Пойте ребенку песни! Ребенок должен слышать живой голос

Художественный руководитель Детского музыкального театра юного актера Александр Федоров рассказал «Счастливым родителям» о том, как развивать у детей певческие навыки, как избавиться от заикания и почему мужчина должен петь для беременной жены.

- Александр Львович, как вы считаете, с чего нужно начинать развитие певческих навыков у детей? Нужно ли, по вашему мнению, ставить конкретные задачи или постараться просто привить любовь к музыке, пению, танцам?

- Каких-то конкретных задач в раннем возрасте, я думаю, ставить не надо. Потому что эти конкретные задачи, которые ставят себе родители, часто становятся задачами по продвижению ребенка в профессию, о которой он и знать не знает и ведать не ведает. Это так называемый проект «Мы делаем из чада звезду». И на бедного ребенка обрушивается такое количество занятий и нагрузок – и психологических в том числе, такое количество испытаний для нервной системы, что многие просто не выдерживают. Отсюда начинаются всевозможные комплексы, что очень опасно.

- А как же тогда быть?

- Я считаю, что развитие певческих навыков у детей надо начинать до их рождения. Вот если у папы хороший слух – пусть он поет беременной жене. Мама поет – тоже хорошо, но лучше, конечно, чтобы пел папа. А знаете почему? Потому ребенок у мамы в животе лучше слышит низкие обертоны – то есть именно мужские голоса.

- Что делать, если папа не хочет петь?

- Включайте музыку. Это могут быть, например, классические певцы. Не надо слушать каких-то трагических опер. Пусть звучат Шуберт, Моцарт – такие светлые композиторы. Это могут быть и наши - Кабалевский, Пахмутова. Есть масса хороших ретро-певцов, которые замечательно, чисто поют.

- А когда ребенок уже родился?

- Продолжайте ему петь! Качая уже родившегося малыша в колыбели, нужно петь ему – хотя бы «Баю-баюшки-баю». Выучите хорошие русские попевочки, детские песенки, колыбельные. Только не заводите ему CD-проигрыватель. Конечно, это тоже можно, но лучше все-таки, чтобы ребенок слышал живой голос.

- Как помогают музыка и пение в развитии ребенка?

- Могу рассказать на своем примере. Я с 9 до 15 лет безумно заикался. В результате травмы я даже не мог говорить – было некое нарушение дыхательной деятельности, раскоординация дыхания и слова. Единственное, что мне помогло – это занятие пением. Один замечательный доктор, поработав со мной, заметил, что я не заикаюсь, когда пою песни. И он предложил интересную методику – пропевать все, что я читаю. И каждый день я пропевал маме стихи, да и просто много пел. И в 10 классе, в 16 лет, я уже начал сам писать музыку. В результате я написал музыку к нескольким спектаклям, два из них до сих пор идут в Москве. А детская опера «Играем Андерсена» на последнем Всероссийском конкурсе детского театрального искусства получила гран-при. Вот что сделала для меня музыка! В 6-7 классах я был потерян для общения, с трудом говорил, правда, у меня были хорошие школьные товарищи, они понимали меня, но вне их коллектива я был закрыт. Начав с 10-11 лет петь, за несколько лет активного пения я полностью исцелился.

А вообще когда ребенок поет, у него повышены возможности адаптации в обществе, он обладает чем-то большим, чем просто слово, он может выразить себя по-другому, что является ступенькой к обретению популярности и успеха в жизни.

- Вы художественный руководитель Детского музыкального театра юного актера. Как, по вашим наблюдениям, на детей влияет театр?

- Театр раскрывает ребенка. Ведь театр – это искусство общения. Общения друг с другом на сцене и за кулисами, общения со зрителем, общения с репертуаром, со своим героем, умение видеть второй план, что тоже очень важно. И это искусство особенно ценно в наше время, когда ребенок общается на 90% c компьютером и с телефоном: sms, чаты, социальные сети… Ему легче написать письмо, быстрое и короткое, часто с искаженными словами и фразами, чем просто поговорить со своими сверстниками.

- А вы можете порекомендовать какие-то игры для ребят, которые бы способствовали развитию творческих способностей?

- Купите ребенку кукольный театр. Обычные куклы-бибабошки, надевающиеся на палец или на руку. И разыгрывайте спектакли – вы за волка, ваш ребенок за зайчика, и так далее. У малыша стремительно начинает развиваться фантазия, у него в голове начинают рождаться истории. Когда ребенок маленький, ему показывают спектакли взрослые, а потом, подрастая, он сам перехватывает инициативу и выступает уже и сценаристом, и режиссером, и артистом.

Ну и, конечно, домашние концерты – это всегда хорошо. У меня есть друзья, к которым я приезжаю, у них трое детей, они дают такие домашние концерты – это очень здорово.

Кстати, нельзя рассматривать посещение концертов и спектаклей как альтернативу такому домашнему кружку – это должно быть дополнением.

- Как дети попадают на вашу сцену?

- Дети приходят к нам в театр с 6-7 лет, с 9 лет они начинают участвовать в постановках. На сцену они попадают после достаточно долгого периода освоения актерских навыков и умений, после долгого освоения материала. У нас не бывает так, что ребенок приходит к театр и сразу выходит на сцену. Вернее, это бывает крайне редко, если только ребенок пришел к нам из какого-то другого театра или студии. А малыши – наша младшая группа -первые годы осваивают профессию. У меня есть девиз – «Прежде чем ходить по сцене, нужно НАУЧИТЬСЯ ходить по сцене». Я в этом уверен.

интересное в сети