Водные забавы малышей

Дети обожают плескаться в надувных бассейнах, обливаться водой, запускать в ванночке кораблики, играть с садовой лейкой. И все это не пустая забава. Вода позволяет малышам лучше познать собственное тело, на практике изучить важнейшие законы физики и снять напряжение. Объяснения дают детский психолог Режина Демарт и специалист по психомоторному развитию Мишель Селарье.

Несколько литров воды в тазике или надувном бассейне — и неприметный участок сада превращается в настоящий парк аттракционов. Полуторагодовалый Саша практически не вылезает из воды, разве только для того, чтобы опрокинуть полную лейку на ноги своей маме. Для большинства детей купание — любимое занятие. Какое наслаждение гонять волны, брызгаться, пускать пузыри, играть с плавающим утенком или корабликом, переливать воду туда-сюда, наполнять и переворачивать вверх дном ведерко… Самые маленькие унаследовали эту неуемную страсть к водным забавам еще со времен своей «предыдущей» внутриутробной жизни. Их тело сохранило память об уюте материнского живота, в котором они плавно покачивались все девять месяцев.

Вода — это еще и возможность совершить интересные и полезные для детского развития открытия. Она удивляет непостоянством и нежностью своих прикосновений, дает пищу для многочисленных экспериментов, которые с каждым месяцем видоизменяются и усложняются. По мнению специалистов, вода благотворно влияет на детей по многим причинам. «Детям просто необходимо понять, что такое жидкое вещество, — объясняет детский психолог Режина Демарт. — Вода не только расслабляет и способствует развитию двигательных функций ребенка, это еще и отличная гимнастика для ума и чувств».

ПОЛНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Перед тем как разрешить ребенку играть в воде, необходимо предпринять необходимые меры без-опасности:

  • Малыш младше четырех лет может захлебнуться даже в нескольких сантиметрах воды, поэтому родителям нужно быть крайне внимательными.
  • Учителя плавания вместо привычных надувных кругов рекомендуют нарукавники, снабженные специальной мембраной, не позволяющей им сдуваться. Лучше надеть их ребенку даже в том случае, если он играет на берегу.
  • Будьте осторожны с предметами, плавающими на поверхности бассейна. Ребенок может потянуться за ними и упасть в воду.
  • Двигаясь в воде, малыш тратит очень много энергии, поэтому старайтесь покормить его после водных процедур.
  • Детская кожа особенно чувствительна к солнечным ожогам. Защищайте ее от отраженных лучей ультрафиолета при помощи крема с самым высоким показателем фильтрации (от 30 SPF).
Зарядка и разрядка

Удивительные свойства воды используют в акушерской практике непосредственно с появления ребенка на свет. Специалисты признают, что самое первое купание новорожденного помогает ему расслабиться и успокоиться. В последующие месяцы ежедневный ритуал принятия ванны позволит малышу верно направить свою энергию и снять возбуждение, накопившееся за день. А уж жарким летом нет ничего лучше, чем покачиваться на волнах и ощущать нежные и умиротворяющие прикосновения прохлады. При этом вода не только приносит массу удовольствий, но и способствует телесному и чувственному развитию ребенка.

Контакт кожи с водой при купании и ласковые мамины поглаживания позволяют детям лучше изучить свое тело, а значит, комфортнее себя «в нем» чувствовать. «Человек лучше всего ощущает свое тело, когда оно влажное, — комментирует Мишель Селарье, специалист по психомоторике. —Болтая в воде ногами и руками или поливая голову, маленькие дети начинают осознавать схему строения своего организма». Помимо зрения и осязания, вода стимулирует слух и обоняние. Кто из малышей останется равнодушным, услышав шипение струи, бьющей из шланга, звон капель, падающих из крана, или ощутив запах ванильного шампуня? Кроме того, играя с водой, дети воочию видят результаты своих движений, а значит, развивают моторные функции. Недаром они так любят брызгаться и плескаться, когда принимают ванну. Интересно ведь, что будет, если шлепнуть по воде ладошкой, а потом ударить сильнее и еще сильнее. «К концу первого года жизни ребенок начинает устанавливать причинно-следственные связи между событиями, — поясняет Режина Демарт. — Превращая ванную комнату в бассейн или обливая водой родителей, он испытывает радость, которая порождается осознанием своей власти над предметами и окружающим миром». Так что запасайтесь тряпками, и — свистать всех наверх!

Чисто-чисто!

Между 12-м и 18-м месяцами большинство малышей начинают проявлять свои «научные интересы». Почему крокодильчик и мячик плавают на поверхности воды, а солдатик идет ко дну? Почему можно наполнить водой лейку, а сито нельзя? Двухлетняя дочка удивляла мать тем, что терпеливо наполняла ведерко с помощью чайной ложки, выливала воду и начинала свою кропотливую работу заново. Ис-следуя свои действия по «помещению воды внутрь» сосуда, дети эмпирически открывают способность разных предметов содержать что-либо в себе. Чем не посвящение в физику? На этой стадии совсем не помешает снабдить маленьких естествоиспытателей стаканчиками разных размеров, лейкой и ситом, чтобы они могли осуществить все необходимые эксперименты.

Ближе к 2–3 годам наступает новый этап их интеллектуального развития. Наливая и переливая воду в сосудах, открывая и закрывая краны, будущие лауреаты Нобелевской премии замечают, что могут контролировать расход воды. Во время этих занятий малыши усваивают понятия содержащего и содержимого, а кроме того, пытаются справиться с еще одной специфической проблемой. В этом возрасте, когда от детей обычно требуют соблюдения гигиены, малыши часто опасаются, что оставляют в горшке какую-то часть себя самих. Наполнение и опустошение сосудов, переливание воды позволяет им понять, что содержимое может исчезать, но содержащее при этом остается неизменным. Эти игры успокаивают детей, и они начинают сознавать, что их тело — единое целое, которому не грозит распадение на кусочки. Так они легче приучаются к чистоплотности.

Ку-ку, я здесь!

Двухлетний Саша часто просит искупать его в пенной ванне, потому что очень любит прятать руки и ноги в плотной пене, а потом с громким смехом достает их из-под воды. Такая игра в «водяные прятки» особенно важна в его возрасте. Играя, ребенок постигает феномен появления и исчезновения предметов. Его лягушонок, который спрятался под водой, не перестал существовать: чтобы убедиться в этом, достаточно опустить руку в воду и поднять игрушку на поверхность. Это расставание понарошку помогает ему легче перенести вынужденную разлуку с родителями, что в реальной жизни может стать весьма тягостным переживанием. Так же как появляется из воды исчезнувший в пене лягушонок, так возвращается мама, которая уходит с утра на работу. Нужно только дождаться вечера.

Общий вывод: наполнение, опустошение, переливание или погружение — фундаментальные навыки, которые следует поощрять и развивать, потому что таким образом ребенок ставит вехи своей самостоятельной жизни. «Очень важно, чтобы малыш делил радости купания с мамой или папой, но надо позволить ему и самостоятельно получать удовольствие от этих процедур», — уточняет Мишель Селарье. Это интуитивно понимают многие родители: «Когда Камилла была совсем маленькой, я присаживалась рядом с ванной и играла с ней. Теперь, когда ей три года, я наблюдаю за ней издалека и даю возможность поиграть одной. Я слышу плеск, барахтанье… и громкий смех». Купание просто создано для того, чтобы пошалить. «В самом деле, шумная возня дает малышам возможность вкусить запретный плод, испытать удовольствие от нарушения обычных правил. Шлепать ногами и руками по воде так, чтобы брызги разлетались как можно дальше, поливать братишек и сестренок из водяного пистолета, опрокинуть ведерко на маму, которая прилегла позагорать… Летом можно найти себе массу полезных занятий, а заодно и повод, чтобы развить чувство юмора у всех членов семьи.

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ВОДОБОЯЗНЬ

Если ребенок во время купания плачет – значит, этот процесс вызывает в нем чувство неуверенности и незащищенности. Чтобы примирить его с водой, не форсируйте события. Лучше отмените на некоторое время купания, заменив их влажным туалетом. Постепенно приучайте малыша к ванночке, но не наполняйте ее, а просто усаживайте туда ребенка, чтобы он чувствовал себя в полной безопасности. Говорите с ним тихим, ровным голосом и лейте струйку воды. Чтобы подбодрить ребенка, действуйте уверенно. Положите в ванночку одну-две игрушки, которые его порадуют. Помните, что удовольствие от водных процедур передается прежде всего через родителей. Если вы чувствуете себя не в форме, попросите супруга/супругу принять у вас эстафету. Если ребенка пугает море, купайте его, повернув лицом к пляжу, а не к горизонту, чтобы он не боялся огромного водного пространства. Можно вырыть ямку в песке, нечто вроде «личного бассейна». Малыш спокойно наполнит его из своей лейки или ведерка под вашим наблюдением.

интересное в сети