Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Предметы, окружающие ребенка

Отношения между людьми - что может быть важнее? А предметы? О них мы почему-то забываем, а ведь из них состоит весь мир, и для ребенка они значат очень много.

6 февраля 2017
Предметы, окружающие ребенка
Ольга Маховская
психолог

Известный психолог, писатель, кандидат психологических наук, сотрудник Института психологии РАН и ВГИКа Ольга Маховская расширяет представление родителей об отношении детей с предметным миром, рассматривая его как секретный код поведения ребенка и проект будущей личности. Такого ракурса еще никто никогда не предлагал. Представляем отрывки из ее новой книги «Тайны предметного мира ребенка».

«Читая» предметы как манифест программы действий Ребенка, родители научатся ориентироваться в его желаниях, фантазиях и страхах. Оформляя детскую, выбирая подарки, расставляя вместе с Ребенком игрушки, обсуждая поделки, мы учимся гармонизировать, упорядочивать его внутренний мир, формируем уверенность Ребенка в себе, прокладываем мосты между сердцами всех членов семьи, открываем новые горизонты развития личности Ребенка».

«Особенность и преимущество первой любимой игрушки заключается в том, что Ребенок может прижимать ее к себе, гладить, укладывать спать, кормить; он носит ее за собой повсюду и требует от взрослых особого отношения к ней, а значит ‒ к себе».

«Любимая игрушка – первый тотем Ребенка, выбранный им самим. Но это не символ, который передают юным членам племени, чтобы те поклонялись ему, сопровождая передачу мифами и легендами предыдущих поколений. Миф только формируется, создается в восприятии самого Ребенка. Это один из первых прекрасных личных мифов, которые укрепляют положительную идентичность Ребенка, его «Я».

«Важный момент: игру с конструктором можно превратить в социальное действо, что служит еще одним плюсом в развитии Ребенка. Участвуйте вместе с Ребенком в конструировании, наблюдайте за тем, что он делает, подсказывайте, если Ребенок испытывает затруднение. Игра с конструктором требует не только интеллектуальных усилий, не только навыков взаимодействия, но и определенных физических усилий».

Ребенок – слово с большой буквы

«Теории вертикального наследования, когда родители учат детей, сменились сегодня другими теориями ‒ горизонтального и даже обратного наследования: когда дети учатся друг у друга и когда родители учатся у детей. Воспитание – это и есть обучение тому, как справляться со своим хаосом, порождая миры, наращивая возможности и расширяя границы «Я». Чтобы Ребенок осваивал роль демиурга своей Вселенной, нужно давать ему эту возможность. «Я хочу!», «Я могу!», «Я буду!», «Я сам!» ‒ вот реплики настоящего творца и лидера. Успешные люди – это люди с очень сильным «Я», с огромным потенциалом реализаций, часть из которых им удастся воплотить на протяжении жизни. Чтобы усилить потенциал «Я» ребенка, мы должны повышать разнородность хаоса. Привести в относительный порядок его сможет только сам Ребенок».

«У детей, которых часто критикуют, упрекают в неаккуратности, «бардак» в комнате будет только нарастать. Он отражает внутренний сумбур, неприятные переживания, которыми Ребенку не с кем поделиться. Его переживания свалены в кучу, как вещи вокруг. Критика парализует, если она избыточна».

Предметы, окружающие ребенка

«Ребенок острее, чем взрослый, чувствует опасность и свою уязвимость. Пряча артефакты, магические предметы, он прикрывает себя от неприятностей».

«– Дочка, ты счастлива? Как оно ‒ в лучшем на свете лагере?
‒ Папа, если ты не пришлешь за мной вертолет, я выброшусь из окна этой тюрьмы».

«Для Ребенка самая важная награда – похвала родителей. Папа и мама ‒ самые красивые, самые умные, самые сильные и самые умелые люди на свете. Малыши часто думают: «Как же мне повезло родиться в такой семье!»

«–Мой сын разговаривает с машинкой, с ручкой, с канарейкой. Это нормально? ‒ спрашивают озабоченные мамочки.
– Ненормально, если не разговаривает совсем, а молча пялится в экран, ‒ отвечаю я.

«А знаете, в чем разница между родителем и Ребенком? Ребенок живет с чувством огромного дефицита информации. Он понимает только то, что видит, что слышит, что может потрогать, дотянувшись. Именно по этой причине дети задают так много вопросов: они просят нас помочь им перекодировать слова в картинки, звуки и прочие образы. А опыт взрослого соткан из категориальных сетей, слов, понятий, которые позволяют нам не столько кодировать, сколько вспоминать то, что уже известно».

«Иногда родители читают по полчаса мораль ничего не понимающему малышу. А вместо этого достаточно объяснить, как выглядит ситуация со стороны, чтобы Ребенок все понял и надолго запомнил урок. Возьмите лист бумаги и нарисуйте картинку: за окном ночь, темно, а мама стирает разрисованную скатерть. Наглядно? Наглядно. Рисунки экономят время и лучше передают смыслы, чем тысячи миллионов слов».

«С чувствами Ребенка нельзя обращаться как попало. Когда он горюет или радуется чему-то, первым делом нужно разделить с ним это горе или радость. Плачет из-за куклы, рука оторвалась? И вы поохайте, пожалейте куклу, а потом попробуйте починить».

«Иногда агрессивный протест Ребенка – всего лишь встречный способ приостановить родительскую агрессию. Родители не отдают себе отчета, какова сила их давления. Им-то кажется, что они говорят с интонацией страстного воспитателя, чтобы Ребенок «хорошенько запомнил!».

«В погоне за порядком в комнате можно на корню задавить «Я» Ребенка, которое вырастает из сильных, хаотических желаний. Одно из них ‒ стремление к свободе».

Предметы, окружающие ребенка

«– У нас в семье все очень аккуратные, а этот, как назло, все разбрасывает!
‒ Не назло. Он хочет помочь вам обрести свободу!»

«Недавние исследования показали, что дети из низших слоев выбирают профессии по прагматическому принципу, денежные специальности. А дети из высших слоев учатся тому, что нравится».

«Символическая функция денег состоит не только в том, что за ними скрываются товарно-денежные отношения. Косвенно или даже прямо в них измеряется любовь, по той простой причине, что для детей почти все темы – про любовь и ее проявления».

«‒ Когда я ухожу на работу, он не плачет. Может, он меня не любит? Я говорю: «Вот уйду на работу и не вернусь! Останешься один!» А ему хоть бы что.
– Это хорошо, что ваш ребенок пока не понимает, что вы над ним издеваетесь».

«По своей сути детство ‒ это хаос, который только на время приобретает черты целесообразности».

«Воспитание – это и есть обучение тому, как справляться со своим хаосом, порождая миры, наращивая возможности и расширяя границы «Я».

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения