Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Первые каникулы: как быть с «домашкой» на лето?

Ребенку хочется отдыхать, а вы не даете. Нужно книжки по списку читать, домашние задания выполнять. Первые летние каникулы бывают и такими.

26 июня 2019
Первые каникулы: как быть с «домашкой» на лето?
Надежда Воробьева
школьный психолог в начальной Ломоносовской школе

Многие родители ответственно подходят к домашним заданиям на лето. Под неусыпным присмотром бедное чадо вынуждено корпеть над тетрадками дни напролет, пока за окном светит солнышко, а сверстники играют в суперменов и уплетают мороженое.

И все же летом организму семилеток требуется полноценный отдых. Для гармоничного развития принципиально важно, чтобы нервная система могла выдерживать огромные нагрузки, не перегорая. Это возможно при условии, что мы – и дети, и взрослые – живем в своем ритме с учетом наших индивидуальных особенностей. В школе у ребенка такого шанса нет. Приходится все делать по расписанию, которое придумали взрослые.

Трудно почти всем. Медлительным детям – потому что бешеный вихрь уроков и допзанятий чужд их природе, гиперактивным – потому что сидеть полдня за партой для них сущая пытка. И однообразие сильно выматывает, потому что в процессе обучения школьники активно используют ресурсы правого полушария. Оно отвечает за речь, логику, абстрактное мышление. Левое работает в спящем режиме, пробуждаясь лишь время от времени. Но именно оно отвечает за полет фантазии, творческое начало, эмоции, новые впечатления. Без них летние каникулы превратятся в каторгу. Чтобы этого не случилось, самое время сместить акценты. Ваша задача – настроить ребенка на отдых и дать ему максимально гуманную учебную нагрузку.

Домашние задания

Чтобы быть успешным и сохранить мотивацию учиться дальше, ребенок должен выполнять задания на пройденный материал легко, не тратя на них много времени и сил. Проблема в том, что все знания и навыки, которые он получил в течение учебного года, не успели автоматизироваться. А программа следующего класса предполагает, что это уже произошло. К тому же неавтоматизированные навыки имеют тенденцию постепенно угасать, а три месяца – это срок приличный. Вопрос, делать или не делать домашние задания на лето, стоять не должен. Они принесут ребенку огромную пользу.

Если перегнете палку и загрузите ребенка сверх меры, он не сумеет восстановить силы и не сможет проучиться еще один год с удовольствием. Будут включаться защитные механизмы – отвращение к учебе, протесты. И мотивация начнет падать.

Хвалите ребенка, даже если вы выполнили задание с ним на пару. И старайтесь в комплиментах подчеркивать те качества, которые цените больше всего: «Ты успел выполнить все пять заданий. Я так горжусь тобой. Ты надежный человек: сказал и сделал. На тебя можно положиться!»

Оптимально отводить на занятия по часу в день. Без перерыва на выходные и праздники. Все остальное время ребенок имеет полное право посвящать своим делам. Желательно, чтобы «уроки» ребенок делал в одно и то же время. Организм привыкнет к такому расписанию, и тогда сесть и начать, а это самое сложное, будет гораздо проще. Лучше всего для учебы подходят утренние часы. Мозг работает в полную силу, он еще не перегружен впечатлениями нового дня. Вечером – точно нет. Если мы знаем, что нам перед ужином предстоит сделать особенно неприятное, расслабиться трудно и насладиться чем-то другим не получится.

Четкое расписание помогает избежать постоянных пререканий и ссор. Вам не придется загонять ребенка в комнату, он сам будет контролировать себя по часам. Хотя мягко напоминать ему об этой обязанности вам, скорее всего, придется.

Если ребенок будет делать уроки по вашему настроению, ничего хорошего не ждите. Особенно вредно вырывать детей из игровой ситуации. Когда все идут купаться на речку, а вы говорите: «Марш уроки делать!» – это обидно. Полюбить учебу такие ультиматумы не помогают.

Список литературы

Чтение – это тоже процесс, который должен автоматизироваться. А читать современные дети не любят, потому что информацию черпают из других источников. Но навыки чтения для успешной учебы остаются ключевыми, поэтому летний норматив стоит выполнить. Как – вопрос открытый.

Можно действовать стандартно: положить перед ребенком огромную стопку книг и дать строгие распоряжения. Только ничего, кроме ужаса и отвращения, ваш ребенок не испытает.

Хотите действовать грамотно? Ваша задача – сохранить интерес к чтению. Ощутить радость от прочитанной книги ребенок сможет, только если ее содержание соответствует его возрастным интересам. В школьном списке вы вряд ли найдете что-то подходящее. Зато вы можете вместе с ребенком пойти в магазин и предложить ему выбрать пару книжек для самостоятельного чтения. Будет хорошо, если они окажутся яркими, со множеством картинок. Не забывайте, что навык чтения у первоклашек только сформировался. Когда они читают, нервная система еще очень сильно напрягается. А когда есть сочные иллюстрации, включается зрительное восприятие. Ребенку становится легче понять содержание, и тогда на чтение тратится гораздо меньше сил. При этом чисто технический навык тренируется, что и требуется.

Ребенок должен знать, что его усилия и достижения оцениваются значимыми взрослыми. Если говорить: «Ну наконец-то! Мы тебя уже полчаса ждем, чтобы на пляж идти!» – он будет ненавидеть и учебу, и уроки лютой ненавистью.

С книгами из списка тоже лучше работать по нестандартной схеме. Ребенку к 1 сентября нужно знать их содержание, но для этого читать их вовсе не обязательно. И в этом тоже есть плюсы. Например, можно договориться, что свою интересную книжку ребенок читает утром до завтрака, а книгу из списка вы читаете ему перед сном. Так у вас будет возможность обсуждать вместе сложные места, вышедшие из употребления слова и обороты речи. Тогда ребенок будет знать не только содержание, но и сможет рассуждать на затронутые в книгах темы.

Обратный отсчет

В августе нужно начинать готовиться к школе не только морально, но и физиологически. В идеале вернуться домой за две недели до 1 сентября. Если вы жили в деревне или на море, организму потребуется время, чтобы адаптироваться к городской атмосфере с ее особым уровнем кислорода и специфическим качеством воздуха. С этого же момента стоит постепенно переходить на школьный режим. Это значит в первую очередь вставать по будильнику. Пусть ребенок в 7 часов будет просыпаться еще очень вялым: у него будет возможность проваляться в постели до 11 и спокойно войти в нужный темп. Зато, когда занятия начнутся, пробуждения дадутся ему легко, и он будет бодр и позитивно настроен на школу. Питаться тоже начните по казенному графику. А если все лето ребенок уроки не делал, за эти две недели важно наверстать упущенное и закрепить пройденный материал хотя бы по экспресс-схеме.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения