Пятерка за… радость

Быть может, совсем скоро в наших школах будут обучать умению владеть своими эмоциями. И даже ставить за это оценки. Звучит абсурдно? А вот психологи так не считают.

Развитие эмоционального интеллекта (ЭИ), считает швейцарский профессор психологии Давидэ Антоньянцца*, делает любого человека более успешным, удачливым, а главное счастливым.

Счастливые родители Чем эмоциональный интеллект отличается от интеллекта? И зачем развивать ЭИ?Давидэ Антоньянцца Интеллект  это прежде всего умение решить какую-то задачу, проблему. Решить ее быстро и, быть может, с помощью определенных знаний, слов или цифр. Эмоциональный интеллект совсем другое дело. ЭИ – это способность отдавать себе отчет в происходящем и умение управлять и своими эмоциями, и эмоциями других людей. ЭИ это прежде всего навык, улучшая который можно улучшить все остальные свои навыки. И эту способность можно и нужно развивать и тренировать. И в не меньшей степени, чем интеллект. Все, наверное, знакомы с неудачниками, учившимися, однако, и в школе, и в институте только на отлично? И с троечниками, которые добились многого в жизни, но не за счет примерной учебы и многих знаний? Поверьте, развитый ЭИ сыграл здесь не последнюю роль. Вот, например, представим талантливого врача или уникального инженера, который, однако, не может эффективно работать с другими людьми. Может быть, он испытывает неловкость, или ему страшно, или он стесняется. И эта неспособность владеть своими эмоциями сводит на нет все его знания. В Сингапуре сегодня одно из лучших образований в мире, но, оказалось, что выпускники не умеют применять свои знания, потому что их учили чему угодно, но ни умению общаться с людьми. Именно поэтому в этой стране во многих учебных заведениях уже занялись развитием ЭИ.

С.Р. Эмоциональный интеллект можно развивать уже с детства?Давидэ Антоньянцца Не только можно, но и следует. С рождения ЭИ у всех развит в разной степени. Это, например, доказывает результат эксперимента, проведенного в 1974 г. и получившего название «зефирный тест». В ходе эксперимента дети 45 лет поодиночке оставались в комнате, где на столе лежал зефир. Взрослый выходил из комнаты на 20 минут, и если ребенок за это время не дотрагивался до зефира, то, по договоренности, получал еще один. Кто-то из детей дожидался экспериментатора и получал награду, кто-то был не в состоянии это сделать. Спустя 14 лет всех собрали вновь, и выяснилось, что те, кто в детстве устоял перед искушением, демонстрировали теперь лучший уровень академической успеваемости и были успешнее в социальной жизни имели больше друзей. У тех же, кто съел зефир, по аналогичным параметрам показатели были ниже. Все это позволило психологам говорить о том, что дети, способные уже в 4 года контролировать и сдерживать свои эмоции, в дальнейшем сохраняют эти качества и становятся более успешными, чем те, кто не умел справляться с собой. Через несколько лет, уж в 90-е гг., психологи решили, что подобные (и другие) качества, которые стали называть эмоциональным интеллектом, можно развивать. И развивать, подобно развитию интеллекта, у всех.

С.Р. С каких лет и где обучают ЭИ?Давидэ Антоньяннца Программы обучения существуют уже в нескольких странах. Лучше всего развито обучение ЭИ в США, где и появился этот термин. Обычно обучение начинается с 4 лет: это как раз тот возраст, когда малыши идут в детский сад. Но есть и другой подход, которого, например, придерживаются в Швеции. Там социально-эмоциональным навыкам детей обучают уже с 1,52-летнего возраста, что, в моем понимании, слишком рано. Но рано не потому, что дети не понимают, что такое эмоции, а потому, что в этом возрасте их еще сложно вовлечь в полноценное участие в образовательном процессе. Кроме того, по-моему, обучение ЭИ должно идти в ногу с академическим образованием.

С.Р. Есть ли уже какие-то результаты обучения ЭИ?Давидэ Антоньянцца В Швейцарии мы работаем не с учениками, а с преподавателями, и убедились, что, педагоги, просто оперируя словами, с помощью которых они описывают свои эмоции, стали лучше понимать, что происходит с ними и со школьниками. В США результаты исследований показали, что академическая успеваемость учеников, у которых развивали ЭИ, растет. Улучшается и их социальное поведение, даже число драк в классе снижается.

С.Р. Могут ли сами родители начать развивать у ребенка ЭИ?Давидэ Антоньянцца Безусловно. Можно начинать даже с 2-летними. Первое, что могут сделать мамы и папы, это помочь ребенку понять, как он чувствует и что он чувствует. Если 2-летний малыш плачет, можно сказать ему: «Я вижу, что ты плачешь, я вижу, что тебе грустно». И ребенок начинает повторять эти слова, применяя к ситуации, определяя ее. Так у него появляется осознанность того или иного чувства. А когда ребенку исполнится 45 лет, можно уже задать ему вопрос, что он чувствует и в какой именно точке тела он может «ощутить» ту или иную эмоцию. Можно попросить ребенка нарисовать счастливое или грустное лицо, попросить его спеть песню, которая приходит ему на ум, когда ему радостно или грустно. Психологи выявляют 6 базовых эмоций: радость, злость, грусть, отвращение, страх, гнев. И обо всем этом можно и нужно говорить с ребенком.

Раньше педагоги фокусировали все внимание на развитии у ребенка когнитивных, мыслительных процессов, утверждая, что именно рациональное мышление приводит к лучшим результатам. Но последние исследования показывают, что это не так. Эмоции имеют огромное значение в деле достижения человеком любой цели. Например, при решении математической задачи ребенок может почувствовать беспомощность и опустить руки, подумав, что он не способен найти ответ. И он не найдет его просто из-за неумения управлять своими эмоциями.

*Международный центр КТК является эксклюзивным представителем профессора в области социально-эмоционального обучения развития эмоционального интеллекта детей университета Прикладных наук Швейцарии Давидэ Антоньянцца на территории России и стран СНГ.

интересное в сети