Развитие речи

Речь малыша – показатель интеллектуального и психического формирования ребенка. Языковые навыки дарят возможность не только выказывать свои мысли, но и контактировать с внешним миром. Вопреки расхожему мнению, становление речи начинается сразу после рождения и уже в 1–1,5 года позволяет судить о гармоничном или, наоборот, нарушенном развитии ребенка.
Поговорим о том о сем…

До того как ребенок озвучит свое первое слово, он должен пройти такие стадии, как гуление и лепет, − в 5−6 месяцев. Отсутствие гуления, лепета в младенчестве должно насторожить родителей, так же как и полное молчание в возрасте 1 года − к этому периоду активный словарь малыша должен пополниться 10−12 словами. Это могут быть сокращенные варианты или какие-то нестандартные «интерпретации» («биба» − «вода» или «ака» − «собака»). Чистота произношения не столь важна у годовалого карапуза, главное − малыш выражает свои желания и общается с окружающими. «Если же ребенок молчит, не стоит дожидаться 2−3 лет, как советуют некоторые специалисты, лучше раньше проконсультироваться с логопедом и помочь ребенку овладеть речью», − советует Антонина Козлова.

Успеть вовремя

Молчать малыш может по разным причинам. В первую очередь из-за поражения слухового аппарата, например после перенесенного отита. Если ребенок не реагирует на звуки, не отзывается на собственное имя и не пытается объясниться, стоит показать кроху отоларингологу.

Иногда нарушения речевого развития могут быть следствием особенностей биологического созревания нервной системы, когда у ребенка наблюдается общая задержка развития: психического, умственного, а порой и физического. Так, недоношенные дети или малыши из неблагополучных семей с педагогической запущенностью могут немного отставать в развитии от сверстников. Однако негативные последствия обратимы, если с детьми активно заниматься и развивать их.

Случается, что ребенку… незачем учиться говорить. Да-да, встречаются и такие ситуации, когда у малыша попросту отсутствует мотивация: в «детоцентричных» семьях крохе отводится главенствующая роль, малыш даже не успевает чихнуть, как мама или бабушка бегут к нему с носовым платочком и выполняют любые прихоти маленького «королька». Ребенку и не приходится ни о чем просить, ни на что жаловаться или требовать.

А бывает, что задержка речи обусловлена психологической травмой. Ранняя разлука с мамой, перенесенное тяжелое заболевание, тяжелый развод родителей – все это может вызвать стресс, срыв нервной системы и как следствие − психический и интеллектуальный регресс. В такой ситуации важно показать ребенка неврологу и логопеду − для постановки точного диагноза и назначения адекватного лечения. В редких случаях упорное молчание – признак аутизма, серьезного психического заболевания. Здесь потребутся помощь психиатра.

Берем под контроль

Развивать речевые навыки можно уже с грудного возраста, делая массаж детских пальчиков. Научно доказано, что речевые области формируются под влиянием импульсов пальцев рук. То есть массаж и тренировка детских пальчиков ускоряют процесс развития речи. Причем ускоряют существенно− на 2,5 месяца! Помимо массажа, полезно играть с малышом в игры: «сороку-белобоку», «пальчики и кулачки», «ладушки». Под присмотром взрослых ребенок может перебирать мелкие предметы: пуговицы, камушки, ракушки, орехи, фасоль, горох.

В игровой форме стоит обучать ребенка и различным словам. Используя яркие, крупные тематические карточки с изображением зверей, птиц, насекомых, людей, можно демонстрировать их малышу, громко и четко называть определение, показывая, как гудит самолет или мяукает кошка, стимулируя тем самым звукоподражание. Уже в 1−1,5 года стоит побуждать ребенка говорить самостоятельно, постоянно задавая малышу вопросы. Например, подавая чашку, спрашивать: «Что я тебе дала?», затем интересоваться: «Из чашки едят или пьют?», «Какого цвета кружка?», постепенно добиваясь, чтобы односложные ответы «обрастали» эпитетами, глаголами, превращались в предложения: «Это чашка красного цвета. Из чашки пьют воду, молоко или сок». Уже в два года кроха может объясняться простыми предложениями, а в 3−4 − сложносочиненными и сложноподчиненными.

Великолепно развивает речь, память и фантазию игра «Сочини рассказ», в которую можно играть уже в 3−4 года. Потребуются разнообразные картинки, которые раскладываются на столе в произвольной последовательности: вместе с ребенком мама описывает увиденное и соединяет изображения в историю, придумывая сюжет. С каждым уроком маме стоит больше инициативы передавать малышу, изредка задавая наводящие вопросы.

В 4−5 лет важно пополнять и активный словарный запас малыша. В возрасте 4,5−5 лет ребенок должен знать обобщающие понятия: что такое «мебель», какие бывают «домашние животные», «времена года», «одежда», «посуда». А в 5 лет называть отличия предметов − по форме, цвету, размеру − и знать различные варианты действий, то есть запоминать как можно больше глаголов.

Еще одним прекрасным упражнением для формирования речевых навыков, наблюдательности и мышления может стать игра в «описание»: вещей или явлений. Можно взять яблоко, потрогать, надкусить, приговаривая: «Яблоко большое, круглое, гладкое, зеленое, хрустящее, сочное, полезное». Затем передать яблоко ребенку, чтобы он рассказал о своих впечатлениях. «Нужно следить и за грамматической стороной речи, чтобы малыш согласовывал число, род, падеж, время – настоящее, прошедшее и будущее − и не путался», − уточняет логопед.

В возрасте 4−5 лет специалисты уже обращают внимание не только на словарный запас, но и на правильное звукопроизношение слов, и на грамотное построение грамматических конструкций. В будущем это скажется на освоении письма. По статистике, 40% маленьких россиян к 5 годам коверкают слова, переставляя слоги, «теряя» буквы, что негативно отразится на обучении в школе. Ошибки в произношении связаны с недоразвитием фонематического слуха. «Существует три вида слуха. Физический, когда ребенок может воспроизвести ритм. Музыкальный слух, когда крохе под силу верно спеть услышанную мелодию. И фонематический, отвечающий за восприятие звука человеческой речи. Если фонематический слух плохо развит, то малыш не дифференцирует некоторые звуки, путает «з» и «ж», «л» и «р», «т» и «д». В итоге читать и писать ребенок будет неправильно», − комментирует логопед.

Если фонематический слух плохо развит, малыш не дифференцирует некоторые звуки, путает их. В итоге читать и писать ребенок будет неправильно.
«Каша» во рту

Порой ребенок знает множество мудреных слов и сложных языковых конструкций, однако произношение «хромает»: дикция невнятная, скомканная, «стертая», при том что ребенок пытается говорить правильно и четко. Нарушения звукопроизношения чаще всего встречаются из-за укорочения подъязычной связки. Подъязычная уздечка – перепонка, расположенная под языком и соединяющая язык с подъязычным пространством. Короткая связка может затруднять движений языка, мешая ему высоко подниматься, в результате чего искажается произношение таких звуков, как «ш», «ж», «ч», «щ», «р», «рь». В редких случаях уздечку подрезают, однако специалисты советуют ее растягивать с помощью логопедических упражнений. Это можно делать с самого раннего возраста, когда ребенок готов выполнять инструкции взрослого. Отлично помогают игры: «Оближи блюдце», «Дотянись языком до подбородка», «Качели» (язык опускается то к верхней губе, то к нижней).

Порой неправильное звукопроизношение обусловлено недоразвитием мышц артикуляционного аппарата, например языка или мягкого нёба, а порой и искажениями прикуса. «Патология артикуляционного аппарата может возникать из-за тяжелой беременности мамы, сильного токсикоза в I триместре, когда формируется речевой центр малыша. Могут сказаться и осложнения при родах, быстрые или, наоборот, затяжные роды. После рождения негативное влияние может оказать стресс, тяжелая болезнь или перегрузка. Так, нередко молодые родители развитых детей, начавших рано говорить, чрезвычайно гордятся достижениями крохи и чрезмерно стимулируют дальнейшее развитие речи, заучивая с крохой огромное количество стихов, песен, побуждая малыша выступать в садикеу, в гостях, дома. Такое усердие грозит срывом психики. Ребенок может и вовсе замолчать на долгое время», − добавляет Антонина Козлова.

Какими бы ни были причины расстройства речи ребенка, родители должны помочь крохе преодолеть трудности. Общаться с малышом, обсуждать прочитанные сказки, просмотренные мультфильмы, играть в пальчиковые игры, заниматься по логопедическим пособиям, и после 2 лет – даже без особой необходимости! − желательно показать кроху логопеду для предотвращения возможных речевых проблем. Ведь «риторика» не только ключевой фактор развития интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей малыша, но и залог жизненного успеха.

интересное в сети