Выбрать роль

Кто из нас в детстве не воображал себя принцессой или непобедимым героем? Мы самозабвенно придумывали захватывающие сюжеты и использовали все доступные средства для своей игры. Так, например, палка служила отличным мечом, старый платок выполнял роль плаща, а длинные юбки старшей сестры как нельзя лучше подходили для туалета «прекрасной дамы». Почему же они так важны для нас?

Играя в такие незатейливые на первый взгляд игры, как «дочки-матери», «магазин», «школа» или «войнушка», дети получают бесценный опыт общения, работы в команде, учатся правильно вести себя в той или иной жизненной ситуации. Вместе с этим они осваивают множество новых социальных ролей (покупатель, учитель, врач, пассажир и т. д.) и познают устройство окружающего их мира.

Социализация

Проигрывая тот или иной сюжет, ребенок постепенно усваивает образцы поведения, психологические установки, социальные нормы и ценности, принятые в обществе, приобретает необходимые для дальнейшей жизни знания и умения. Так, если ваш малыш играет с вами (или со старшим братом/сестрой), например, в школу, он узнает, как правильно вести себя на уроке, что нужно сделать, если хочешь ответить на вопрос учителя (поднять руку). Кроме того, кроха получает общее представление о том, чем ему предстоит заниматься на уроках и, соответственно, имеет возможность заранее психологически подготовиться к поступлению в школу.

Развитие эмоциональной сферы
Поскольку в ходе игры дети переживают очень разные чувства, их эмоциональный репертуар значительно расширяется. Они учатся понимать эмоциональное состояние окружающих людей и становятся отзывчивыми.

Принимая на себя роли различных персонажей, ребенок не только выполняет определенные действия, соответствующие сюжету игры и характеру роли, но и примеряет на себя чувства и эмоции выбранного героя. Так, девочка, изображающая маму, кроме того что укачивает свою куклу, кормит ее или катает в коляске, еще и сопереживает ей, учится проявлять ласку, заботу, любовь, а где-то даже строгость или требовательность. Малышка может приговаривать «дочке»: «Ну что ты, не плачь, я сейчас тебя покачаю − и все пройдет» или отчитывать ее: «Разве можно плеваться кашей?! Дети должны хорошо кушать, чтобы расти большими и здоровыми». А мальчик, спасая «прекрасную принцессу» или управляя «космическим кораблем», учится смелости, отваге, ловкости и отзывчивости. То есть, переживая те или иные чувства в игре вроде бы не «по-настоящему», дети приобретают опыт эмоциональных переживаний, который смогут в дальнейшем применить в реальной жизни. Поскольку в ходе игры дети переживают очень разные чувства (причем переживают их не «понарошку», а всерьез, по-настоящему), их эмоциональный репертуар значительно расширяется.

Преодоление проблемных ситуаций

Ролевая игра дает ребенку возможность смоделировать острую, проблемную или очень значимую ситуацию и «отыграть» в ней все свои переживания. При этом ребенок может разыгрывать как сложные и неприятные для него ситуации, так и очень яркие, положительные сюжеты. Например, мальчик боится темноты, и в процессе игры он выбирает себе роль бесстрашного героя, который с честью проходит все испытания: пробирается сквозь заросли темного страшного леса (роль которого отводится, например, вашему шкафу). А девочка, которая до слез боится стоматолога, дни напролет «лечит зубы» всем своим куклам, мишкам и зайчикам. Или ваши дети, посетившие недавно день рождения подруги, ежедневно устраивают настоящий праздник в честь игрушки, чтобы их слишком бурные и восторженные эмоции постепенно улеглись, оставив место только приятным воспоминаниям. То есть любое сильное впечатление, яркое, эмоционально окрашенное событие (приятное или же не очень) ребенок старательно проигрывает, избавляясь таким образом от лишней тревоги или напряженности. Он самостоятельно моделирует сюжет и имеет возможность преобразовывать ситуацию по своему усмотрению. Так ребенок учится справляться со своими сильными чувствами (будь то страх, разочарование или бурная радость) и находит им место в своей повседневной жизни. 

Развитие коммуникативных навыков

Ролевые игры позволяют ребенку в полной мере освоить все необходимые навыки общения. В процессе разыгрывания различных сюжетов ребенок учится выбирать правильный стиль поведения: проявлять инициативу или, наоборот, в нужный момент уступать ее другому, вступать в конфликт или стараться избежать столкновения, активно отстаивать свои права или искать компромисс. Играя в ролевые игры, ваш малыш учится договариваться с другими людьми, разумно решать проблемные вопросы, принимать самостоятельные решения, работать в команде, понимать других людей и мотивы их поведения.

Кроме того, ролевая игра доставляет колоссальное удовольствие всем участникам процесса, создает возможность насладиться эмоциональной близостью с другим человеком и поделиться с ним своими чувствами.

Как научить играть в ролевые игры
Усложняйте сюжеты игр и Расширяйте репертуар. Чем разнообразнее они будут, тем богаче и многогранней будет внутренний мир ребенка.

1) С маленькими детьми (2−3 лет) лучше разыгрывать всевозможные повседневные бытовые ситуации. Например, можно поиграть в «магазин», «автомастерскую», «поликлинику». Малышу интересно будет «приготовить обед», «попробовать» из игрушечной кастрюльки «суп». Можно показывать крохе несложные коротенькие представления, используя мягкие игрушки или кукол бибабо (кукольный театр).

2) С более старшими детьми (от 3 лет) уже можно проигрывать небольшие сюжеты из любимых сказок, мультиков или фильмов. При этом обязательно давайте ребенку возможность сыграть роль «взрослого» персонажа: пусть малыш попробует проявить «взрослую» заботу и любовь – это очень важно для эмоционального развития ребенка. Постепенно сюжет игры можно усложнять и дополнять разнообразными событиями. Главное, чтобы все происходящее было понятно ребенку, а сам процесс игры доставлял удовольствие.

3) Начиная с 5−6 лет ребенок уже может самостоятельно разыгрывать всевозможные сюжеты, как вымышленные, так и по сценарию сказок и мультфильмов. При этом он может играть как в компании других детей, так и наедине с собой. В этом возрасте родителям не стоит постоянно вмешиваться в ход игры: важно дать малышу возможность реализовать собственные фантазии самостоятельно. Время от времени можно устраивать совместные игры с интересными и более сложными сюжетами. Можно целенаправленно моделировать игру таким образом, чтобы ребенок мог «проиграть» эмоционально значимые или какие-то проблемные ситуации.

4) Играя с малышом, особое внимание уделяйте эмоциональной стороне игры – в каком настроении находитесь вы, как чувствует себя ребенок. Ведь любая игра – это не только возможность развития ребенка, но и способ общения его с родителями. Игра – время, когда вы можете в полной мере насладиться эмоциональной близостью с вашим крохой, лучше понять особенности характера и мотивы поведения ребенка, поддержать его. 

интересное в сети