чтобы обратить на себя внимание. Поэтому лучше спокойно объясните ему, что, даже если все его друзья говорят подобные слова, это не есть хорошо. Для усиления эффекта можно также напомнить крохе, как его самого совсем недавно старший брат или соседский мальчик обзывал глупым и дураком и как ему было неприятно. Малыш должен понять, что чувствуют другие люди, когда он поступает так же. А затем обязательно попросите его извиниться перед сестренкой.

Как предотвратить это в следующий раз? Найдите такие слова, чтобы без ругани ребенок мог понять все ваше разочарование в его подобном поведении. Скажите, что никогда не стоит терпеть самому, когда кто-то обижает тебя, но и обижать других тоже не стоит. Для более убедительного и наглядного примера каждый раз во время совместного просмотра телевизора или чтения книги заостряйте внимание ребенка на тех моментах, когда кого-то из героев обижают или дразнят. Спросите малыша: «Как ты думаешь, что он сейчас чувствует? А что бы ты чувствовал на месте героя? Как нужно правильно поступить в этой ситуации? И что могут сделать его друзья, для того чтобы помочь ему?»

4) Нарушитель спокойствия

Давление со стороны сверстников. Ваша дочка прекрасно знает, что играть с антикварной посудой, хранящейся в серванте, нельзя. Однако, придя домой однажды вечером, вы обнаруживаете следующую картину: малышка вместе со своей подругой распивает чай из чашек именно из этого сервиза. Когда вы спрашиваете, почему она вас ослушалась, то получаете в ответ: «Алиса сказала, что не будет со мной дружить, если мы не будем играть с этой красивой посудой».

Почему это происходит? Хотя ваша 5-летняя дочка отлично знает, что нужно слушаться родителей, мнение друзей для нее в этом возрасте оказывается еще важнее. Противоречивые мысли посещают головы детей в это время: «Я знаю, что мне нельзя играть с этой посудой, потому что она дорогая» − и в то же время: «Я хочу, чтобы мой друг играл со мной», «Я хочу нравиться своему другу/подруге».

Что делать? Найдите замену. Скажите дочке: «С этими чашками играть не стоит, но я тебе могу дать другие, не менее красивые, которые ты сможешь использовать. Позже также стоит поговорить с ней на тему давления со стороны сверстников. Ребенок должен понимать, что друзья не должны управлять его действиями и мыслями и что никто не может его заставить делать то, что ему не нравится.

Как предотвратить это в дальнейшем? Это замечательная возможность научить ребенка говорить «нет» другим людям, когда какие-то действия окружающих идут вразрез с общепринятыми законами морали и нравственности. Научите ребенка тому, что, если ты сомневаешься в правильности действий, для начала нужно спросить самого себя: «Насколько это безопасно?», «Что может произойти?», «Могут ли у меня возникнуть неприятности после этого?» Если и после этого остаются сомнения, значит, делать это не стоит.

Детям младшего возраста еще трудно отстаивать свое мнение среди сверстников, и уже тем более детей постарше, поэтому им часто бывает трудно избежать искушений, пусть даже они знают, что потом им за это попадет. Они боятся прослыть трусишками или оказаться «хуже, чем кто-то другой». Тем не менее раз от разу повторяйте любимому чаду, что он должен учиться делать это и что вовсе не зазорно поступать именно так, как ты считаешь правильным, вместо того чтобы каждый раз следовать за толпой.

интересное в сети