Верные спутники ребенка - игрушки

В магазине детских игрушек легко растеряться перед изобилием и разнообразием развивающих игр, обещающих превратить малыша в юного вундеркинда еще до того, как он переступит школьный порог. Как не заблудиться среди многообещающих упаковок и выбрать именно то, что соответствует возрасту и интересам малыша?

Самые полезные для развития 2−3-летнего ребенка игрушки –это куклы, зверюшки, фигурки героев сказок и мульт­фильмов. В этом возрасте активно идет процесс социализации, ребенок знакомится с правилами поведения в человеческом обществе, «примеряет» их на себя. И самый естественный для маленького ребенка способ освоить разные социальные роли – игра. Игрушечный щенок, принцесса или супергерой − это персонажи, наделенные собственными чертами характера, что побуждает ребенка идентифицироваться с ними и быть эмоционально вовлеченным в игру. Ребенок находит общий язык с другими детьми через игру, а солдатики или куклы становятся проводниками на пути к взаимопониманию. И если малышам пока не хватает словарного запаса для общения, это вполне компенсируется их любопытством друг к другу и потребностью вступать в контакт с ровесниками.

Из возни с игрушками ваше чадо наверняка извлечет и пользу, и удовольствие, но вы можете поспособствовать тому, чтобы этот процесс стал более осмысленным и интересным.

Обретая независимость

Малыш рад возможности самостоятельно открывать мир вокруг, но в то же время эта свобода может пугать. Чтобы чувствовать себя менее уязвимым, ребенок, отрываясь от мамы, берет с собой любимую игрушку, которая становится для него своеобразным талисманом, защитником и утешителем. Психологи считают, что выбранная ребенком игрушка, с которой он, как правило, не расстается, символизирует его связь с мамой и помогает справляться с тревогой, сопровождающей отделение от нее.

Поощряйте самостоятельную игру вашего малыша, оставляйте его наедине с собой, для начала минут на 15 один-два раза в день. Если ребенок разыгрался, не прерывайте без необходимости, понаблюдайте издалека.

Игрушки окажутся полезными и для развития навыков самообслуживания. Чтобы малыш закрепил знания, он может «потренироваться» на любимых игрушках. «Кукла еще не умеет чистить зубки. Научи ее, пожалуйста!»

Управление эмоциями

Дети в 2-3 года в большинстве своем очень импульсивны и эмоциональны, но пока еще не способны распознавать эмоции других и выражать собственные социально приемлемым способом. Но они могут научиться различать эмоции и управлять ими через игровые ситуации, подражая реакциям тех персонажей, с которыми они идентифицируются.

Чтобы помочь ребенку справляться с негативными эмоциями, можно разыгрывать ситуации, в которых он будет тем, кто успокаивает, утешает или даже проявляет строгость. Вы можете играть за куклу, которая будет капризничать, шалить, драться, и таким образом предоставить ребенку возможность реагировать, подражая кому-то из взрослых. Это полезно для малыша и информативно для вас, вы сможете увидеть в том числе и собственные реакции в интерпретации ребенка. Такой взгляд со стороны поможет вам лучше понять эмоциональную жизнь вашего чада и, возможно, подкорректировать ваше воспитательное воздействие.

Учимся разговаривать

В возрасте 2−3 лет у детей происходит «языковая революция». Малыш быстро усваивает новые слова, иногда более десяти в день! Прислушайтесь, что говорит ребенок в процессе игры. Наверняка он допускает ошибки, обратите на это внимание, но не поправляйте его, пока он играет. Найдите время для совместной игры, говорите за разных персонажей − это будет стимулировать малыша выражать свои мысли более внятно и четко.

Учимся общаться

Малыш только начинает учиться общению и заводить друзей. Куклы и плюшевые товарищи помогут поупражнять в коммуникации. Они «расскажут» (с вашей помощью), как важно уметь договариваться, делиться, сочувствовать, а иногда и отстаивать себя.

Когда малыш приглашает вас поиграть вместе с ним, у вас есть хорошая возможность на примере игрушек научить кроху общению. Соберите друзей-кукол на чаепитие и скажите, что на всех, к сожалению, только одно пирожное. «Принцесса хочет кусочек, медвежонок тоже. Давай поделим так, чтобы хватило всем!» Дайте ребенку возможность справиться с ситуацией самостоятельно, ведь вступать в отношения с другими малышами предстоит ему, а не вам.

Обрести уверенность

Для маленького ребенка мир слишком велик, и это иногда пугает. Малышу важно чувствовать, что какая-то часть жизни находится у него под контролем. Поэтому вы можете застать своего кроху «воспитывающим» игрушки. Большую часть времени ребенок подчиняется родительским правилам, через игру же он получает возможность стать тем, кто управляет и командует.

Если во время совместной игры с ребенком вы чувствуете, что нужно воодушевить и подбод­рить его, дайте ему возможность выбрать роль для куклы. Позвольте ему руководить всеми поступками и поведением куклы, не критикуйте и не морализируйте. Такая игра доставит ему удовольствие и даст чувство уверенности и свободы.

Мальчики тоже играют в куклы?

Иногда родители игнорируют просьбу сына купить ему куклу или мягкую игрушку, считая, что эти игрушки только для девочек. Но с помощью зверюшек и кукол мальчики получают возможность развития эмоциональной сферы и навыков общения, которую им не могут дать машинки и конструкторы.

1) Развитие речи. Наверняка ваш малыш больше всего любит играть с машинками. Но иногда ему хочется пообщаться с любимым плюшевым медведем. И это стоит приветствовать, ведь во время такой игры у малыша развиваются навыки вербального общения.

2) Эмоциональная чувствительность и чуткость. Вне зависимости от пола воспитывайте в детях чуткость и отзывчивость. Куклы и плюшевые друзья помогут в этом.

3) Контроль над агрессией. Выпустить пар мальчику помогут солдатики, динозавры или фигурки героев мульт­фильмов, которые иногда будут сражаться между собой. Если ваш сын получит возможность проявлять воинственность в игре, ему не нужно будет искать повод выплеснуть ее в обыденной жизни.

интересное в сети