Здоровье будущего школьника

Задумываясь о поступлении ребенка в  школу, обычно говорят о психологической готовности и уровне интеллектуального развития. Но никак не менее, а возможно, и более важным является состояние здоровья будущего первоклассника.
Начинаем готовиться

Именно от уровня здоровья во многом зависит выбор школы и учебной программы, скорость и качество адаптации в новом коллективе и то, как ребенок будет справляться с повышением нагрузки (физической, интеллектуальной и эмоциональной). В зависимости от того, в какое время года родился ребенок, он может пойти в школу раньше (чуть старше шести с половиной лет) или позже (в семь и старше). При этом за год до планируемого поступления многие родители предпочитают в течение года водить ребенка на подготовительные занятия. То есть уже в пятилетнем возрасте нужно взвешенно решить, когда идти в школу, приступить к занятиям. А это означает, что вопросы, связанные со здоровьем, к этому времени желательно решить.

В пять лет ребенку обязательно нужно пройти обследование у всех врачей-специалистов. Причем родителям следует отнестись к нему не формально, а очень серьезно и постараться скорректировать какие-либо проблемы со здоровьем, если они обнаружатся, до начала учебы в школе. Основные аспекты, на которые нужно обратить внимание и которые будут подвергаться наиболее серьезной нагрузке в школе: зрение, здоровье позвоночника, здоровье ЛОР органов, нервная система, здоровье желудочно-кишечного тракта и в целом иммунитет ребенка.

Зрение

В пять лет офтальмолог оценивает остроту зрения ребенка и цветовое восприятие. Наиболее распространенной проблемой является близорукость. Ее причинами может быть наследственная слабость аккомодации (способности хрусталика изменять свою кривизну, что необходимо при рассматривании предметов вблизи), бесконтрольный просмотр телевизора (по нескольку часов подряд) и увлечение компьютерными играми. Если врач поставил ребенку диагноз «близорукость», к нему следует отнестись крайне серьезно, так как ухудшение зрения может происходить довольно стремительно, тем более что зрительная нагрузка у старших дошкольников в современном мире солидная. Однако, выполняя все рекомендации врача, проблему можно скорректировать.

В первый год обучения в школе важно по минимуму нагружать ребенка дополнительными нагрузками. Ему необходимо время на адаптацию к учебе.
  • Регулярно делать лечебную гимнастику для глаз (которая поможет улучшить аккомодацию).
  • Соблюдать так называемый «зрительный режим»: как можно меньше напрягать глаза в течение дня, не сидеть больше 30 минут в день перед монитором или экраном, постоянно следить за тем, чтобы ребенок играл в хорошо освещенном месте.
  • Давать ребенку много двигаться: при кажущемся отсутствии связи недостаток физической активности во многом способствует близорукости.
  • Следить за тем, чтобы ребенок не поднимал тяжестей.
  • При необходимости врач назначит коррекцию (подберет очки) или медикаментозную поддержку (комплексы витаминов, капли и т. п.).
  • Если отклонений не выявлено, нужно уделить внимание профилактике.
  • Не разрешать смотреть телевизор или читать лежа, при плохом освещении. Смотреть телевизор максимум 30–40 минут в день, выбирать программы по возрасту.
  • Укреплять зрение и глазные мышцы. По 1–3 минуты несколько раз в день выполнять упражнение: нарисовать на оконном стекле кружочек и попеременно фокусировать взгляд то на нем, то смотреть вдаль.
Осанка

Наиболее частые диагнозы при осмотре хирургом-ортопедом в пятилетнем возрасте – начинающееся плоскостопие и вялая осанка (ребенок сутулится, не может долго удерживать спину в ровном положении, наблюдаются признаки различных искривлений позвоночника). Причиной вялой осанки может быть врожденная слабость соединительной ткани (соединительнотканная дисплазия), которую корректируют при помощи регулярного выполнения комплекса упражнений лечебной физкультуры (врач может порекомендовать посещение группы ЛФК), выполнения рекомендаций ортопеда по правильному положению тела во время ходьбы и сидения, укрепления мышц спины (зарядка, плавание). Плоскостопие также корректируется с помощью индивидуально подобранного комплекса упражнений и специализированной обуви. Спать дошкольнику и младшему школьнику нужно на жесткой постели, лучше всего на ортопедическом матрасе.

ЛОР-заболевания

Частые простуды, ОРВИ, грипп – самая распространенная проблема среди дошкольников и младших школьников. Сами по себе такие заболевания, как правило, неопасны, но при частом повторении могут вызывать достаточно серьезные осложнения. Наиболее типичные сопутствующие заболевания, которые чаще всего возникают как раз у детей дошкольного возраста:

  • аденоиды (разрастание носоглоточной миндалины, вызывающее затруднение дыхание, иногда снижение слуха, кашель);
  • синуситы (воспалительный процесс в пазухах носа);
  • повторяющиеся отиты (воспалительные процессы в ухе могут возникать в том числе и с увеличением миндалин);
  • хронический тонзиллит (длительное воспаление глоточных и нёбных миндалин, сопровождающееся болью в горле).

Родителям важно помнить о том, что существуют безоперационные методы лечения всех этих заболеваний. Хирургическое лечение врачи рекомендуют только при неэффективности консервативной терапии. Сегодня методик существует много: санация пазух и носоглотки методом перемещения по Proetz, промывание лакун миндалин растворами антисептиков, продувание слуховых труб. В качестве восстановления слизистой ЛОР-врачи рекомендуют лазеротерапию, электрофорез, различные виды токов.

Причины частых простудных заболевания: сниженный иммунитет слизистых в условиях плохой экологии города, отсутствие у детей «закалки» – способности адаптироваться к перепаду температур. Лучшая профилактика любых простуд – прогулки в любую погоду в одежде, пригодной для активного движения. Существует прекрасный способ разорвать порочную связь «промочил ноги – заболел». С 4 лет можно приучить ребенка вместе с прочими гигиеническими процедурами самостоятельно мыть ноги с мылом до колен – вначале водой 37˚, затем каждый день-два снижая ее на градус и постепенно доведя до холодной (14˚). Намылить и смыть мыло – такая процедура позволяет выдержать нужное время в холодной воде. Затем надо тщательно вытереть ножки и надеть на ребенку носочки. Если делать это каждый день, эффект закаливания будет действительно ощутимым.

Неврология

На приеме у невролога важно подробно рассказать обо всех проблемах, которые беспокоят родителей.

  • Ребенок чрезвычайно возбудимый, активный (ему сложно сосредоточиться, усидеть на месте).
  • Ребенок, напротив, вялый, мало интересуется общением с другими детьми, испытывает проблемы адаптационного плана (ему сложно общаться со сверстниками, взрослыми, воспитателями в детском саду).
  • Есть проблемы с речью (запинается, заикается, путает слова).
  • Нарушен сон (плохо засыпает, беспокойно спит, по ночам снятся кошмары).
  • Присутствуют какие-либо навязчивые привычки (грызет ногти, теребит волосы) или тики (в определенных ситуациях бывают подергивания века, губ).

Каждая проблема требует индивидуального подхода и решения: это могут быть общие рекомендации по режиму дня и питанию, обследование и дальнейшая работа с детским клиническим психологом, медикаментозная терапия. Врач-невролог даст заключение о лабильности психики, силе или слабости нервной системы. Поступление в школу и первый год обучения всегда связаны со стрессом для ребенка, поэтому, если проблемы не начинать корректировать заранее, в школе они имеют все шансы усугубиться .

Желудочно-кишечный тракт
Важно помнить, что повышенные объемы информации у детей 5–6 лет часто вызывают неврологические проблемы.

На работу желудочно-кишечного тракта влияет масса факторов: врожденные особенности, стрессы (вызывающие спазмы и боль) и нерегулярное и несбалансированное питание. При осмотре обязательно нужно сообщить педиатру, если у ребенка есть проблемы с работой желудочно-кишечного тракта: нарушения стула (периодические запоры или понос), нарушения аппетита (отказывается от еды или, напротив, ест нерегулярно и помногу), метеоризм, случаются острые боли или регулярно появляется боль в какой-то период дня или после приема определенной пищи. Не стоит оставлять без внимания и проблемы «с животиком», которые были у ребенка раньше – даже в первые годы жизни. Приняв во внимание симптомы, врач может порекомендовать сделать УЗИ органов брюшной полости, чтобы убедиться в наличии или отсутствии функциональных отклонений в работе желудка, печени, почек, желчного пузыря (наиболее частые нарушения: дискинезия кишечника и желчного пузыря, вторичный панкреатит, гастродуоденит и т. п.). Если такие изменения будут обнаружены, гастроэнтеролог поможет их скорректировать, наладив режим питания, диету, предложив медикаментозную терапию.

Нарушения речи

В пять лет ребенок обязательно должен быть осмотрен логопедом. Часто ребенок с нарушениями речи боится, что над ним будут смеяться, становится малоразговорчив, стесняется читать вслух, отвечать на уроках. Логопедические проблемы важно скорректировать до начала учебы в школе. Логопед может порекомендовать логопедический массаж, устные занятия (в группе, индивидуально и дома).

Наладить режим

Примерно за год до поступления в школу стоит постепенно подстраивать режим ребенка под тот, каким он будет у него в первом классе.

  • 7.00−7.20 Подъем, умывание.
  • 7.20−7.40 Плотный завтрак (идеально − каша и горячий напиток)
  • 8.00−11.00 Уроки в школе начинаются, как правило, в 8.30, значит, и дома стоит развивающие занятия проводить именно утром. 2−3 занятий по 20−30 минут с довольно продолжительными перерывами (15−20 минут) будет вполне достаточно.
  • 11.00−11.20 В школе у первоклассников второй завтрак (первый предполагается дома) начинается после первого или второго урока, это значит, что дома тоже можно слегка перекусить через 3 часа после раннего завтрака.
  • 11.30−13.00 Прогулка – очень важная часть расписания, это лучшая профилактика гиподинамии.
  • 13.00 Обед (суп, горячее блюдо с мясом, рыбой или птицей, напиток).
  • 14.00−16.00 Сон или тихие игры.
  • 16.00 Полдник (кисломолочные продукты, печенье, фрукты, напиток).
  • 16.30−17.00 Развивающие занятия (в этот период наблюдается подъем умственной активности, в будущем это то время, которое ребенок будет тратить на подготовку домашнего задания).
  • 19.00 Ужин (достаточно легкий, без специй, возбуждающих напитков (какао, крепкого чая), лучше обойтись без мяса, чаще готовить овощи, крупы, предлагать кисломолочные продукты).
  • 19.30–20.00. Тихие игры, идеально − спокойная прогулка; лучше не смотреть телевизор перед сном.
  • 20.30−21.00 После всех вечерних гигиенических мероприятий ребенок отправляется спать.

Предлагайте ребенку в течение дня пить чистую воду. Это поможет контролировать жажду и аппетит, не «хватать куски» между приемами пищи и не приучаться пить готовые сладкие прохладительные напитки (тем более газированные).

Учим правильно учиться

Не нужно нагружать 5−6-летнего таким же объемом заданий, какой будет у первоклассника, он к этому не готов. Сторонникам «раннего интеллектуального развития» стоит помнить о том, что у дошкольников преобладает образное мышление, а умение анализировать и синтезировать приходит позже. Настоящие серьезные занятия математикой, письмом, чтением следует отложить до 7 лет.

Все «занятия» проходят в игровой форме. Это лишь подготовка к учебе, а не сама учеба. Не нужно с 5 лет усаживать ребенка за прописи. Порисуйте с ним дождик, травку и цветочки – это тренировка умения проводить одинаковые линии, штриховать, рисовать крючки. Лепите из пластилина, укрепляя кисть руки, а не учите правильно держать ручку; считайте на улице камешки и учитесь их группировать и сравнивать по форме, а не решайте примеры. «Игровые» навыки позже плавно трансформируются в учебные.

Не оценивайте работу ребенка: тренировка и есть тренировка: если человек практикуется, он обязательно достигнет успехов, пусть и не сразу.

Занятия должны длиться не больше 20−30 минут, между ними необходимо делать перерывы, чтобы ребенок мог сбросить накопившуюся во время сидения энергию. Полезно делать упражнения для рук, глаз, пальчиковую гимнастику или небольшую зарядку.

Правильно организуйте рабочее пространство: отрегулируйте высоту стола и стула таким образом, чтобы ребенок мог сидеть с прямой спиной, а расстояние между глазами и тетрадью было около 30−35 см. Определить идеальное расстояние несложно: если ребенок сидит на стуле с прямо спиной, а его рука стоит при этом на столе на локте, то средний палец должен оказаться у него на виске. Если расстояние иное, это может привести к напряжению в спине и шее, влиять на остроту зрения.

Стол должен быть хорошо освещен, предпочтительнее естественное освещение; свет должен падать слева.

Выбираем школу

Знакомясь с программами и педагогическим составом школ, родителям нужно ориентироваться не столько на амбиции учиться в «элитной школе» или с первого класса «углубленно» изучать какие-либо предметы, сколько на возможности ребенка. Если ребенок быстро утомляется, он возбудим или, наоборот, излишне вял, стоит выбрать класс с базовой программой и невысокой нагрузкой.

интересное в сети