Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Открытие мира

Повернуть за угол, ползя на четвереньках по коридору, проследить взглядом за укатившимся мячом, обогнуть лужу на трехколесном велосипеде. Появляясь на свет, наш ребенок становится гражданином пространства. Обыкновенного, привычного нам трехмерного пространства, имеющего высоту, ширину и глубину. Но для малыша это огромная неизведанная вселенная.

28 сентября 2007

Такие понятия, как верх и низ, впереди и сзади, далеко и близко, в период внутриутробного развития не имели для вашего крохи никакого значения. Ваш малыш в течение девяти месяцев жил в своего рода невесомости. Начиная же с первых дней жизни маленькому предстоит изучать предметы вокруг себя: их форму, объем, удаленность друг от друга. Малыш готов приступить к освоению окружающего мира буквально в первые минуты после рождения.

Вижу, слышу, ощущаю

Ребенок с рождения располагает превосходными инструментами, обеспечивающими «прием» информации из окружающего мира. Это его органы чувств, которые сформировались в период внутриутробного развития. Зрение, слух, осязание, обоняние, чувство равновесия будут давать ему сводные данные, для того чтобы он мог ориентироваться в трехмерном пространстве. И хотя компетентность новорожденного в восприятии и понимании окружающего пока невелика, его способности и возможности поистине удивительны.

Мир глазами младенца

Ученые опровергли некогда бытовавшее мнение о том, что новорожденный все видит вверх ногами, а предметы воспринимает в виде нагромождения цветных пятен. Ваш малыш с рождения адекватно воспринимает окружающие предметы в трехмерном пространстве и даже различает их форму.

Американские исследователи установили, что отношение младенца к зрительным стимулам очень избирательно. Малыши всего пяти – семи дней от роду чаще и дольше рассматривают фигуры более сложной формы, выделяя движущиеся и объемные предметы. Кроме того, с первых дней мы замечаем, что ребенок следит за движениями наших глаз, при условии, что они очень медленны. Конечно, его видение еще незрелое, но все же оно позволяет ему начать ориентироваться в пространстве, а главное, воспринимать человеческое лицо, такое подвижное, изменчивое, несущее очень важную для ребенка информацию. Причем малыши явно предпочитают человеческое лицо и его схематическое изображение всем прочим «картинкам». Поэтому склоняясь над малышом, разговаривая с ним, постарайтесь отразить на своем лице все те чувства, которые вы испытываете: любовь, нежность, удивление, восторг, мечтательность. Также можно нарисовать яркими красками на картонке улыбающуюся рожицу и подвесить ее на расстоянии 40–50 см от глаз ребенка таким образом, чтобы ее было удобно разглядывать. Начиная с третьей недели можно привлекать внимание вашего крохи к ярким, красочным и блестящим предметам. Рассматривая игрушки, он научится фокусировать взгляд, переводить его с одного предмета на другой. А протягивая ручку к привлекшей взгляд игрушке, постепенно начнет оценивать расстояние, которое отделяет его от вожделенного предмета.

Оценить дистанцию

В возрасте 3–4 месяцев малыш уже умеет определять расстояние между объектами. Если вожделенный предмет находится слишком далеко от него, он даже не пытается его достать и быстро теряет к нему интерес.

Анализируй это

Любая мама, баюкая, успокаивая, купая малыша, беря его на руки, чтобы покормить, переодеть, становится богатейшим источником информации практически для всех органов чувств крохи: работают слух, зрение, ребенок ощущает тепло прикосновений, воспринимает изменения своего положения в пространстве. Каждый новый опыт оттачивает его чувства и дает ему дополнительные сведения.

Но ребенку нужно время, чтобы проанализировать и объединить свои сенсорные открытия. Чтобы все разрозненные характеристики какого-либо предмета: форма, размер, цвет, движение – соединились в целостный образ, должен произойти обмен информацией между участками коры головного мозга, ответственными за восприятие, мышление, память. К моменту, когда кора головного мозга вступает в действие, ее формирование еще не закончено. Поэтому мозг младенца нуждается в разнообразных сенсорных впечатлениях. Это так же необходимо, как и удовлетворение насущной потребности в пище и сне.

А я все слышу!

Слух дополняет и совершенствует работу зрения. Если кто-то шумит или разговаривает рядом с малышом, то он внимательно прислушивается и пытается повернуть голову, чтобы найти взглядом источник звука. Звук сообщает ему также о приблизительном расстоянии, на котором его источник находится. Малыши не только умеют воспринимать звуки, но и различают их по высоте. Особую чувствительность они проявляют к звукам человеческой речи. И самое удивительное, опыты показали, что младенцы явно предпочитают осмысленную связную речь произвольному набору слогов. Прослушивание собственного гуканья и гуления, записанного на пленку, способно успокоить их плач. Специально подобранная классическая музыка (малыши предпочитают струнные инструменты), погремушки, мобили с нежной, приятной мелодией, колокольчики и другие источники звука вызовут у маленького радостное оживление и интерес.

Ручная работа

Осязание необходимо крохе, чтобы исследовать форму, размеры, фактуру, температуру предметов. Если вы проведете по ладошке младенца мягкой тканью или игрушкой, его ручка инстинктивно сожмется – это хватательный рефлекс, который есть у каждого малыша с рождения. Постепенно хватательные движения станут целенаправленными, малыш начнет тянуть ручку к погремушке, стараться ухватить мамин палец или волосы. К 2–3 месяцам дотягивание и хватание развиваются в два самостоятельных действия. Малыш часто дотягивается до предмета, не хватая его. Если над его кроваткой подвешена игрушка, можно понаблюдать, как ребенок дотрагивается до нее, вызывая покачивание, за которым он долго с удовольствием наблюдает. Примерно в 4 месяца малыш уже уверенно берет руками игрушку, рассматривает ее, подносит ко рту и обследует языком и губами. Чтобы разнообразить тактильные ощущения, подберите различные предметы: пушистые, гладкие, шершавые, самых разнообразных форм и размеров.

Вижу цель!

Малыш растет, его мышечная система развивается. Он учится держать головку, его поле зрения увеличивается, и он может охватить взглядом больше предметов. Интерес к новым объектам и связанным с ними открытиям стимулирует двигательную активность... и вот кроха уже переворачивается, а затем и садится. Сидя можно увидеть гораздо больше, а также убедиться в том, что далеко не все находится в пределах досягаемости. Тут малыш делает сразу два «открытия». Во-первых, если привлекшая внимание вещь недоступна, можно вытянуть ручку в нужном направлении и издать выразительные звуки. Тогда родители, проследив направление взглядом, протянут ему необходимую вещицу. Во-вторых, можно не прибегать к помощи взрослых, а попытаться добраться самому, передвигаясь на четвереньках.

Начав самостоятельно перемещаться, кроха с изумлением обнаружит, что пространство не подчиняется ему, а организовано по своим собственным законам, с которыми ему придется отныне согласовывать свои перемещения. А с тех пор как ребенок начал пытаться вставать, его взгляд на мир постоянно изменяется. Так, низкий столик, прежде неподвижно стоявший рядом с диваном, преподнес сюрприз. Когда малыш хотел найти в нем опору, столик внезапно поехал вперед... и ребенок растянулся на полу. Отныне ему частенько предстоит пересматривать свою точку зрения на то, что в его окружении остается неизменным... и на то, что изменяется. Познакомьте малыша со свойствами предметов: покажите, что мяч круглый и его можно катать, а кубики устроены так, что их можно ставить один на другой, в отличие от шаров. Также начиная с 7–8 месяцев пригодятся любые емкости, вкладывающиеся одна в другую. Они помогут сложиться первоначальным представлениям об объеме, соотношении размеров, о том, что такое внутри и снаружи. Чтобы ребенок лучше ориентировался в окружающем мире, берите его на руки и, обходя комнату, называйте предметы и показывайте, как с ними обращаться.

Слова имеют направление!

К двум годам малыш начнет планировать свои действия и облекать их в слова: посмотри на мой дворец, он высокий, я положу кубик сверху, а кирпичик перед мостом. Маленький, большой, далеко, близко, сбоку, внутри... он освоил слова, которые организуют пространство и позволяют ориентироваться в нем. Чтобы закрепить результат, можно поиграть с ним в «зеркало» – попросить его повторять ваши действия как бы в зеркальном отражении.

Обретая равновесие

Теперь, когда наш ребенок перемещается более свободно, он стремится испытать свои новые возможности. Это довольно тревожный период для родителей, потому что он обязательно должен узнать, в какую сторону крутятся ручки у плиты, как открывается дверца холодильника и что случится с содержимым ящика, если его потянуть на себя. Сложите кубики в доступном для него месте, чтобы стимулировать его изыскания в области элементарной физики. Например, посмотреть, будет ли башня, построенная им, потихонечку наклоняться, как Пизанская, или внезапно обрушится с грохотом.

Пространственное неравенство

Считается, что у девочек пространственное мышление развито не так хорошо, как у мальчиков. Возможно, этим объясняется то, что девочки менее способны к геометрии, хуже ориентируются в картах и атласах автомобильных дорог. По свидетельству исследователей, эта разница в способностях не врожденная, а приобретенная и связана с выбором игрушек для девочек и мальчиков. Игрушки для мальчиков ориентированы на перемещение в пространстве и конструирование, а игрушки для девочек – на приучение к роли домашней хозяйки и мамы. Шансы на успешное освоение пространства можно уравнять, объединив игры.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения