Творческий беспорядок

Вы восхищаетесь подвижностью и любознательностью своего малыша, но многие из его «подвигов» вам не по вкусу. кроха рвет на клочки все, что попадает ему в руки, переворачивает собачью миску с водой, а беспорядок после обеда просто неизбежен. Однако не спешите брать под контроль этот хаос: скорее всего, такое поведение – именно то, что нужно сейчас для развития вашего ребенка.

Маленькие дети учатся понимать этот мир посредством того, что они видят, к чему прикасаются и что пробуют на вкус. Экспериментируя с желе, ваш ребенок обнаруживает, что оно обладает совершенно иными свойствами, чем, например, вещь, сделанная из дерева, а также тестирует его на прочность и узнает, какую силу нужно применить, чтобы сдавить подобный материал. Такие исследования развивают у ребенка моторику рук, логику и дают новые познания об окружающем мире.

Что он узнает за обедом

На праздновании первого дня рождения годовалый именинник непременно тянет ручки к разным угощениям: сжимает в руках куски торта, пытается выловить фрукты из компота, разрисовывает себя с ног до головы вареньем и обливает соком… Если малыш не голоден и скучает за столом, коробочка с соком или котлетка становятся такими же игрушками, как кубик и мяч. Есть и другая причина, по которой малыш начинает разбрасывать еду. Это своеобразное исследование, в ходе которого он понимает, какими свойствами обладает содержимое тарелки. Маленький ребенок активно собирает информацию об окружающем мире, и ему интересно пробовать еду не только на вкус, но и на ощупь, наблюдать, как она разливается по столу и просачивается между пальцами. Нам стоит взглянуть на мир глазами малыша: ведь это чудо, что каша покоится в тарелке, а наклоняешь тарелку – и она убегает, как живая. Или кусок хлеба лежит на столе и с места не сдвинется, а молоко из перевернутого стакана сразу растекается красивыми ручейками. Эксперименты прекратятся, как только малыш получит всю информацию о свойствах еды и посуды. Если вы хотите ускорить этот процесс, больше играйте с водой и сыпучими материалами.

Ребенку свойственно играть постоянно, в том числе и за столом. Лучше допустить некоторые не противоречащие укладу вашей семьи игры, чем тратить время на постоянные одергивания и запреты.

Ваше участие Вовлекайте малыша в процесс приготовления пищи. Лучше начать с простого блюда, например яичного салата. Дайте ему миску с нарезанными яйцами и майонез, которые ребенок должен будет соединить и перемешать ручками (не забудьте проконтролировать, чтобы он их хорошенько вымыл). А двухлетний кроха сможет самостоятельно положить приготовленную смесь на хлеб. Разрешайте перемешивать ложкой ингредиенты, высыпать заранее отмеренную муку и сахар в миску, лепить свой пирожок, резать детским ножиком вареные овощи. Очень любят дети раскатывать кусочек теста маленькой скалочкой, вырезать формочкой печенье, украшать торт или салат, выдавливая крем из кондитерского мешочка. Ваш малыш легко приготовит и коктейль. Для безопасности молоко и сироп должны находиться в банке с плотной крышкой. Задания такого рода обычно нравятся малышам, они повышают самооценку и помогают совершенствовать необходимые навыки. Кроха будет светиться от гордости и удовольствия, когда вся семья отведает блюдо, которое он помогал готовить. Не забудьте поблагодарить его за помощь и похвалить вкус и внешний вид кулинарного шедевра.

Совет для мамы Вам придется поупражняться в терпении. Постарайтесь не раздражаться, а для этого все продумайте заранее. Оденьте малыша в то, что не жалко пачкать и легко стирать, проследите, чтобы одежда (например, длинные рукава) не стесняла движений. Держите под рукой влажные салфетки. Используйте небьющуюся посуду. И не затевайте кулинарных уроков, если вы расстроены или спешите, а также если ребенок перевозбужден или зевает. Обязательно объясняйте малышу все ваши действия, называйте все ингредиенты, предлагайте повторить новые слова. Помните о соленом тесте и безграничных возможностях его использования.

Секреты грязной лужи

В чем польза Летом можно перенести занятия творчеством на улицу. На пляже, в парке, во дворе можно выглядеть и вести себя как настоящий скульптор или геолог, не боясь перепачкаться с головы до пят, замерзнуть или испортить стены в комнате. Ступнями ребенок изучает текстуру различных поверхностей. Представьте только, насколько отличаются ощущения, когда он стоит босыми ножками на домашнем ковре и когда бежит по прохладной траве или месит вязкую грязь в луже. Ходьба босиком по песку, мягкому газону или теплой земле пойдет на пользу не только эрудиции, но и здоровью малыша, ведь на подошвах ног находится множество нервных окончаний, которые возбуждаются при непосредственном контакте с почвой, особенно на воздухе. Закапываясь в песок, кувыркаясь в траве, сражаясь, как рыцарь, с зарослями лопуха, малыш чувствует многообразие и красоту окружающего мира всеми органами чувств.

Ваше участие Не проходите мимо лужи! Пусть ребенок топнет по ней ногой, чтобы увидеть, насколько высоко взлетят брызги, потом покажите, что будет, если вы попробуете сделать то же самое. Малыш как завороженный будет следить за ручейком, а если вы запустите в нем кораблики, впечатление будет намного сильнее, чем от самого яркого мультфильма. Дети обожают бросать в воду камешки – упражнение, которое развивает ловкость. Осенью вы можете помочь малышу проползти сквозь кучу опавших листьев, а затем подбросить их вверх, чтобы он увидел, как ветер их уносит. А весной дайте крохе лопатку и научите разрыхлять комки земли. Можно устроить мини-песочницу даже на балконе, высыпав несколько ведер тонкого и хорошо промытого песка (его можно приобрести на рынке стройматериалов) в большой таз или надувной детский бассейн. То же самое можно проделать с бобами, рисом, вермишелью. Малышу понадобятся емкости – разного объема и из разных материалов, кухонная утварь – скалка, поварешки, венчик для взбивания. Отлично подойдет для игры в песочнице водяная мельница.

У детей, долго и активно играющих на природе, всегда хороший аппетит, они предпочитают твердую, сытную, не очень сладкую пищу. Они в буквальном смысле питаются природой.

Иногда родители только наблюдают за игрой малыша с песком на расстоянии − и много теряют. Песочная терапия – признанный метод у психологов и диагностов, к нему с большим интересом относился К. Юнг. Его ученица, швейцарский аналитик Дора Калф, предложила использовать песочницу как «свободное и защищенное пространство», в котором ребенок или взрослый может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы.

Совет для мамы Иногда трудно преодолеть желание видеть своего малыша всегда чистым и нарядным. Некоторые мамы боятся вызвать осуждение окружающих и критику домашних. Но ребенок рано или поздно все равно залезет в лужу, причем вас может рядом не оказаться. Так не лучше ли подготовиться заранее? Предложите игру: детям позволено почти все, когда на них бейсболки, а если у них на головах панамки, правило другое − не пачкаться и вести себя как английские лорды. Заведите специальный комплект одежды (например, резиновые сапоги, старые джинсы и яркую футболку), подберите одежду для ребенка такого же цвета, расскажите и продемонстрируйте малышу на практике, в чем преимущество такой формы одежды, – и можно отправляться в экспедицию!

Время для искусства

В чем польза Рисование пальчиковыми красками или мелками – великолепное занятие для малышей, в котором они выражают собственное «я». Это творческий процесс, «правильных» и «неправильных» решений здесь нет. Еще одно подспорье – наборы для лепки и моделирования. Малыш придет в восторг от работы с пластичным материалом. Даже простой процесс превращения сминаемого в руках пластилина из первоначального бруска в какую-то новую фигуру является огромным стимулом уверенности в себе. Малыш видит, как это превращение происходит прямо у него на глазах, и начинает понимать, что кое-что в этом мире только что стало другим непосредственно благодаря ему.

Любые художественные эксперименты детей надо поощрять. В этом помогут пальчиковые краски – великолепный инструмент развития для детей младшего дошкольного возраста

Ваше участие Помогайте малышу, описывая цвета, формы и ощущения. По мере речевого развития расширяйте словарный запас с помощью новых выражений. Однако не переусердствуйте. Если вы вы будете давать подробные инструкции, творческого процесса – то есть самозабвенного общения с материалом, самостоятельного постижения его свойств, превращения его во что-то до этого не существовавшее − не получится. Используйте все новые и новые материалы, техники, это даст вам новые возможности для творчества, увлечет вас, и вы будете творить с ребенком почти на равных, не поправляя и не критикуя.

Совет для мамы Подходите творчески к повседневным делам: оживите пудинг пищевым красителем, вместе с малышом создайте на тарелке какую-нибудь фигурку из любимых продуктов, а из мыльной пены «постройте» пусть и недолговечные, но очень забавные скульптуры. Рисуйте вместо кисти используя губку, обрывки ткани или даже собственные ножки! Погрузите ступни малыша в краски и предложите ему потопать по большому листу бумаги. Такой беспорядок понравится даже вам самой!

интересное в сети