Первый транспорт

Беговел, самокат, велосипед... Полезно все. Но для начала разберемся в особенностях этих завлекательных для ребенка средств передвижения.
До старта

Овладение даже таким примитивным средством передвижения, как машинка-каталка, требует от малыша серьезной подготовки. И если ребенок, усевшись верхом, не в силах сдвинуть ее с места, капризничает и заваливается на бок, значит, он к этому не готов. Тем более ему сложно будет управлять беговелом, велосипедом, самокатом.

В чем же дело? В плохой работе вестибулярного аппарата. И проблема эта не только медицинская, это еще и проблема воспитания. Да, ребенок умеет ходить, но не научился правильно падать, он не чувствует своего тела и плохо им управляет. Родители просто не давали ему падать, подхватывая «на лету», излишне оберегая, и у малыша не выработался рефлекс, не включился механизм самосохранения. Скорее всего, взрослые ограничивали его естественную физическую активность: «Ой, не залезай туда, свалишься! Ох, не бегай быстро, упадешь! Не ходи здесь, оступишься! Не запачкайся!»

Не мешайте ребенку падать с высоты его роста. А если упал, не старайтесь сразу поднимать его. Он должен это сделать сам, помогайте минимально!

Активный малыш, умеющий падать с высоты своего еще довольно малого роста, не только легче освоит любой детский транспорт, но и избежит травм на нем. В случае неминуемой опасности он просто его бросит, как представляющий опасность. И сам упадет, конечно, но привычным образом сгруппируется, вовремя перекатится и встанет как ни в чем не бывало. Ведь он уже делал это много раз!

Поехали!

Беговел (от года)

Прекрасно и симметрично развивает мышечные группы ног, а также позвоночник. Учит держать равновесие, подготавливая к езде на велосипеде. Есть основные элементы управления (поворачиваемое рулем переднее колесо), что тоже весьма важно как для тела, так и для соображения.

Передвигаясь на беговеле, ребенок выбирает сам, как ему это проделывать. Как правило, сначала он попросту толкается обеими ногами, затем, понимая, как быстрее, попеременно. 

Навык отталкиваться одновременно двумя ногами начинает вырабатываться, когда младенец скачет – сначала на руках у мамы, затем – цепляясь за ограждения на кроватке, позже – на полу, держась за взрослого.

Научившись перемещаться, поймав свой центр тяжести, малыш учится ехать в нужном направлении. Именно поэтому первый беговел должен быть устойчивым, с четырьмя широкими колесами, и достаточно тяжелым: весить как треть веса ребенка. Позже, освоив такой транспорт, научившись балансировать телом, ребенок легко и с удовольствием перейдет на более быст­рый – двухколесный.

Трехколесный (или 2 + 2) велосипед (с 3 лет)

Прекрасно развивает голеностоп, а также мышцы спины и тазобедренные суставы. Должен быть у каждого ребенка. Это устойчивая конструкция, малыш чувствует себя комфортно. Он может остановиться, не слезая с велосипеда, может оглянуться. Может даже отдохнуть и расслабиться, отпустив педали и двигаясь по инерции.

Чем тяжелее велосипед, тем ниже располагается общий центр тяжести, соответственно, вероятность падения с него по сравнению с легким транспортом несколько снижается. Но и поднять его ребенку будет сложнее, хотя делать это необходимо самостоятельно. Так что выбирайте компромиссный вариант покупки вместе с малышом.

При езде на трехколесном велосипеде правильная опора на педали располагается под передней половиной стопы и носком. Верхняя часть тела ребенка и руки задействованы меньше, чем при езде на самокате.

Педали лучше выбирать с жесткой системой с цепью, чтобы ребенок четко понимал: чем быстрее крутишь, тем быстрее едешь, на горку вверх – повышение нагрузки, с горки вниз – надо притормаживать.

Самокат (с 2 лет)

Классические самокаты прекрасно развивают мускулатуру, вестибулярный аппарат, голеностоп и координацию движений. Выбирая модель, смот­рите, чтобы ручки руля располагались на правильной высоте – примерно чуть выше пояса ездока.  При правильном катании на самокате, а именно при периодической смене толкающей ноги, происходит гармоничное развитие всех групп мышц туловища и конечностей, отвечающих как за статику, так и за динамику перемещения в пространстве. Так не разовьется искривление позвоночника вследствие дисбаланса развития мышц.

Третий лишний

Все окружающие ребенка игрушки призваны развивать полезные навыки. К сожалению, некоторые, напротив, лишают малыша возможности развития. Например, электрические индивидуальные средства передвижения для детей, так называемые кнопкотыки, которые не требуют управления мышцами. Это не развивающие игрушки, напротив, простое развлечение, ведущее к деградации физических функций.

Относительно недавно появились и якобы безопасные трехколесные самокаты, где два широко расставленных колеса располагаются спереди. На этих псевдосамокатах почти не надо заботиться об удержании равновесия, поворачивание осуществляется наклоном ручки. Таким образом, при езде у ребенка работает минимальное количество групп мышц. Физически ничего не развивает, разве что подталкивает с детства к приобретению известной группы новых «современных» аккумуляторных средств передвижения. Они, кстати, являются транспортом максимально повышенной травмоопасности!

Также не стоит покупать велосипед с палкой для подталкивания – велоколяску. Сидя на нем, ребенок не только избавлен от необходимой мышечной нагрузки, но и привыкает не контролировать ни руль, ни педали. А зачем? Его все равно доставят из пункта А в пункт Б. В результате малыш растет не только слабым, но и безответственным. Да, выбирая средство передвижения для своего ребенка, нужно обязательно учитывать и это тоже.

Приучайте ребенка при переходе через дорогу всегда слезать с транспортного средства, перевозя его по зебре рядом с собой.
На старт

Представим, малыш уже умеет падать со своих двоих, не раз проделав это ранее и благополучно поднявшись. Он увидел во дворе катающихся детей, и ему тоже захотелось. Попросил посидеть, покататься – понравилось!

Купив транспорт, дайте ребенку время познакомиться с его «лошадкой». Пусть погладит ее, подвигает, покатает. А главное – почувствует вес транспорта, узнает, где его центр тяжести.

Важно! Не сажайте ребенка на велосипед, пусть он сделает это самостоятельно. Сначала катайтесь там, где ребенку привычнее и где мягче падать.

Средства защиты

К шлемам, наколенникам, налокотникам правильнее приучать уже с полутора лет, обязательны же они ближе к 3 годам. Для младших возможно обойтись вязаной шапочкой, например, с македонской резинкой и с отворотом, служащей амортизатором при падении. А когда жарко, просто банданой. Все это кроме функции защиты еще и дисциплинирует: хочешь кататься – будь добр, надень амуницию.

Универсальный солдат
Усвоить, как повернуть руль, куда и какую поставить ногу, чтобы развернуться, ребенок может, уже катаясь на двухколесном беговеле. На трехколесном велосипеде этот навык правильного балансирования укрепится, а на двухколесном станет для него еще естественнее. Правильно развитое мышечное и пространственное слияние собственного тела и управляемого им транспортного средства позволит ребенку в дальнейшем быстро научиться и хорошо водить и велосипед, и мотоцикл, и автомобиль.
интересное в сети
‡агрузка...