Развивающие приложения для iPad и смартфонов глазами специалиста по раннему развитию

Практически все бабушки и дедушки, а вместе с ними педиатры, окулисты и психологи против. Практически все родители, у кого есть айфоны и айпады, дают их детям. Кто-то скромно потупив глаза «нет-нет, такое у нас крайне редко», а кто-то с гордостью: «Мой ребенок – уверенный пользователь айпада с одного года трех месяцев и двух недель». Практически все дети без исключения обожают гаджеты.

Споры вокруг полезности, вредности, возможности и даже пристойности знакомства детей с различного рода гаджетами можно вести бесконечно. Айпады портят зрение, айфоны увеличивают нагрузку на неокрепший ум ребенка, ай… сплошные «ай»!

С другой стороны, умение на маленьком экране выбрать и нажать на нужный кусочек паззла и, удерживая, перетащить его в нужное место – чем не развитие мелкой моторики? А специально записанные в игрушках звуки диких животных в саванне, которые ни одна мама (если, конечно, она не работник зоопарка или не зоолог) не воспроизведет в реальности, - чем не развитие слуха и кругозора? Да и те же карточки Домана – их гораздо легче хранить и показывать на экране.

Самым большим аргументом против «айфонизации» детства остается преобладающая нефантазийность электронных игрушек.

Все придумано и ПРОДУМАНО за ребенка – на экране появляется лошадь и говорит «игого», лошадь уходит и появляется корова с протяжным «мууу»… все игрушки построены по принципу мультиков, только в отличие от телевизора эти мультики не заканчиваются через 20 минут, а могут идти бесконечно… С этим сложно поспорить. Любое развлечение «с экрана» - это все равно монолог гаджета, за кадром которого остаются детские вопросы, придуманные детьми реакции и всевозможные комментарии. И самое печальное заключается в том, что постепенно ребенок привыкает «просто смотреть» и «просто повторять» однообразные ПРИДУМАННЫЕ ЗА НЕГО движения пальцами по экрану, и становится не фантазером-воображалой (что является нормальным состоянием для ребенка), а пассивным наблюдателем этих развивающих программ.

С другой стороны – мир шагает вперед, странно было бы игнорировать игрушки, свойственные сегодняшнему времени… Посмотрим сами на себя. Взрослые мужчины инвест-банкиры играют в Angry Birds, лыжники в Альпах считают скорость с помощью приложения на iPhone, домохозяйки готовят по сборнику рецептов в iPad, мы заводим будильники в телефоне и читаем электронные версии книг… Мы все так или иначе УЖЕ живем в эпоху прогресса в технологиях и не считаем это плохим для себя – может, и для детей это хорошо? Или, как минимум – не плохо?

Рассуждать можно бесконечно. Но мир меняется, мы меняемся… Тут правильнее найти хорошее в этих изменениях. Или не поддаться плохим.

ПРО РАЗНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

У меня до сих пор очень неоднозначное отношение ко всем гаджетам. Честно говоря, изначально я принадлежала как раз к группе «ни-ни и ни за что». А потом, готовясь к длительному перелету вдвоем с дочкой и понимая, что заставить ее сидеть пристегнутой мне будет сложно, я решила «скачать что-то, но только действительно стоящее». И к своему удивлению открыла для себя целый мир приложений, которого вовсе не стоит стыдиться и в котором, как и в мире игрушек и в мире книжек, есть удачные и неудачные, более полезные и менее полезные.

Позволю себе классифицировать электронные приложения, которые значатся для детей «от рождения».

Приложения-книжки и озвученные сказки, вроде «Мойдодыра». На мой взгляд, они довольно хорошо развивают фантазию, потому что наглядно показывают, как убегает одеяло и улетает простыня. Конечно, чтение бумажных версий книг электронные не заменяют (что, впрочем, относится и ко «взрослым» художественным электронным книгам), но идея довольно красивая и качественно реализована.

1. Музыкальные приложения, вроде пианино, baby-диджея, звуков всего на свете. Неплохие инструменты, работающие по принципу «нажал – услышал». Фантазию не развивают, настоящих музыкальных инструментов, безусловно, не заменяют (но в возрасте до 1 года мы и не можем, думаю, говорить о знакомстве с настоящими пианино и трубой), но, на мой взгляд, выполняют ознакомительную функцию не хуже книжек с кнопочками.

2. Очень популярное приложение «Дети дома»: ребенок «гуляет» по дому, может переставлять мебель, менять интерьер. Конечно, опять-таки, реальных «Прогулок» по квартире и ознакомления с реальным бытом такое приложение не заменяет, но игрушка очень милая, и даже мне было интересно открывать шкафчики, заглядывать на полки – что где лежит.

3. Приложения-паззлы. Вроде бы, придуманы как замена картонным, деревянным и прочим игрушечным паззлам. И да, и нет. Дело в том, что в то время, как электронные паззлы призваны логику малыша (подставить правильный кусочек в правильное место и увидеть получившуюся картинку – чисто логическая задача), игрушечные паззлы на 70%-80% призваны тренировать моторику: надо приладить деталь на место, да не сбить соседние, что обычно не получается. А как известно, в первые годы первично физическое развитие. собирая паззл на компьютере или айпаде, ребенок лишается этих 70-80% развития.

4. Приложения-рисовалки. Тут, пожалуй, у меня такое же отношение, как и к электронным паззлам. Вроде бы, идея та же, но только с виду, ведь смысл малышкового рисования вовсе не в том, чтобы в результате его действий белая поверхность стала разноцветной, а в том, что малыш знакомится с консистенцией краски, своими руками размазывая ее по листу (и не только по листу) и со смешением цветов.

5. Приложения обучающие (азбука, счет, языки) – это целый отдельный блок приложений, которые, по моему мнению, все же должны дополнять «базово принятый» подход родителей к обучению тем или иным «наукам». Например, если вы учите читать ребенка по складам, а при этом тут же даете ему приложение, которое ориентировано на «чтение по буквам», то прогресс ребенка в чтении это не ускорит. А если подойти к выбору более вдумчиво, то можно найти интересные приложения, заменяющие «бумажные» развивающие методики: например, электронная версия карточек Домана.

Из всего этого можно сделать следующий вывод: все, во что можно играть в реальности, лучше играть в реальности.

Это относится и к паззлам, и к рисованию, и к другим развлекающим приложениям, которые пытаются копировать и «оцифровать» настоящие игрушки. Если есть возможность поиграть в настоящие игрушки, если есть эти игрушки и есть свободный партнер по играм (и если он нужен для конкретной игры), то лучше поиграть в настоящие игры.

Если же текущие обстоятельства таковы, что игрушек настоящих под рукой нет, если нет партнера по играм, если альтернатива электронным игрушкам – плач, нервы, расстройство, утомление – то я не вижу ничего страшного в том, чтобы дать ребенку айпад. Кстати, если увлеченность ребенка айпадом позволит маме спокойно пообщаться с папой – тоже не вижу проблемы! Иногда это единственный способ маме с папой уделить время друг другу, чтобы ребенок со стопроцентной гарантией был занят и не требовал внимания.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ:

Удивительно, но моя дочка Стеша научилась изображать звуки животных и звуки инструментов именно благодаря игрушке на папином телефоне… Ни благодаря маминым постоянным «му-му» и «гав-гав», ни благодаря «озвученным» книжкам, ни благодаря карточкам Домана, а четко благодаря айфону. Причем очень быстро и точно. Единственный нюанс – из всего многообразия таких приложений нужно выбирать стоящее очень аккуратно, обращая внимание и на внешний вид животного (чтобы мышь была мышью, а не чем-то средним между обезьяной и кроликом), и на качество озвучки (чтобы не попались, как нам, крокОдил, лИса и змЕя). 

интересное в сети