Открытие мира

Повернуть за угол, ползя на четвереньках по коридору, проследить взглядом за укатившимся мячом, обогнуть лужу на трехколесном велосипеде. Появляясь на свет, наш ребенок становит- ся гражданином пространства. Обыкновенного, привычного нам трехмерного пространства, имеющего высоту, ширину и глубину. Но для малыша это огромная неизведанная вселенная.

Такие понятия, как верх и низ, впереди и сзади, далеко и близко, в период внутриутробного развития не имели для вашего крохи никакого значения. Ваш малыш в течение девяти месяцев жил в своего рода невесомости. Начиная же с первых дней жизни маленькому предстоит изучать предметы вокруг себя: их форму, объем, удаленность друг от друга. Малыш готов приступить к освоению окружающего мира буквально в первые минуты после рождения.

Вижу, слышу, ощущаю

Ребенок с рождения располагает превосходными инструментами, обеспечивающими «прием» информации из окружающего мира. Это его органы чувств, которые сформировались в период внутриутробного развития. Зрение, слух, осязание, обоняние, чувство равновесия будут давать ему сводные данные, для того чтобы он мог ориентироваться в трехмерном пространстве. И хотя компетентность новорожденного в восприятии и понимании окружающего пока невелика, его способности и возможности поистине удивительны.

Мир глазами младенца

Ученые опровергли некогда бытовавшее мнение о том, что новорожденный все видит вверх ногами, а предметы воспринимает в виде нагромождения цветных пятен. Ваш малыш с рождения адекватно воспринимает окружающие предметы в трехмерном пространстве и даже различает их форму.

Американские исследователи установили, что отношение младенца к зрительным стимулам очень избирательно. Малыши всего пяти – семи дней от роду чаще и дольше рассматривают фигуры более сложной формы, выделяя движущиеся и объемные предметы. Кроме того, с первых дней мы замечаем, что ребенок следит за движениями наших глаз, при условии, что они очень медленны. Конечно, его видение еще незрелое, но все же оно позволяет ему начать ориентироваться в пространстве, а главное, воспринимать человеческое лицо, такое подвижное, изменчивое, несущее очень важную для ребенка информацию. Причем малыши явно предпочитают человеческое лицо и его схематическое изображение всем прочим «картинкам». Поэтому склоняясь над малышом, разговаривая с ним, постарайтесь отразить на своем лице все те чувства, которые вы испытываете: любовь, нежность, удивление, восторг, мечтательность. Также можно нарисовать яркими красками на картонке улыбающуюся рожицу и подвесить ее на расстоянии 40–50 см от глаз ребенка таким образом, чтобы ее было удобно разглядывать. Начиная с третьей недели можно привлекать внимание вашего крохи к ярким, красочным и блестящим предметам. Рассматривая игрушки, он научится фокусировать взгляд, переводить его с одного предмета на другой. А протягивая ручку к привлекшей взгляд игрушке, постепенно начнет оценивать расстояние, которое отделяет его от вожделенного предмета.

Оценить дистанцию

В возрасте 3–4 месяцев малыш уже умеет определять расстояние между объектами. Если вожделенный предмет находится слишком далеко от него, он даже не пытается его достать и быстро теряет к нему интерес.

Анализируй это

Любая мама, баюкая, успокаивая, купая малыша, беря его на руки, чтобы покормить, переодеть, становится богатейшим источником информации практически для всех органов чувств крохи: работают слух, зрение, ребенок ощущает тепло прикосновений, воспринимает изменения своего положения в пространстве. Каждый новый опыт оттачивает его чувства и дает ему дополнительные сведения.

Но ребенку нужно время, чтобы проанализировать и объединить свои сенсорные открытия. Чтобы все разрозненные характеристики какого-либо предмета: форма, размер, цвет, движение – соединились в целостный образ, должен произойти обмен информацией между участками коры головного мозга, ответственными за восприятие, мышление, память. К моменту, когда кора головного мозга вступает в действие, ее формирование еще не закончено. Поэтому мозг младенца нуждается в разнообразных сенсорных впечатлениях. Это так же необходимо, как и удовлетворение насущной потребности в пище и сне.

А я все слышу!

Слух дополняет и совершенствует работу зрения. Если кто-то шумит или разговаривает рядом с малышом, то он внимательно прислушивается и пытается повернуть голову, чтобы найти взглядом источник звука. Звук сообщает ему также о приблизительном расстоянии, на котором его источник находится. Малыши не только умеют воспринимать звуки, но и различают их по высоте. Особую чувствительность они проявляют к звукам человеческой речи. И самое удивительное, опыты показали, что младенцы явно предпочитают осмысленную связную речь произвольному набору слогов. Прослушивание собственного гуканья и гуления, записанного на пленку, способно успокоить их плач. Специально подобранная классическая музыка (малыши предпочитают струнные инструменты), погремушки, мобили с нежной, приятной мелодией, колокольчики и другие источники звука вызовут у маленького радостное оживление и интерес.

Ручная работа

Осязание необходимо крохе, чтобы исследовать форму, размеры, фактуру, температуру предметов. Если вы проведете по ладошке младенца мягкой тканью или игрушкой, его ручка инстинктивно сожмется – это хватательный рефлекс, который есть у каждого малыша с рождения. Постепенно хватательные движения станут целенаправленными, малыш начнет тянуть ручку к погремушке, стараться ухватить мамин палец или волосы. К 2–3 месяцам дотягивание и хватание развиваются в два самостоятельных действия. Малыш часто дотягивается до предмета, не хватая его. Если над его кроваткой подвешена игрушка, можно понаблюдать, как ребенок дотрагивается до нее, вызывая покачивание, за которым он долго с удовольствием наблюдает. Примерно в 4 месяца малыш уже уверенно берет руками игрушку, рассматривает ее, подносит ко рту и обследует языком и губами. Чтобы разнообразить тактильные ощущения, подберите различные предметы: пушистые, гладкие, шершавые, самых разнообразных форм и размеров.

Вижу цель!

Малыш растет, его мышечная система развивается. Он учится держать головку, его поле зрения увеличивается, и он может охватить взглядом больше предметов. Интерес к новым объектам и связанным с ними открытиям стимулирует двигательную активность... и вот кроха уже переворачивается, а затем и садится. Сидя можно увидеть гораздо больше, а также убедиться в том, что далеко не все находится в пределах досягаемости. Тут малыш делает сразу два «открытия». Во-первых, если привлекшая внимание вещь недоступна, можно вытянуть ручку в нужном направлении и издать выразительные звуки. Тогда родители, проследив направление взглядом, протянут ему необходимую вещицу. Во-вторых, можно не прибегать к помощи взрослых, а попытаться добраться самому, передвигаясь на четвереньках.

Начав самостоятельно перемещаться, кроха с изумлением обнаружит, что пространство не подчиняется ему, а организовано по своим собственным законам, с которыми ему придется отныне согласовывать свои перемещения. А с тех пор как ребенок начал пытаться вставать, его взгляд на мир постоянно изменяется. Так, низкий столик, прежде неподвижно стоявший рядом с диваном, преподнес сюрприз. Когда малыш хотел найти в нем опору, столик внезапно поехал вперед... и ребенок растянулся на полу. Отныне ему частенько предстоит пересматривать свою точку зрения на то, что в его окружении остается неизменным... и на то, что изменяется. Познакомьте малыша со свойствами предметов: покажите, что мяч круглый и его можно катать, а кубики устроены так, что их можно ставить один на другой, в отличие от шаров. Также начиная с 7–8 месяцев пригодятся любые емкости, вкладывающиеся одна в другую. Они помогут сложиться первоначальным представлениям об объеме, соотношении размеров, о том, что такое внутри и снаружи. Чтобы ребенок лучше ориентировался в окружающем мире, берите его на руки и, обходя комнату, называйте предметы и показывайте, как с ними обращаться.

Слова имеют направление!

К двум годам малыш начнет планировать свои действия и облекать их в слова: посмотри на мой дворец, он высокий, я положу кубик сверху, а кирпичик перед мостом. Маленький, большой, далеко, близко, сбоку, внутри... он освоил слова, которые организуют пространство и позволяют ориентироваться в нем. Чтобы закрепить результат, можно поиграть с ним в «зеркало» – попросить его повторять ваши действия как бы в зеркальном отражении.

Обретая равновесие

Теперь, когда наш ребенок перемещается более свободно, он стремится испытать свои новые возможности. Это довольно тревожный период для родителей, потому что он обязательно должен узнать, в какую сторону крутятся ручки у плиты, как открывается дверца холодильника и что случится с содержимым ящика, если его потянуть на себя. Сложите кубики в доступном для него месте, чтобы стимулировать его изыскания в области элементарной физики. Например, посмотреть, будет ли башня, построенная им, потихонечку наклоняться, как Пизанская, или внезапно обрушится с грохотом.

Пространственное неравенство

Считается, что у девочек пространственное мышление развито не так хорошо, как у мальчиков. Возможно, этим объясняется то, что девочки менее способны к геометрии, хуже ориентируются в картах и атласах автомобильных дорог. По свидетельству исследователей, эта разница в способностях не врожденная, а приобретенная и связана с выбором игрушек для девочек и мальчиков. Игрушки для мальчиков ориентированы на перемещение в пространстве и конструирование, а игрушки для девочек – на приучение к роли домашней хозяйки и мамы. Шансы на успешное освоение пространства можно уравнять, объединив игры.

интересное в сети