Отдать на воспитание

Конечно, вы ищете для своего малыша самый лучший детский сад – чтобы репутация была достойной, а педагогические методики новейшими. Но надо помнить, что, каким бы лестным ни было общее мнение о дошкольном образовательном учреждении, то, насколько хорошо будет ребенку в саду, зависит прежде всего от воспитательницы и нянечки. Так как выбрать отличную воспитательницу? Как найти с ней общий язык? И как решать спорные вопросы, которые неизбежно возникают?
Право выбора

В первую очередь стоит расспросить родителей, которые водят (или водили) своих детей в группу, которую будет посещать ваш малыш. Так вы сэкономите время, потому что уже по их рассказам сможете составить общее представление о человеке, которому доверите ребенка. Конечно, любая оценка субъективна, но если вы поговорите не с одной, а с 4–6 мамами/папами/бабушками, то у вас появится достаточно информации к размышлению.

«Строгая, но добрая» – пожалуй, это хорошо. «А на занятиях у нее как детям интересно!» – это одна из самых лучших характеристик.

Не переживайте, если вам не досталась воспитательница с «высшей категорией». Звания и награды, увы, не всегда синоним прекрасных человеческих качеств. Главное, на что стоит обратить внимание: как ваша воспитательница относится к своим подопечным, умеет ли их по-настоящему любить, или они для нее – только работа. И не обязательно она должна улыбаться с утра до вечера и безостановочно гладить детей по головке. Настоящая любовь проявляется в том, чтобы проверить, подтянуты ли у малышей штанишки, хорошо ли вытерты носики, не притесняют ли более шустрые и сильные тех, кто слабее, не скучают ли детишки, не слишком ли много сидят на стульчиках. Хорошая воспитательница заметит, когда малышу плохо, и вовремя поможет.

Не обсуждайте поведение воспитательницы при ребенке.

Впрочем, об этом лучше всего скажут вам сами детишки, если вы внимательно послушаете, что они говорят, и посмотрите, как ведут себя, когда встречаются с ней по утрам, когда приходят в группу.

Воспитательницу Ирину Юрьевну дети обожают. Но сейчас она на курсах, и вот уже неделю как ее подменяет другая. Следующим утром приходит мальчик Никита с мамой в детский сад, торопливо заглядывает в группу и снова видит не ту. Он оборачивается к маме (лицо у него крайне недовольное) и медленно и разочарованно говорит: «Опять другая… Мама, давай ее прогоним!» Самое удивительное тут то, что Никита – мальчик шустрый, может и похулиганить, и подраться, и именно Ирина Юрьевна частенько берет его в «ежовые рукавицы». Казалось бы, радуйся, Никитка, пока ее нет, и шуми вволю. Но дети – народ справедливый, они прекрасно чувствуют настоящую к ним любовь и отвечают на нее такой же искренней привязанностью.

Когда малыш начинает посещать ясли или садик, ему дают время на привыкание. То есть одну-две недели мама (или кто-то из близких) может оставаться с ребенком в детском саду. Очень полезное начинание. Малыш за это время освоится в новой обстановке (а значит, дело обойдется без стресса), а вы сможете осмотреться, хорошенько изучить режим дня, заметить многие нюансы и особенности в поведении детей, воспитательницы и нянечки. И постараться адаптировать ребенка к этим особенностям.

Разведка на местности

Пока идет «привыкание» к саду, обратите внимание на то:

- Как встречают своих подопечных няня и воспитательница. Приветствуют или обходятся дежурным «здравствуй», находится ли время поговорить с ним тет-а-тет: такое персональное внимание дети очень ценят.

Если же здесь читают длинную мораль прямо на входе, если часто одергивают и наказывают «виноватых», если «на корню» гаснет детская инициатива, если в группе дети много и подолгу ссорятся – это повод задуматься: а туда ли вы попали?

- Как занимаются. Не слишком ли часто одергивают малышей: «тише» – «не шуми» – «не крутись» – «прекрати…» и т. п.? Дети на занятиях не скучают? Охотно занимаются? Успевают «на переменке» между занятиями побегать, поползать, попрыгать? У хорошей воспитательницы дети просто не замечают, как быстро проходит учебное время, настолько им интересно. «Бабушка, ты говорила, что мы будем учиться, мы сегодня опять не занимались, мы только играли», – рассказывала Арина и – вела показывать то аппликации, то рисунки в тетради, которые они сделали на этих «несуществующих» занятиях.

Практически любую проблему можно решить путем диалога.

- Как собираются на прогулку и возвращаются с нее. Не слишком ли долго приходится детишкам, которые быстро одеваются, ждать всех других? Чтобы малыши не потели, заботливая воспитательница не будет затягивать выход на улицу, попросит нянечку выйти с «передовиками».

- Как играют. Игра – это самое главное занятие дошколят, игровая деятельность для них так же важна, как для школьников – учебная. Хорошая воспитательница всегда найдет, чем занять своих подопечных. Если кто-то не знает, чем заняться, подскажет, организует игру. Нет ли в группе обделенных вниманием детей, которые слоняются и отчаянно скучают (а по сути – страдают)? Часто ли детям приходится сидеть на стульчиках без дела (так спокойнее: все на месте, не шумят)?

- Как делает замечания. Обратите внимание на интонацию, на голос и на то, в каком контексте высказывается та или иная претензия ребенку. Любое замечание должно не просто одергивать и останавливать детей, но и показывать, как сделать правильно. (Вместо: «Не смей громко визжать», – можно ведь сказать тактичнее: «Катюша, говори потише… вот молодец…» Вместо: «Не обрывай листики!» – «Посмотри, какие красивые цветы, полей, пожалуйста…»)

Останавливать и ориентировать ребенка так, чтоб ему захотелось быть хорошим. А самое главное, замечание не должно унижать юного человека. («Будешь так себя вести – отправлю в ясли», Как тебе не стыдно, совсем распустился…», «Посмотри, какой Ваня молодец, аккуратный, а ты так испачкалась, а еще девочка…»)

Все сказанное о воспитательнице можно отнести и к нянечке (младшему воспитателю – как теперь называется эта должность).

Хорошая няня никогда не откажется вытереть попу малышу, если у него плохо получается, и погладить по головке того, кто загрустил, и похвалить всех, кто отнес на место пустые свои тарелочки или старательно убрал на место игрушки. Впрочем, как не станет повышать голос на заигравшегося малыша, зазевавшегося и учинившего нечаянный разгром.

Конечно, ругать при вас вашего малыша точно не будут. А других? Обратите особое внимание на то, как реагируют на замечания дети. Есть очень «сладкие» воспитательницы, но дети от их елейного голоса не приходят в восторг. И есть те, кто говорит строгим голосом, но дети охотно выполняют их поручения.

Не играйте в «испорченный телефон»
Бывает, что родители недовольны чем-то, но скрывают от воспитательницы, предпочитая обсуждать с кем-то и где-то. Неверная тактика. Гораздо честнее и полезнее рассказать воспитательнице о том, что вас смущает или волнует. Коля приходил из детского сада очень измотанный, жаловался, что «головка болит», что «дети обижают». Но мальчиком он был очень стеснительным и в группе вел себя «как все», не хныкал и не жаловался, и воспитательница очень удивилась, когда мама рассказала о проблемах. И сразу же нашла выход. Мальчику стали позволять в течение дня, как только захочется, уходить в спальню, где был «уголок уединения». Состояние у мальчика улучшилось, а отношение к садику стало более позитивным. Воспитательница – не телепат и не может угадать ваши мысли и чаяния. Но зато охотно прислушается к ним, если вы выскажетесь: без эмоций и обвинений в адрес детского сада и педагогического состава.

Все мы разные, и взгляды на воспитание у нас частенько не совпадают. Не торопитесь делать выводы на основании первого впечатления.

Понаблюдайте, как разрешают воспитательница и няня конфликты, которые возникают между детьми (а между детьми они вечно возникают). Даже за полдня в группе кто-то с кем-то успевает поссориться, а то и подраться.

Хорошая воспитательница не станет вмешиваться в мелкие детские дрязги, но никогда не допустит крупного противостояния. Причем обойдется без долгих нотаций, часто просто взглядом, веселым словом сможет разрядить обстановку. И провести «разбор полетов», не обвиняя и не унижая детей.

Подробно расскажите воспитательнице о своем малыше.

Впрочем, у вас есть свой отличный индикатор качества: реакция вашего ребенка. Пусть вас не смущает, что он требует: «Мама, не уходи!» (это нормально для новичка). Посмотрите, как он будет встречать вас, когда вы за ним придете: радостно? Не закатывает истерики в раздевалке или по дороге домой? Не рвется удрать из группы, как только увидел вас.

– Подожди, я доиграю!..

– Ой, мне игру надо на место отнести…

Если это так, можете быть уверены: малышу со своей воспитательницей психологически комфортно и очень интересно.

Понять друг друга

Может создаться впечатление, что на первых порах вам предлагается слишком критично относиться к няне и воспитательнице, чуть ли не экзамен им устраивать – что ж, вы правы. Работа воспитательницы действительно сложна и многогранна и по-настоящему достойна уважения. Вам не нравится слишком многое – может, воспитательница не виновата? Может, она на самом деле отличный человек и прекрасный педагог, просто вы не подходите друг другу.

В этом случае лучше сменить группу, а может, и садик. Это – лучше, честнее, чем потом «закулисно» критиковать, осуждать и скрывать недовольство (до тех пор, пока хватит терпения и вы не взорветесь). Если вы убедились, что в этой группе заботятся о вашем ребенке, желают ему добра – вам нетрудно будет в любом даже сложном, случае, наладить конструктивный диалог. Вы сможете правильно, без обид реагировать на замечания, предложения и советы, которые неизбежно вам будут давать. Вы выбрали? Теперь вы должны довериться этим людям и работать с ними в одной команде.

Не забывайте, что и воспитательница, и няня – тоже люди со всем набором человеческих эмоций. Они могут и уставать, и раздражаться, и ошибаться (а с кем не бывает?). Главное, чтобы все это не выливалось на детей.

Доброты, отзывчивости и понимания (то есть того, что мы ожидаем от воспитательниц и нянечек) не в меньшей мере и они ожидают от родителей. Не забудьте, что в это же время, когда вы изучаете воспитательницу, она изучают вас. И у няни, и у воспитательницы тоже складывается определенное мнение о вас и вашем малыше. Конечно, понравились вы или нет – отказаться от воспитанника они не могут, но это сложившееся мнение способствует тому, как будут развиваться ваши отношения в дальнейшем. Если вы с ходу проявите себя как человек с претензиями, вечно недовольный то одним, то другим (проще говоря, выглядите занудой), вряд ли тем, кто будет воспитывать ваших сына или дочку, захочется быть с вами откровенными, давать советы и делиться сомнениями. Может, вам так будет и проще, и приятней, но на пользу вашему ребенку такая ситуация вряд ли пойдет.

Стол переговоров
1. Никогда не обсуждайте поведение воспитательницы или няни при ребенке! Этим вы не только подорвете ее авторитет, но еще и можете сбить с толку, перепугать малыша. 2. Предупредите воспитательницу о том, что вам надо побеседовать. Договоритесь о времени, когда вам обеим удобно. 3. Обсуждайте вопрос без ненужных свидетелей. 4. Не начинайте с предъявления претензий. Просто расскажите, что вас волнует, что, по вашему мнению, идет не так, как надо. 5. Дайте высказаться и воспитательнице. Выслушайте ее точку зрения – внимательно. 6. Задавайте вопросы. Проясните все непонятное для вас. 7. Не оправдывайтесь, не оправдывайте ребенка: это уведет разговор в сторону. У вас – разговор, а не суд. 8. Обсудите и предлагайте варианты решения проблемы («Давайте попробуем так-то и так-то…»). 9. Не соглашайтесь со всем подряд. Обоснуйте свою точку зрения. Объясните, почему вы считаете так. Быть на стороне ребенка, учитывать его интересы – это значит уметь проявить и твердость, верить своему ребенку, а не только тому, что говорят взрослые люди. 10. Ищите выход вместе. Наметьте и решите, как каждый из вас будет действовать со своей стороны. 11. Не стесняйтесь обращаться за помощью. В садах есть психологи, их задача – помочь, когда самостоятельно выход найти не получается. 12. Если диалог не налаживается и положение не меняется, поговорите об этом сначала с воспитательницей и лишь потом (если не сумеете договориться) обращайтесь к заведующей, старшему методисту и т. п. Но обычно, если обе стороны (и вы, и воспитатель) хотят найти выход из трудной ситуации, они его находят.
Открытый диалог

Самое разумное, что вы можете сделать в первые дни посещения детского сада, рассказать воспитательнице об особенностях своего ребенка. Ни один малыш не похож на другого, и хорошая воспитательница будет вам только благодарна за своевременную и подробнуют информацию.

Что рассказать?

- Какой характер, темперамент (вспыльчивый, медлительный, обидчивый, застенчивый…).

- Какие особенности (беспокойно засыпает, не любит отдавать свои игрушки и т. п.).

- Чем ему особенно нравится заниматься?

- Чего боится?

- Есть ли «дурные» привычки?

- Что уже умеет делать, а чему еще не научился из того, что положено по возрасту?

Обсудите вопросы, которые вас особенно волнуют. Так, вы можете попросить няню не заставлять малыша пить какао, которое он, например, терпеть не может. Договориться, чтобы на прогулке регулярно проверяли, не скидывает ли варежки, если есть такая привычка.

интересное в сети