Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Теория детского страха

Малыш готов в десятый раз слушать историю о Красной Шапочке, заново переживая все коллизии, пугаясь и с облегчением узнавая, что и на этот раз все закончилось хорошо. Он с восторгом и ужасом наблюдает, как папа изображает волка, вздрагивает от громкого рыка и радостно визжит, когда «волк» пытается его поймать и проглотить. Почему же малышам нравится пугаться?

15 апреля 2013
Теория детского страха

Все мы помним, как покрепче прижимались к маме, когда ужасный великан гнался за бедным Мальчиком-с-пальчиком, брошенным родителями, когда Синяя Борода убивал своих слишком любопытных жен или когда злая королева приказывала охотнику принести ей сердце Белоснежки… И подчас настолько хорошо помним, что не решаемся пересказывать эти «ужасы» своим детям, боясь напугать их…

Но не стоит решать за ребенка, можно ли ему читать страшные сказки; начните − и он сам даст вам понять, готов ли пережить вместе с героями все перипетии. Большинству малышей нравятся как раз самые «жуткие» сцены, и они следят, чтобы рассказчик ничего не менял в истории в решающий момент. И чаще всего они просят пересказать страшную сценку еще раз, замирая от ужаса и одновременно чувствуя себя в полной безопасности рядом с вами.

Детям нравится испытывать страх и преодолевать его, когда они знают, что все это «понарошку»

Почему малышам так нужны эти переживания? В первую очередь потому, что маленький ребенок мало знает о мире и там для него много неизвестного, а значит, пугающего. И страшные сказки — прекрасный канал для выражения детских страхов. Дети боятся чудовищ, грабителей, птиц, колдунов, крокодилов, и это помогает им справиться со страхом неведомого, с хаосом своих незрелых представлений о том, как устроена жизнь. Все они начиная с двух-трех лет испытывают подобные страхи и постепенно их преодолевают, расширяя свои представления о добре и зле, о самих себе, об окружающих людях.

Проекция на себя

Читая детям классические волшебные сказки, например Шарля Перро, Андерсена или братьев Гримм, мы словно извлекаем на свет страхи, которые могут испытывать маленькие дети: страх умереть от голода, быть брошенным или отвергнутым, встречи с незнакомцем, темноты, смерти. Основа этих страхов — глубинный ужас, который испытывают все дети: разлучиться с теми, кого они любят и от кого зависит их существование, — с родителями. Главная функция сказки — направить страхи ребенка в область фантастического и воображаемого и пережить вместе с героями их страшные приключения на этой безопасной территории. Ребенок получает возможность идентифицировать себя с героем сказки и вместе с ним вырывается из огромных ручищ великана, смело идет навстречу опасности, использует разные хитрости и в конце концов выбирается цел и невредим победителем. А если герою сказки в какой-то момент становится страшно — это нормально и правильно, и нет никакой причины стыдиться. А впереди его ждет счастливый финал. В каждой сказке находятся способы борьбы со злом: помощники, волшебные предметы, собственная смелость и смекалка героя. Драконы, волшебники, злые мачехи и прочие «злодеи» неизбежно наказаны, справедливость восстановлена, жизнь идет своим чередом.

Практический урок

Цель страшной сказки — помочь ребенку пережить с героями их полные риска приключения на безопасной территории.

Побеждая страх, ребенок постепенно обретает уверенность в себе и способность справляться с боязнью не только в фантазиях, но и в жизни. Страшные истории помогают обуздать страх и повысить уверенность в себе. Если ребенок идентифицирует себя со злодеями, у него есть возможность прожить гнев и агрессию, не чувствуя себя виноватым и никому не причиняя вреда. Каждый ребенок время от времени злится на родителей, когда они строги к нему или в чем-то отказывают, на младшего брата, которого он считает соперником, или на воспитательницу, которая не разрешает ему слишком быстро бегать или кричать. И у него не всегда есть возможность выразить эти чувства напрямую. Тут-то и приходят на помощь сказочные злодеи. Ребенок слишком мал, чтобы отстоять себя, но он может поддержать свою самооценку, влезая в шкуру злодея. Для вас же такие предпочтения могут быть знаком, что ребенок не получает достаточно возможностей для выражения негативных чувств в семье.

Такая игра

Дети любят игры, в которых они могут испытать страх и спастись: игру в волка или в кошки-мышки

Дети любят игры, в которых они могут испытать страх и… спастись. Игра в волка или в прятки — хороший способ справиться со страхом исчезновения и поглощения. Повторяя игру снова и снова, ребенок учится владеть своими чувствами, не поддаваться панике. Еще один вариант — спрятаться, чтобы напугать родителей: какое удовольствие заставить маму и папу дрожать от страха и на мгновение почувствовать себя большим и сильным. Играя в кошки-мышки, дети учатся избегать угрозы нападения и отвечать за свою безопасность. Эти игры доставляют детям радость, потому что дают им возможность пугаться «по собственному желанию». Самому создавать ситуацию, в которой возникает боязнь, — для малыша это способ побороть свой страх. Многие дети любят ходить в зоопарк, останавливаться перед клетками с хищными зверями и воображать, что они вошли в клетку.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения