Виртуальные покупки: правила безопасности

Безусловно, шопинг в Интернете – это доступно, удобно и не отнимает много времени. Однако и здесь есть свои подводные камни. Давайте поговорим о том, на что прежде всего следует обращать свое внимание, совершая покупки в интернет-магазинах.

По закону продажа товаров через Интернет относится к дистанционным способам продажи и регулируется следующими основными нормативными актами:

  • Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ);
  • Законом РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – ЗЗПП);
  • Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» (далее – Правила).

Дистанционный способ продажи товара отличается от других прежде всего тем, что покупатель до совершения покупки не может ознакомиться с товаром лично, а выбирает его лишь по описанию и картинкам, размещенным в виде фотоснимков или видеофайлов на страницах интернет-магазинов. Итак, с чем вы можете столкнуться, покупая вещи в Интернете?

1. Информация о товаре представлена не полностью или размещена ложная информация

В соответствии с п. 8 Правил продавец должен до заключения договора розничной купли-продажи предоставить покупателю информацию:

  • об основных потребительских свойствах товара;
  • об адресе (месте нахождения) продавца;
  • о месте изготовления товара;
  • о полном фирменном наименовании продавца;
  • о цене и об условиях приобретения товара;
  • о его доставке;
  • о сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке;
  • о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

Как правило, данная информация указывается на сайте интернет-магазина и, разумеется, в документах на товар, которые продавец передает покупателю.

В соответствии с п. 4 ст. 497 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, до передачи товара покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи при условии возмещения продавцу необходимых расходов, понесенных в связи с совершением действий по исполнению договора. Кроме того, п. 4 ст. 26.1 ЗППП установлено право потребителя на отказ от товара в любое время до его получения, а также в течение 7 дней после получения – без объяснения причин. В то же время в случае, когда информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента его передачи. Например, купили вы детское автокресло, а в документах не указан срок, в течение которого вы можете отказаться от покупки, то вы можете вернуть его в течение 3 месяцев, если оно не подошло вашему малышу.

ЭТО ВАЖНО! Помните, возврат качественного товара возможен, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт покупки (кассовый чек). Хотя и отсутствие такого документа не лишает вас как покупателя возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у продавца. Вместе с тем при отказе покупателя от товара продавец должен возвратить ему уплаченную денежную сумму за вычетом расходов продавца на доставку возвращенного покупателем товара не позднее чем через 10 дней с даты предъявления покупателем соответствующего требования.

2. Вам привезли товар, отличающийся от того, что вы заказали

Как известно, при дистанционной торговле товар доставляется покупателю разными способами:

  • курьером;
  • по почте;
  • самовывозом.

При самовывозе, конечно, такой проблемы не возникнет, однако при доставке товара по почте или курьером такое возможно и довольно нередко случается. Итак, если товар явно отличается от того, что вы заказали, вы можете от него отказаться без объяснения причин так же, как и в предыдущем случае, не оформляя покупку. Например, вы заказали вашему ребенку комбинезон красного цвета, а вам привезли розовый. Вы можете отказаться от него. Вы также можете отказаться от товара и в случае, если продавец не передает или отказывается передавать вам относящиеся к товару принадлежности или документы.

3. Товар не подошел по размеру, цвету, фасону или иным свойствам

В случае приобретения товара дистанционным способом право покупателя требовать обмена качественного товара на аналогичный товар другого цвета, размера, фасона и т. п. не может быть выполнено ввиду невозможности соблюдения правил обмена, установленных ст. 502 ГК РФ, поскольку обменять качественный товар можно только в месте покупки или ином стационарном месте торговли продавца. То есть если вы купили товар дистанционным способом, то «обменять» его вы сможете, лишь отказавшись от неподходящего товара и оформив впоследствии новый заказ.

4. Цена товара оказалась выше указанной на сайте

Следует отметить, что после того, как покупателем заявлено согласие о покупке товара, а продавцом подтвержден заказ на приобретение товара, продавец не вправе в одностороннем порядке изменять условия договора, в том числе его цену. Если такое произойдет по инициативе продавца, вы вправе настаивать на продаже товара по цене, по которой вы оформили заказ.

5. Вам не дали чек

Оплата в интернет-магазинах осуществляется разными способами:

  • курьеру наличными;
  • почтовым переводом;
  • с помощью банковской карты;
  • электронными деньгами.

В соответствии с п. 20 Правил договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.

Однако в случае оформления покупки в интернет-магазине необходимость выдачи кассового чека создает некоторые сложности для продавца. Продавец должен либо обеспечить каждого курьера такой переносной контрольно-кассовой машиной, либо подготавливать чеки заранее и передавать их через курьера вместе с товаром. Если продавец в нарушение законодательных норм не выдал вам никакого документа, подтверждающего оплату товара, вы можете отказаться от покупки. Но если вы проигнорировали факт невыдачи вам подтверждающих покупку документов, в дальнейшем предъявить претензии продавцу будет проблематично, учитывая, что вам придется доказывать факт покупки.

6. Вам навязали дополнительные услуги

П. 7 Правил устанавливает, что продавец не вправе без согласия покупателя выполнять дополнительные работы (оказывать услуги) за плату. Но иногда вопреки требованиям закона продавец включает дополнительные услуги в чек. В таком случае вы вправе отказаться от их оплаты. Если же они оплачены по ошибке, то вы можете потребовать от продавца возврата уплаченной суммы. К примеру, если вы покупаете бытовую технику, продавец должен заранее предупредить вас о том, что ее подключение требует квалифицированной помощи специалиста. А вы для подключения можете обратиться в другую компанию.

7. Товар оказался некачественным

В соответствии с п. 27 Правил в случае, если покупателю передается товар с нарушением условий договора, касающихся количества, ассортимента, качества, комплектности, тары и (или) упаковки товара, покупатель может не позднее 20 дней после получения товара известить продавца об этих нарушениях. Если обнаружены недостатки товара, в отношении которого гарантийные сроки или сроки годности не установлены, покупатель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара в разумный срок, но в пределах 2 лет со дня передачи его покупателю, если более длительные сроки не установлены законами или договором.

После получения некачественного товара согласно п. 28 Правил покупатель вправе по своему выбору потребовать:

  • устранения недостатков товара или возмещения расходов на безвозмездного их исправление покупателем или третьим лицом;
  • соразмерного уменьшения покупной цены;
  • замены на товар аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены. Либо покупатель может отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

В случае отказа от договора продавец должен вернуть уплаченную за товар сумму. Если она возвращается покупателю не одновременно с возвратом товара, то в соответствии с п. 34 Правил возврат указанной суммы осуществляется продавцом с согласия покупателя одним из следующих способов:

  • наличными денежными средствами по месту нахождения продавца;
  • почтовым переводом;
  • путем перечисления соответствующей суммы на банковский или иной счет покупателя, указанный покупателем.

Расходы на осуществление возврата данной суммы несет продавец.

ЭТО ВАЖНО! В отношении технически сложных и дорогостоящих товаров эти требования покупателя подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков.

Важно помнить, что при возврате некачественного товара отсутствие у покупателя чека или иного документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у продавца.

В случае предъявления требования о замене некачественного товара продавец обязан заменить такой товар в течение 7 дней со дня предъявления указанного требования, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом – в течение двадцати дней со дня предъявления требования.

Совершая покупки в Интернете, не забывайте, что вы имеете те же права, что и покупатели в обычных магазинах.

Если для замены товара требуется более 7 дней, по требованию покупателя продавец в течение трех дней со дня предъявления требования о замене товара обязан безвозмездно предоставить потребителю во временное пользование на период замены товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив его доставку за свой счет. Однако это правило не распространяется на некоторые виды товаров:

  • автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники, прицепы и номерные агрегаты к ним (кроме товаров, предназначенных для использования инвалидами), прогулочные суда и плавсредства;
  • мебель;
  • электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях (электробритвы, электрофены, электрощипцы для завивки волос, медицинские электрорефлекторы, электрогрелки, электробинты, электропледы, электроодеяла);
  • электробытовые приборы, используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи (бытовые СВЧ-печи, электропечи, тостеры, электрокипятильники, электрочайники, электроподогреватели и другие товары);
  • гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия.

Более того, за нарушение сроков устранения недостатков, сроков замены некачественного товара, иных сроков, предусмотренных ст. ст. 20, 21 и 22 ЗППП, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования покупателя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец уплачивает последнему за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

Так что, если, купив, к примеру, коляску в интернет-магазине, вы обнаружите, что у нее есть поломки, то можете воспользоваться перечисленными выше правами по восстановлению справедливости в отношении вашей покупки.

8. Ваши данные, предоставленные продавцу, оказались доступны третьим лицам

Согласно ст. 9 ФЗ «О персональных данных», обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных, т.е. покупателя. Письменное согласие субъекта на обработку своих персональных данных должно включать в себя:

  • фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;
  • наименование (фамилию, имя, отчество) и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;
  • цель обработки персональных данных;
  • перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;
  • перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;
  • срок, в течение которого действует согласие, а также порядок его отзыва.

Если на сайте интернет-магазина есть форма согласия на обработку персональных данных и вы ее не заполняли или она вовсе отсутствовала на сайте, то продавец не имеет право обрабатывать ваши персональные данные. Чаще бывает, что, прежде чем оформить покупку, необходимо предоставлять согласие на обработку персональных данных. А после покупки на ваш адрес электронной почты не перестает приходить реклама товаров и услуг с незнакомых вам сайтов. В этом случае, если вы давали согласие на обработку персональных данных продавцу, нужно это согласие отозвать.

Полезные советы
  • Перед покупкой нужно проверить, зарегистрирован ли интернет-магазин (т.е. есть ли зарегистрированное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, к которому можно направить претензию, а не только номер мобильного телефона или адрес скайпа или контакты в социальных сетях), проверив ОГРН, ИНН, адрес местонахождения, адрес склада.
  • Покупки рекомендуется совершать в проверенных интернет-магазинах, в которых покупали раньше без проблем вы или ваши знакомые.
  • Покупать товары рекомендуется в интернет-магазинах с высокими рейтингами и хорошими отзывами. Не покупайте в тех магазинах, в отношении которых в последнее время были только плохие отзывы.
  • Покупать нужно только в магазинах, предлагающих несколько способов оплаты товара.
  • Обращайте внимание на дизайн интернет-страницы. Не покупайте ничего в том магазине, на странице которого многочисленные ошибки или она перегружена рекламой.
  • Покупайте с особой осторожностью, если цена товара в одном магазине существенно ниже, чем во всех остальных.
интересное в сети