Строим замки из песка...

На пляже все дети играют с песком. Самые маленькие делают куличики, а дети постарше строят прекрасные замки. Они готовы заниматься этим часами! Вы же пока можете понежиться на солнце, если только вам не придется помогать в постройке какого-нибудь сложного сооружения… или успокоить маленького проказника, решившего разрушить прекрасный замок.

Песок – удивительный, богатый возможностями материал, податливый, способный принимать любые формы. Сухой, сыпучий или влажный, плотный, он незаменим при создании самых причудливых ландшафтов, мостов, укреплений, башен. Используя песок и воду, ребенок получает возможность воплотить свои фантазии и замыслы, а также найти друзей и научиться сотрудничеству. Малыш открывает для себя новые ощущения, погружая ноги в мягкий теплый песок. Он смешивает песок с водой, пока тот не станет плотной массой, годной для строительства. А еще ему предстоит узнать, как непрочно и недолговечно на самом деле даже самое внушительное сооружение.

1–2 года: строить и разрушать

Ах какой замечательный замок!.. Удар по башне – и она рушится. Все возмущены, а малыш смеется и собирается превратить в развалины остальные постройки. Остановите ребенка, чтобы не расстраивать других строителей, но не ругайте: такое поведение соответствует задачам развития в этом возрасте. Это способ самоутвердиться, найти свое место, выйти из пассивной роли малыша, чью жизнь контролируют взрослые, и самому установить контроль над реальностью. А как это сделать? Созидая и разрушая.

Эти действия также помогают малышу установить социальные связи, ведь его воинственное поведение вызывает бурную реакцию у других детей. Он привлекает к себе внимание, нарушая правила, ведь он пока не умеет играть с другими, поэтому он играет «против них». В этом возрасте малышу необходимо пережить оппозицию по отношению к другим, отрицать и разрушать, только так он может почувствовать себя автономным и самостоятельным. Поэтому он не готов просто спокойно играть, копаясь в песочке.

Проще всего было бы отвести ребенка подальше и сделать попытку отвлечь его другими занятиями, чтобы избежать неприятных историй. Но малышу хочется повозиться в песке − и, по возможности, в компании своих сверстников. Вам следует позаботиться о том, чтобы он не ломал то, что не строил сам, и терпеливо играть с ним в песке. Стройте и ломайте вместе! Радуйтесь и тому и другому. Через такие простые действия ваш ребенок постигает основные законы бытия и, как маленький божок, создает и разрушает свой мир.

Чувствовать себя умелым

Ребенок пока еще не может управиться с ведерком, полным песка, – оно для него слишком тяжелое. Но формочки ему вполне по силам. Покажите, как нужно их наполнять и переворачивать, чтобы сделать красивую рыбку, кораблик или звезду из песка. Фигурки рассыпаются? Ничего, главное – он сделал их сам. Словно по волшебству, фигурки появляются снова и снова и становятся все более прочными и ладными. Эти повторяющиеся действия не наскучат ему до тех пор, пока он не отточит свое мастерство.

3–4 года: постигать законы физики

Ребенок еще не перестал ломать песочные постройки? Да, но теперь он делает это с «научной» целью − для того, чтобы лучше понять, как эти маленькие частицы песка соединяются и формируют единое целое. Как это происходит? Ведь минутой раньше они были текучими, как вода! Мозг ребенка работает в полную силу. Он охвачен любопытством и желанием экспериментировать дальше. Вместе с тем он становится более точным и аккуратным. Играя с песком, он лучше начинает понимать идею емкости и содержимого.

Домик – это важный этап. На этот раз ваш строитель создает не просто здание для игр снаружи, это сооружение, в которое он может залезть и свернуться калачиком. В какой-то степени это воспоминания о материнской утробе. Например, полотенце, свисающее с шезлонга на пляже, создает небольшое пространство, в котором ребенок может играть, защищенный от ветра и солнца, а также в стороне от других, особенно от взрослых. В этой спокойной обстановке ребенок может играть самостоятельно и чувствовать себя в безопасности.

Эти открытия способствуют осознанию целостности собственного тела и своих возможностей. И еще одно важное открытие: существуют природные стихии, неподвластные его воле и желаниям. Когда волна прилива вторгается в песочный замок, размывает стены, сносит укрепления, это не только огорчает его, но и зачаровывает. Ничто не может противостоять Океану. Почувствовать себя песчинкой во Вселенной – это ли не первый метафизический опыт?

Я и другие

Ваш ребенок экспериментирует со свойствами материи, разрушая и выстраивая заново, – и это очень важно для него. Но он уже достаточно большой, чтобы понимать: нельзя ломать замки из песка, выстроенные другими. Поэтому вам следует быть тверже и напомнить ребенку правила игры: можно ломать только то, что построил сам. Помогайте ему в строительстве: ройте с ним туннели, возводите мост из песка, башню… Ребенок уже понимает, что эта работа требует сил и времени. Научите его уважать труд других так же, как и свой собственный. Наверняка он терпеть не может, когда малыши ломают то, что он терпеливо строил? Теперь он уже знает, сколько усилий нужно приложить, чтобы создать что-то красивое.

4–5 лет: он хочет строить основательно

В этом возрасте ребенок владеет многими навыками и может создавать более сложные строения. Ему нравится украшать замок водорослями, ракушками или камнями. То, чему он научился на уроках рисования и письма, он воспроизводит на песке, как будто держит в руке карандаш или ручку. Он увлеченно придумывает многочисленные истории о рыцарях, принцессах и драконах, населяющих его замок. Ребенок начинает по-настоящему играть со своими сверстниками. Каждый привносит в игру свои идеи, и, несмотря на споры и разногласия, дети получают большое удовольствие и от процесса строительства, и от общения. Но иногда эта чудесная игра омрачается. Он не может перенести, когда у него что-то не получается, и приходит в ярость, когда видит, как рушится кропотливо построенная им башня.

В этом возрасте такая реакция вполне нормальна: ребенок еще не умеет стоически относиться к своим неудачам и не всегда может верно оценить как возможности материала, так и свои собственные. Поддержите его, скажите о том, как вам жаль, что башня или мост обвалились. Убедите его вновь приняться за работу и обязательно похвалите за то, что он самостоятельно справился с проблемой. Скажите, что завтра он сможет построить еще более красивый и прочный замок. Невозможно всему научиться за один день. Если же он слишком расстроен неудачей, проявите сочувствие и солидарность, помогите построить новый замок или починить старый. Придумайте новый поворот сюжета: принцессе и ее рыцарю удалось выбраться из рухнувшего туннеля…

Мальчики ломают, девочки украшают?

Мы можем наблюдать определенную тенденцию: мальчики все ломают, а девочки ведут себя более аккуратно и любят украшать свои домики. Это так: дети воспроизводят то, что видят вокруг, идентифицируют себя с мужской или женской моделью поведения. Однако не стоит обманываться. И те и другие проходят одни и те же этапы развития, и маленькие девочки точно так же любят ломать куличики на пляже, как и их сверстники-мальчишки. И наоборот, мальчики могут проводить много времени, обустраивая и украшая свои замки из песка, когда становятся немного старше.

интересное в сети