Представление начинается!

Мало что увлекает детей так, как игра в кукольный театр. Между тем это не просто веселое времяпрепровождение. Одушевляя кукольных персонажей, дети могут с их помощью выразить свои чувства и включить воображение на полную мощность.

«Угадай, кто со мной пришел сегодня?» – спрашивает вернувшийся с работы папа. Двухлетнего Антона ждет необычный подарок. Из сумки показываются два длинных уха, а затем и чья-то острая мордочка. «Здравствуй, Антон, – говорит незнакомец. – Я кролик Джимми. Твоя мама сказала, что ты будешь рад со мной познакомиться. Это правда?» Антон смотрит недоверчиво. Он еще не знает, стоит ли отвечать. Но кролик наклоняет голову, двигает ушами и продолжает: «Я бы хотел с тобой подружиться. А ты?» На этот раз лицо мальчика озаряется улыбкой. «Да», – шепчет он. Кролик приближается, чтобы поцеловать его, при этом за белым мехом становится видна рука папы. Но Антон так зачарован, что уже ничего не замечает. И вот уже он сам несет кролика и показывает ему свою комнату.

Для ребенка перчаточная кукла – это не просто игрушка, это что-то среднее между предметом и одушевленным существом. Ребенок выражает свой внутренний мир, играя с куклой, он вкладывает в это душу. Между малышом и куклой легко возникает привязанность: у некоторых детей она становится любимой игрушкой.

Вселить уверенность

Совсем маленьким детям больше всего нравятся марионетки на палках – то есть куклы, которые то появляются, то исчезают. Как и все игры с элементом «пряток», они символизируют уход и возвращение. Такие марионетки по-своему сообщают детям, что если те, кого они любят, уходят – они обязательно вернутся. Ребенок не может успокоиться, пока не увидит достаточно много раз уход и возвращение человека, без которого он не может жить. Поэтому считается, что марионетки могут утешить малышей в детских садах после того, как они расстаются с родителями.

В одно прекрасное утро, когда дети заходят в группу, они обнаруживают там мышку. «Здравствуйте, дети! Сегодня ночью было так холодно, что я забежала погреться в ваш книжный шкаф. Можно я останусь с вами?» Дети тут же включаются в игру: «Да! Конечно, оставайся!». – «Ты хочешь есть?» – спрашивает трехлетняя Зоя. «Давай мы тебе что-нибудь приготовим!» – предлагает Марина. Воспитательница поддерживает разговор мышки с детьми некоторое время, а затем марионетка откладывается в угол, и дети переходят к другим занятиям. Ближе к обеду воспитательница вновь берет марионетку. Дети видят, что, когда мышку берут в руки, она оживает. При этом не меняется, остается такой же, как была. Это придает детям уверенности: значит, можно быть оставленным, но не исчезнуть навсегда. Детям в возрасте около трех лет больше интересна кукла-перчатка, которую можно надеть на руку. Психологи считают, что она развеивает опасения причинить себе вред, лишиться какой-то части себя. Речь идет о страхе, нормальном для этого возраста, который только усиливается от наших постоянных предостережений («Не трогай нож, ты можешь порезаться», «Смотри внимательно, когда переходишь дорогу, чтобы тебя не задела машина», «Не прыгай со скамейки, сломаешь ногу»). Кукла-перчатка изначально отрезана до половины, открыта. И при этом живет обычной жизнью. Если у нее и есть какие-то заботы в ее сказке, то из-за злых персонажей, но не из-за своего необычного строения. Она вселяет в детей уверенность, показывая, что ей ничуть не мешает отсутствие ног или хвоста.

Взрослые игры

Играя в куклы, дети выражают свои мечты. Поэтому детские психологи часто используют кукол. На рабочем столе психологов часто можно увидеть четырех кукол: мужчину, женщину, девочку и мальчика. Играя за одного из них, ребенок изображает ту сложную ситуацию, которую с ним обсуждает психолог. Ему легче разыграть ее с куклами, чем говорить о ней прямо. Чаще всего речь идет о конфликте с близким человеком: отцом, матерью, братом или сестрой, воспитательницей. Психолог наблюдает за происходящим, затем просит ребенка подумать: что он мог бы сделать или сказать, чтобы изменить ход событий? Что произойдет, если он изменит свое поведение? Изменит ли это ситуацию к лучшему? Если ребенок сам придумает, как поступить, ему будет легче воплотить свой план в жизнь. А когда дети вырастают, куклы становятся не нужны. Мы переходим к ролевым играм, где сами играем того или иного персонажа.

Школа сценариста

Дома куклы становятся прекрасным дополнением к сказкам и рассказам. Когда детям исполняется полтора-два года, наступает время первых книжек, и родители могут инсценировать истории, которые они рассказывают детям. Куклы придают рассказам новое измерение. Малыши больше вживаются в историю, если она представлена чем-то наглядным. Если у вас есть воображение и вы способны придумывать диалоги – ничто не мешает вам разыгрывать сценки по своим собственным сценариям. Но здесь стоит обратить внимание на несколько основных принципов. Правило номер один: не затягивать. Маленькие дети очень недолго могут оставаться сосредоточенными. Правило номер два: у вашей истории должна быть четкая структура – начало, развитие и конец. Правило номер три: рассчитывайте на участие детей. Не зря Петрушка без конца спрашивает у зрителей: «Дети, вы не видели ведьму? Что? Она за этой дверью?» Это один из секретов его успеха! Наслушавшись и насмотревшись ваших историй, малыш и сам возьмет кукол в руки и начнет придумывать для них новые приключения. В процессе у него будет развиваться мелкая моторика рук, движения его пальцев станут более уверенными и точными. Но это еще не все. Если кукла-марионетка чем-то и отличается от других игрушек – то тем, что она заставляет работать воображение. С ее помощью ребенок сможет выразить свой внутренний мир. В поведении его кукол отражен его опыт. Ребенку иногда нужен двойник, чтобы выразить себя. Когда ты еще маленький, сделать это не всегда бывает просто. В придуманной истории ребенок может ответить воспитательнице так, как не ответил бы в реальной жизни. А в некоторых случаях он может даже избавиться от своих страхов – от страха, что его съест волк, бросят родители или унесет ведьма. Например, Даша периодически видела страшные сны о ведьмах. Однажды родители повели ее в кукольный театр, где она увидела куклу, изображающую ведьму. Даше купили похожую. Прошло две недели, и она уже не боялась ведьм, поскольку увидела, что может находиться вблизи от них и ничего страшного не происходит.

Малышам легче вжиться в историю, если она представлена чем-то наглядным.
Наш мир – театр

Четырехлетние Артем и Лиза решили поставить спектакль. Мальчик схватил куклу полицейского, а выбор девочки пал на принцессу в розовом платье. Взрослым пока не совсем понятно, какую историю можно разыграть с этими двумя персонажами, но юные режиссеры-постановщики уже все придумали! Подрастая, дети придумывают все более и более сложные сценарии – и по сюжету, и по декорациям. Вот когда можно подарить им настоящий маленький театр или смастерить его самим. Вам не понадобятся дорогие и редкие материалы: будет достаточно вырезать большой кусок из картонной коробки или просто закрыть стол тканью. Главное – создать сцену и оставить место для юных кукловодов, чтобы их было не видно публике. Такой театр обладает рядом преимуществ. Когда прячешься за маленькой сценой, нельзя слишком активно двигаться – и чтобы зрители тебя не заметили, и чтобы не мешать другим кукловодам. Так ребенок учится определять границы своего личного пространства. Кроме того, сцена дисциплинирует. Здесь нельзя делать все, что хочешь! Нужно уметь разговаривать с другими детьми. Ребенка, который говорит не-внятно, просто не поймут. Важно также помнить о договоренностях. Если дети начнут отклоняться от доверенных им ролей, пьеса развалится. Поэтому кукольный театр понастоящему учит детей общаться между собой.

ОЛЬГА ИЛЬИНА

интересное в сети