Не ребенок, а маленькое чудовище

С малышом, начавшим передвигаться самостоятельно, столько проблем! Он повторяет одни и те же глупости, спорит, отказывается идти спать, обижает других малышей и плохо ведет себя за столом? Не стоит опускать руки.

Чем ближе возраст малыша приближается к полутора годам, тем чаще удивленные родители становятся свидетелями возмутительного поведения их чада. Обескураженность и растерянность – первая реакция взрослых, за ними следует немой вопрос: где допущена ошибка, почему ребенок вышел из-под контроля? Да, кризис трехлетки еще далеко, но первые звоночки, такие как истерики, непослушание и капризы, начинаются у подавляющего числа детей именно в начале второго года жизни. Обусловлено это именно возрастом, и здесь нужно понимать, что малыш не выходит из-под контроля, а становится более самостоятельным. И, так как этот процесс сопровождается трудностями, неудачами, неуверенностью и страхами, срывы истерики и слезы неизбежны. В этом возрасте малыши начинают понимать эмоции и настроение других людей, начинают использовать первые слова и фразы для достижения своих целей. На этой стадии дети учатся понимать язык жестов и мимики, а также укрепляют опыт невербального общения. В дальнейшем на усвоенные в этом возрасте навыки (распознавание чувств) будет накладываться речь малыша. Но пока еще множество факторов мешает крохе всегда получать желаемое и вести насыщенный диалог с внешним миром. Недостаток речевых навыков не дает ребенку возможности выразить свои желания и потребности словами, что очень тяжело переносится карапузом. Отсюда капризы и непослушание. Как облегчить жизнь и детям, и родителям в каждой конкретной ситуации?

Как только дети начинают осознавать свою власть в определенной сфере и вашу слабость в какой-то области, они начинают вами очень активно манипулировать.
Постоянное «нет»

Второй год жизни характеризуется первыми проявлениями детского негативизма и упрямства.

Возможные причины. Малыши в этом возрасте очень импульсивны и сосредоточены на себе, для них очень важно показать свою независимость. Кроме того, они бесконечно любопытны ко всему окружающему. Ребенок переживает важный период развития − он становится самостоятельным. До сего дня он жил как продолжение родителей, большей частью матери. Постоянные «нет» − это не провокация, малыш выстраивает дистанцию, для того чтобы чувствовать себя отдельной личностью. Еще вчера он не мог говорить «я». И чтобы теперь произносить это слово, ему нужно научиться самому принимать решения, поэтому «хочу это» и «не буду это» не избежать. Трудно стать самостоятельным, если все проявления этой самостоятельности постоянно пресекаются. Задумайтесь, как часто малыш слышит от вас «нет, нельзя». В таком возрасте дети перенимают от родителей все, что видят и слышат.

Что делать? Попробуйте сами реже произносить слово «нет». Например, перефразируем: «Нет, мы не пойдем на площадку» на: «Хорошо, только давай пойдем на площадку завтра». Произносите «нет» лишь в конкретных случаях, когда это действительно необходимо. Так многие напряженные моменты можно предупредить. Когда желание крохи безобидно, удовлетворите его. Малыш хочет, чтобы с ним считались? Пусть решает, каким фломастером рисовать, в какую игру поиграть и какую книжку почитать перед сном. Ему нужно больше свободы? Дайте ему шанс, обеспечив максимум безопасного места для исследовательской деятельности. Вместо фразы «Одевайся, пойдем гулять» (на которую легко ответить «нет»), попробуйте сказать: «Я собралась пойти прогуляться, а что будешь делать ты?» Малыш отказывается ложиться спать? Сообщите: «Пойду полежу немного, что-то я устала. А ты, если хочешь, можешь тихонько поиграть рядом или посидеть на стульчике».

Не спит днем

Для многих родителей вопрос дневного сна оказывается очень серьезной проблемой. Однако дневной сон по-прежнему необходим. Что же делать, если ребенок слишком быстро просыпается, или вообще отказывается идти в кровать, или ложится на обеденный сон совсем в неподходящее время.

Возможные причины. Как ни странно, наиболее распространенной причиной того, что малыш с трудом укладывается спать днем, как, впрочем, и вечером, является перевозбуждение. Цивилизация накладывает свой отпечаток на жизнь малышей. Биологические часы ребенка сильно конфликтуют с темпом окружающей его жизни. Слишком много лишней информации получает современный малыш, из папиного компьютера или домашнего телевизора. Также стоит учесть, что к этому возрасту родители нередко начинают посещать с малышами различные центры раннего развития. Слишком плотный график может сослужить плохую службу, и ребенку будет крайне сложно перестроиться на сон. Проблемы с укладыванием могут иметь целый ряд причин. Влиять может и темперамент ребенка, и атмосфера в семье, и привычки, и состояние здоровья малыша. Имеет значение также питание (не должно быть много сахара в рационе), удобство кроватки и температура в спальне малыша.

Что делать? Продолжайте придерживаться определенной процедуры укладывания, например: купание, надевание пижамы и чтение книжки перед сном. Повесьте в спальне ребенка глухие шторы, чтобы на время сна можно было затемнить комнату. Поставьте себе будильник за 1,5 часа до обеденного сна, чтобы заранее прекратить все активные игры, походы по гостям и магазинам, отключить телевизор, проветрить спальню и настроиться на новый, более спокойный ритм. Сообщите ребенку, что впереди его ждет обед, купание (только если оно успокаивает малыша, а не наоборот) и короткий обеденный отдых. Старайтесь отказаться от укачивания, так как малыш очень быстро к нему привыкает и мама становится заложницей этой процедуры. Лучше полежать рядом с малышом или посидеть около него, поглаживая ему спинку. Не торопитесь перекладывать заснувшего ребенка в детскую кроватку. Сначала убедитесь, что малыш погрузился в фазу глубокого сна. Иначе в момент перекладывания кроха проснется, и придется все повторять сначала − лучше подождать лишние 10 минут и убедиться, что дитя крепко заснуло. Если кулачки малыша крепко сжаты, глазки под веками еще двигаются, периодически возникает мимика и гримасы, значит, сон малыша еще поверхностный.

Стал капризным и неуправляемым

Нет ни одного ребенка, который бы хоть раз не впадал в истерику. Малыши кусаются, швыряются предметами и дерутся. Вспышки гнева, потоки слез, безутешная грусть и резкие перепады настроения – сильные эмоции детей выводят нас из равновесия.

Возможные причины. В этом возрасте словарный запас ребенка ограничен, и он не может выражать словами свое недовольство. Поэтому малыш начинает кричать, драться; он может рассердиться или горько заплакать, когда у него что-то не получается или его не могут понять. Таким образом он пытается донести до вас свое раздражение. Если ребенку удалось добиться своего с помощью какого-то неприглядного поведения, он будет совершенствоваться в нем, прибегая к этому способу все чаще и чаще. Но нужно помнить, что есть капризы, вызванные голодом, болезнью, усталостью, тревогой, недосыпанием, перевозбуждением. В таких случаях нужно устранить причину детских слез (накормить, утешить, уложить спать). Стоит учесть и то, что маленькие дети крайне импульсивны и эмоционально неустойчивы. Эмоции маленького ребенка подобны погоде: если она вам не нравится, надо подождать − и она изменится. То же самое и с малышом. Малыш испытывает огромное количество эмоций, которые быстро сменяют друг друга. Это связано с новыми открытиями, маленькими победами и очень часто – с неудачами и трудностями на пути познания мира. Однако есть капризы как просто эмоциональное давление на взрослого. Плач, крики и катание по полу может быть попыткой заставить родителя купить игрушку или устроить так, чтобы его не уводили домой с детской площадки.

Что делать? Самое главное оружие борьбы с истериками – это спокойствие и терпение. Попытки призвать ребенка к разуму ни к чему не приведут, так как малыш слишком возбужден. Ваши гнев и крики только испугают кроху, и он еще больше заведется. Постарайтесь сохранять спокойствие. На все действия малыша нужно реагировать с пониманием, но во время капризов не делать ему никаких уступок. А когда ребенок утихнет и успокоится, постарайтесь не ругать и не стыдить малыша, просто выразите надежду, что он больше никогда не повторит своего поведения, и заверьте его, что выбранный им способ манипуляции непродуктивен. Если ребенок переходит грань и бьет вас, начинает кидать вещи или пытается покусать сестру, пора вмешаться и остановить такое поведение. Посадите его в манеж и оставьте одного на пару минут. Через две минуты спросите, успокоился ли он и хочет ли вернуться к своей игре. Если он все еще в истерике, оставайтесь неподалеку, но игнорируйте малыша до тех пор, пока он окончательно не успокоится.

Постарайтесь отвлечь ребенка, переключить его внимание. Маленькое чадо будет заинтриговано, если вы спокойно сядете на пол, достанете его игрушки и начнете увлеченно играть, время от времени приглашая его присоединиться.

Часто малыши совсем перестают себя контролировать. Поэтому могут оказаться полезными простые, но эффективные приемы: можно, завернув малыша в одеяльце, выйти с ним на балкон или поднести его к открытому окну, чтобы кроха мог глотнуть свежего воздуха. Некоторым детям помогает контрастное или прохладное умывание лица и шеи, другим – теплый душ. Когда ребенок успокоится, приласкайте его и посидите с ним столько, сколько ему потребуется.

Не отпускает ни на шаг

Малыш растет, и родители ожидают, что со временем он научится обходиться без них, но этого не происходит.

Возможные причины. Ребенок, сильнее всего боится разлуки с близкими людьми, часто чувствует себя заброшенным, одиноким и оттого очень напуган. У него отсутствует ощущение времени и пространства. Ожидание для него долго и мучительно. Единственное, что он чувствует, − это что он одинок, и может быть навсегда. До двух, а в некоторых случаях и до трех лет малыши еще очень прилипчивы. Будьте снисходительны. Ведь это просто выражение детской привязанности к вам. Зависимое положение пока более привлекательно для крохи, чем свобода и самостоятельность. Давление на малыша, раздражение по поводу его навязчивого контроля, внезапные исчезновения мамы лишь напугают ребенка, повысят его тревожность и только усилят «липучесть» крохи.

Что делать? Если малыш боится расстаться с вами даже на минуту, позвольте ему какое-то время побыть вашим «хвостиком», не ругайте его. Когда вы находитесь в ванной или в туалете, разговаривайте с ним Играйте с ним в прятки. Прежде чем отходить от ребенка, старайтесь его чем-нибудь заинтересовать, обращайте внимание малыша на других взрослых, сохраняйте спокойствие и терпение. Создайте видимость вашего отсутствия: оставив кроху на попечение родных, уйдите в другую комнату. Не оставляйте таких попыток: со временем малыш сообразит, что мама рядом и в любой момент он может в этом убедиться. Когда ребенок научится какое-то время оставаться наедине с бабушкой или папой, позволяйте себе непродолжительные отлучки, например сходите в магазин за хлебом. Сообщите: «Я вернусь очень скоро». Вы должны помочь ему понять, что ничего страшного не происходит. В первую очередь малышу поможет ваша невозмутимость. Помните, этот период продлится совсем недолго. Малыш разрывается между привязанностью и независимостью. Но очень скоро эта раздвоенность пройдет и наступит новый период − «Я сам!».

Плохой аппетит и баловство за столом

Ребенок всегда кушал хорошо. Но теперь вы сталкиваетесь с постоянными капризами во время еды. То он отказывается от любимой овсянки и ест только макароны. То требует, чтобы яблоко обязательно было нарезано квадратиками, а не треугольниками. А то и вовсе отказывается от всего, что ему предлагают.

Маленькие дети крайне импульсивны и эмоционально неустойчивы. Эмоции маленького ребенка подобны погоде: если она вам не нравится, надо подождать – и она изменится. То же самое и с малышом.

Возможные причины. Для вашего ребенка такие капризы во время еды связаны, скорее, с тем, что он хочет привлечь к себе как можно больше внимания, нежели с тем, что ему не нравится еда. Вполне возможно, он просто еще не проголодался или очень мало ест. Потребность в пище у всех детей разная, к тому же у малышей аппетит зависит от интенсивности роста. Например, если мама и папа у ребенка люди не рослые, то их дитя будет кушать меньше, чем тот малыш, чьи родители очень высокие люди. Также аппетит у детей прямо пропорционален потраченной за день энергии. Достаточно часто проблема избирательного аппетита и отказа от еды кроется в постоянных перекусах между приемами пищи.

Что делать? Если ваш ребенок здоров, но при этом отказывается от еды, то первыми помощниками в этом могут стать длительные прогулки на свежем воздухе. Никогда не заставляйте кроху есть через силу (доедать все до конца). Запретите себе всякие нотации и одергивания во время еды, чтобы у ребенка не сформировалось стойкое негативное отношение к процедуре приема пищи. Не требуйте от малыша чрезмерной чистоты, не упрекайте в медлительности и неуклюжести – учитывайте его возраст, не обсуждайте при ребенке его аппетит: напоминая ему об этом, вы только укореняете проблему. Если ребенок начал бросаться продуктами, немедленно прекратите трапезу. Часто проблема избирательности в еде у ребенка обусловлена неправильным отношением родителей к детским капризам. Например, если малыш отказывается от предложенного супа, самым мудрым решением будет отпустить ребенка нагуливать аппетит. Через час можно снова предложить ему тот же суп. Планируя меню для малыша, учитывайте особенности его вкуса. Вполне возможно, ребенок не любит один-два продукта и категорически отказывается от них: сделайте перерыв и спустя две-три недели снова предложите. Не используйте подкупа ради того, чтобы чадо съело «хоть ложечку», очень скоро это перестанет работать, а малыш разовьет дурные привычки, с которыми будет трудно бороться. Не сажайте за стол сонного ребенка (сразу после пробуждения) или, наоборот, возбужденного (сразу после активных игр).

На детской площадке

Ребенок впервые начинает общаться со сверстниками. А это сложная наука. И первый урок в этом общении – умение делиться. Малыш никому не дает свои игрушки и пытается утащить чужие.

Возможные причины. В начале второго года жизни малыши еще подолгу играют самостоятельно, изредка проникаясь желанием пообщаться с рядом сидящим карапузом. Понятие «чужая игрушка» ребенку незнакомо, а вот что такое «мое» − это понятно. Приблизительно к 15 месяцам у детей начинает развиваться чувство собственничества. Когда кто-то покушается на их вещь, они начинают чувствовать, будто теряют частицу себя, поэтому посягательства на любимые игрушки пресекаются бескомпромиссно. Конфликты неизбежны, так как малыши еще только учатся принимать точку зрения другого человека. Свои желания − прежде всего, но иногда, конечно, хочется взять игрушку у «того парня», а для этого нужно учиться входить в контакт.

Что делать? Умение делиться с кем-то формируется у ребенка только к 4 годам. Знакомьте карапуза с правилами очередности, применяя простую игру «моя очередь – твоя очередь». Дайте ему одну ягоду и скажите: «Твоя очередь», следующую ягоду возьмите сами и произнесите: «Моя очередь». Не берите на площадку игрушки, которые особенно дороги вашему ребенку. Чаще используйте игрушки для коллективной игры. Если возникла ссора с другим малышом, старайтесь сразу не вмешиваться. Если ссоры заканчиваются перемириями, это лишнее доказательство, что отношения сбалансированны и среди играющих малышей нет того, кто доминирует. Если ничто не помогает и малыш продолжает требовать чужую игрушку, постарайтесь переключить его внимание на другую деятельность или держите в запасе то, что поможет в критический момент отвлечь. Подавайте хороший пример, чаще делитесь чем-нибудь на глазах у ребенка с домочадцами, можно и в игровой форме, чтобы крохе было весело. И, конечно, уважайте вашего ребенка. Он еще учится учитывать чужие чувства. И вряд ли у него получится это, если его собственными чувствами пренебрегают. Не заставляйте его делиться игрушкой, если он категорически против, не называйте «жадиной». Пробуйте договориться, предлагайте обмен, который устроит кроху. Не смущайте ребенка в присутствии других фразами типа «Какой ты неуклюжий, посмотри, из-за тебя сломался Олин снеговик», «Что ты за неряха! Ну вот, теперь Петин зайка стал совсем грязным!» Таким образом родители унижают своего малыша и преподают ему урок, что игнорировать чужие чувства вполне допустимо.

интересное в сети