В мире игрушек

Вы знаете, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка? И это правильно. Игра является необходимой составляющей полноценного развития малыша. И когда ребенок лишается возможности играть, в его развитии происходят непоправимые изменения…
Игра – дело серьезное…

Несмотря на настоящее изобилие игрушек на любой вкус, психологи бьют тревогу: большинство современных дошколят практически разучились конструктивно играть, играть с пользой, придумывая сюжеты и режиссируя свои игры. Одна из причин – преобладание в детских наших малышей всевозможных интерактивных и роботизированных игрушек. А между тем дошкольники больше нуждаются в максимально «простых» игрушках, благодаря которым они смогут не только развлекаться, но и научиться чему-то. Ведь игра – это прежде всего большая работа для каждого ребенка. В ней он знакомится с разными видами деятельности взрослых, учится понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретает навыки общения со сверстниками и старшими детьми. Соблюдая правила игры, ребенок учится сдерживать свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры со сверстниками, уже без контроля со стороны взрослых. Кроме того, игра способствует обогащению чувственного опыта малыша, развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи. Доказано, что хорошо умеющие играть дети в дальнейшем лучше учатся в школе, лучше умеют сосредотачиваться на объяснениях учителей в школе, лучше контролируют себя и подчиняются общим правилам. Многие родители и воспитатели считают, что современные дети не должны играть так, как играли они сами. Это глубокое заблуждение: никакие компьютерные технологии не заменят ребенку его собственной активности. Прелесть игры в том, что дети сами творят окружающий мир.

ИГРА – это свобода! В ее воображаемом пространстве любой ребенок волен делать абсолютно все, что ему захочется.
Во всем многообразии

Все современные игрушки психологи делят по видам деятельности ребенка. Выделим три основные: познавательная деятельность, игра с правилом, сюжетная (ролевая и режиссерская) игра.

1) Познаю мир

В самом раннем детском возрасте, от полугода до трех лет, малышам необходимы и интересны игрушки, способствующие развитию интеллектуально-познавательных и моторных способностей. Это игрушки, которые помогают детям ответить на вопросы: «Что это такое?», «Как это действует?», «Что с этим можно сделать?». К игрушкам этой категории можно отнести всевозможные погремушки, пищалки, мобили на кровать или коляску и прочие музыкальные игрушки для самых маленьких, а также шарики, кольца, мячики, кубики, игрушки-каталки, игрушки-качалки, специальные прямые и спиралеобразные дорожки для катания шариков – стационарно собранные (кугельбан) и сборно-разборные, неваляшки, матрешки, юлы, волчки, пирамидки, стаканчики-вкладыши, сюжетные картинки, расширяющие кругозор малыша, конструкторы, содержащие немногочисленные, но разнообразные по форме, цвету и величине детали, калейдоскопы, развивающие коврики, наборы для лепки или рисования и проч.

2) Выбираю роль

На третьем году жизни ребенку становится уже недостаточно просто изучать предметы: он активно вовлекается в сюжетную игру, совершая действия понарошку. В три года ребенок начинает осознавать себя: это проявляется и укрепляется в игре. Придумывая себе разные роли – водителя, парикмахера, доктора, воспитателя и проч., он пробует побыть «не собой» и тем самым понять другого и себя самого. Так появляется ролевая игра, в которой ребенок изображает какие-то события своей жизни или то, что он наблюдает в мире взрослых. Он берет на себя роль, создавая воображаемые ситуации, и действует в них. В ролевых играх ребенок чаще всего воспроизводит ситуации из жизни взрослых (мамы, папы, врача, парикмахера). Ролевая игра трехлетних детей сосредотачивается на отдельных действиях: «Я – мама, поэтому я стираю, готовлю, глажу и т.д.». Для того чтобы почувствовать себя кем-то и смочь удержать ролевую позицию (а для ребенка это непростая задача!), нужны атрибуты роли. Например, шапочка повара, повязка доктора, жезл полицейского и др. При этом совершенно необязательно покупать детям готовый костюм, лучше иметь и многофункциональные атрибуты: шляпы, платки, галстуки, ткани разных цветов. Здесь также действует правило: главное не предмет, а воображение самого ребенка.

Как правило, ребенок отражает в игре то, что он видит вокруг себя, то, что с ним происходит, о чем узнает из книжек. Поэтому, чтобы развивать игру, нужно рассказывать ребенку о том, что делают разные взрослые, например, в аэропорту или кафе. Можно показывать картинки и книги с соответствующим содержанием.

В ролевой игре очень важен партнер. Это может быть взрослый или сверстник. А многие действия ребенок выполняет по отношению к игрушкам: например, рассаживает кукол и учит их, как в школе. Ролевая игра, как ничто другое, способствует развитию воображения малыша, а также является важным этапом на пути к освоению сюжетно-ролевых игр со сверстниками.

3) Сам себе режиссер

Начиная с трех лет ведущей для малыша становится деятельность, связанная с освоением смысла, задач, норм и отношений между людьми. У ребенка появляется потребность в приобретении социальных, культурных, коммуникативных навыков. Именно в этом возрасте зарождается режиссерская игра, в которой малыш выступает одновременно и в качестве режиссера-постановщика, и в качестве исполнителя всех ролей.

Для режиссерской игры ребенку могут понадобиться: игрушечные животные; куклы с разнообразной кукольной утварью, герои мультфильмов и фильмов для детей, марионетки, пальчиковые куклы, куклы-рукавички, кукольные дома, настольные театры; конструкторы, представляющие собой тематические игровые, включающие фигурки людей и животных и элементы пейзажа: «Зоопарк», «Африка», «Город», «Деревня», «Скорая помощь» и проч. К этой же группе можно отнести транспортные игрушки (грузовики, поезда, машинки, позволяющие что-то перевозить). Не стоит забывать и здесь главный принцип выбора игрушек: чем условней, тем лучше. Если мы даем ребенку человечка, то в зависимости от замысла он может наделить его разными свойствами: человечек может быть добрым доктором или злым пиратом. А вот если мы предлагаем ребенку фигурку принцессы или пожарного, то никем, кроме принцессы или пожарного, она стать не может. То же относится и к транспорту: машина «скорой помощи» или пиратский корабль невариативно используется детьми. А ведь именно эта способность ребенка домыслить и подчинить себе игровой материал является развивающей. Лучше всего подбирать самых простых и условных человечков, машинки, кукольные дома, которые могут использоваться и для игры в больницу, и в полицейский участок, парикмахерскую, булочную и т. д. А для того чтобы обеспечить это разнообразие игрового содержания, совсем необязательно покупать готовые комплекты. Лучше предложить ребенку отдельные аксессуары для кукол: маленький чемоданчик доктора, пылесос, утюг, подзорную трубу, спасательный круг, удочку и проч.

«Правильная» игрушка – та, которая создает условия для детского развития, оставляя возможности для самостоятельного творчества.
Интерактивная или «простая» игрушка?

Тенденции, наблюдающиеся на современном рынке игрушек, ведут к тому, что игрушка все более становится не средством игры, а самодостаточной вещью, предназначенной для потребления ее качеств. Ребенку уже не нужно оживлять куклу, вкладывать в нее свои переживания, поскольку она сама имитирует настоящую жизнь и механические переживания. Ребенок становится зависимым от игрушки – и уже не он играет с куклой, а она с ним.

Человек-паук, человек-машина, покемоны, киборги, Черепашки Ниндзя и другие все более вытесняют обычных людей и человеческое выражение лица. Это весьма опасная тенденция, поскольку кукла воплощает для малыша образ человека, формирует его представления о красоте, доброте, смелости и других качествах. Куклы-роботы и монстры создают у ребенка явно неадекватный образ человека и деформируют его представления о нем.

Конечно, никто не говорит, что нужно отказываться от технологий. Пусть и такие игрушки будут у вашего ребенка, но все же пусть их будет как можно меньше. Особенно если малышу не исполнилось еще 7–8 лет. Чем позже интерактивные игрушки появятся в жизни вашего драгоценного чада, тем счастливее он будет! Ну а уж если малыш все-таки упросил вас купить подобную игрушку или вы сами не справились с соблазном, ваша задача теперь – научить ребенка играть с ней, ввести ее в игру. К примеру, того же самого Человека-паука можно «очеловечить», наделив определенным именем, местом работы, придумать, что он ест, где живет, с кем дружит и проч. Тогда он уже сможет вместе с другими игрушечными героями ходить в гости, в магазины, на работу и т. п. То есть теперь, играя с ним, ваш ребенок сможет проявить больше фантазии и представить любимого героя в большем количестве игровых ситуаций, а не только в роли спасителя мира. Не уводите детей слишком далеко в виртуальный мир: все-таки в дальнейшем им жить среди обычных людей и выстраивать свои взаимоотношения с реальным миром. 

Правильный выбор

На самом деле ребенку не нужно слишком много игрушек – главное, чтобы они были «правильными» и способствовали его всестороннему развитию. На что прежде всего следует обратить внимание при выборе игрушки?

Взяв в руки понравившуюся игрушку, не торопитесь, для начала ответьте сами себе на несколько вопросов. Что несет в себе игрушка? Какие чувства она может пробудить у ребенка? Соответствует ли представлениям о красоте, развивает ли чувство прекрасного, гармонии? Способствует ли формированию морального сознания, различению добра и зла, стремлению следовать нравственным нормам?

Простота и доступность. Иногда взрослым кажется, что, чем больше разных свойств и качеств содержит игрушка, тем лучше. К примеру, пластмассовый мишка на колесах, который одновременно и паровозик, и телефон. Казалось бы, такая универсальная игрушка открывает самые разнообразные возможности для деятельности ребенка. Но... подобное «разнообразие» лишь дезориентирует малыша. Он не знает, что нужно делать: возить мишку, кормить его или разговаривать по телефону. Причем полноценно выполнить все эти действия невозможно. На таком мишке ничего не перевезешь, на него ничего не положишь и никого не посадишь, телефонная трубка все время падает, да и медведем его считать не совсем правильно, ведь это все-таки телефон, причем, на колесах. Гораздо полезнее в этом отношении было бы «разъединить» функции и предложить ребенку три разных и понятных по своему назначению и по способу действия предметы.

Стимуляция активных действий. Игрушка должна быть максимально открыта для преобразований. Такие универсальные и популярные во все времена игрушки, как мячи, кубики, вкладыши, куклы, благодаря своей простоте чрезвычайно пластичны, допускают тысячи новых комбинаций и не могут наскучить ребенку.

Игры не уводят ребенка от реальности, наоборот, вводят в нее. Дети в процессе игры учатся подчиняться правилам, знакомятся с нормами поведения, существующими в обществе.

Учитываем возраст ребенка. Во-первых, из соображений безопасности. Игрушки для детей старше трех лет могут содержать мелкие детали. Во-вторых, покупка игрушки для старшего возраста может вызвать потерю интереса ребенка. А если у малыша не получится разобраться со сложными игрушками, он может потерять веру в свои силы.

Размер игрушки. Также обратите внимание на размер игрушки. Огромные мягкие животные (собаки, бегемоты, слоны), которые малыш не может даже взять в руки, могут служить украшением комнаты или подушкой, но не предметом детских действий.

Вопросы безопасности. При покупке первым делом посмотрите на маркировку. На этикетке должна быть обозначена фирма-производитель и страна-производитель. К товару должен быть приложен гигиенический сертификат. Внимательно осмотрите игрушку – никаких острых углов, зазубрин, режущих кромок быть не должно. И, конечно же, никаких мелких деталей, которые младенец способен легко проглотить. Стоит обратить внимание и на звуки, которые издает игрушка: резкие, слишком громкие, пронзительные испугают ребенка или негативно скажутся на его слухе. Посмотрите, насколько игрушка удобна в эксплуатации, можно ли ее мыть или стирать. Ведь без этого не обойтись.

Самостоятельность игры. Часто кажется, что простая игрушка скучна для ребенка, так как он мало играет с ней сам, а порой вообще не знает, что делать. Здесь необходимо участие взрослого (или хорошо играющего старшего ребенка/ группы детей). Мы не требуем от детей, чтобы они сами научились играть на скрипке или в шахматы, и не стоит ожидать, что оставленный наедине с игрушками ребенок научится хорошо играть. Более или менее полноценно играть сам он сможет в более старшем возрасте – ближе к 7 годам. 

интересное в сети