Зачем ребенок подражает взрослым?

Ежедневно мы звоним по телефону, моем посуду и включаем телевизор. Будничные для нас действия – неисчерпаемый источник радости для ребенка. К тому же они помогают ему расти.

С момента рождения воспроизведение жестов и действий взрослого − одно из любимых занятий малышей. У совсем маленьких подражание играет очень важную роль: наблюдая за лицами родителей и воспроизводя их мимику, малыши учатся общаться. Копируя нас, а позднее пытаясь повторить издаваемые нами звуки, малыши вовлекаются в коммуникацию и осваивают речь. Причем дети разной языковой принадлежности лепечут по-разному: их первые звуки уже представляют собой попытки подражания словам взрослых.

Я все могу!

Едва дети приобретают самостоятельность в движении, как пытаются завладеть всем, чем мы пользуемся. Когда ребенок видит тот или иной предмет в чьих-то руках, у него возникает чувство, что тело другого человека с этим предметом более «законченное», чем его собственное. И он хочет завладеть им, чтобы дополнить себя. Любознательность и наблюдательные способности маленького ребенка безграничны: благодаря им он и взрослеет. Конечно, он повторяет наши жесты и движения неловко, но зато с явным удовольствием и огромным энтузиазмом. Особенно если его достижения вызывают у нас смех: он снова и снова будет пытаться нам подражать. Но здесь важно помнить, что маленькие дети 1–1,5 лет могут почувствовать, смеются ли его родители от души или потешаются над ним, что может его ранить.

Страдает ли малыш от того, что действует не так ловко, как мы? Как утверждают специалисты, нет: до 2 лет ребенку кажется, что он может все сделать очень хорошо – даже лучше нас. Некоторые вещи детям действительно удаются: понаблюдайте за малышом, как не по годам ловко управляется он с пультом от телевизора или видеомагнитофона, когда ему хочется посмотреть любимый мультфильм.

Мужчина и женщина

Копирование взрослых − это еще и способ узнать о своей сексуальной принадлежности. Этот период начинается с 3 лет и становится для ребенка возможностью увидеть себя в будущем, отождествить себя со взрослым того же пола − взрослой личностью, которой он станет в дальнейшем. Девочки красятся, надевают туфли на каблуках и мамины украшения. А мальчики надевают папин галстук, берут его ноутбук и «идут на работу». Правда, в современном мире все не так однозначно – стереотипы меняются. Дети видят, как их отцы готовят ужин или меняют ребенку подгузник, а мамы − работают на компьютере.

По-настоящему и понарошку

Полуторагодовалая девочка кормит куклу. И поскольку та рта не раскрывает, малышка с каждой новой ложкой произносит громкое «ням-ням». Понимает ли она, что все это не по-настоящему? Еще нет. Она считает, что ее кукла на самом деле поела. В этом возрасте реальное и воображаемое смешиваются, переплетаются. Только к 3 годам ребенок будет способен отличать действительность от подражания ей.

Когда наш маленький мыслитель научится принимать во внимание реальность, отличать ее от игры, перед ним откроются новые горизонты. Неважно, что в кастрюльке ничего нет, дочка объясняет, что варит щи и дает нам несколько ложек блюда. На третьем году жизни ребенок понял, что настоящая власть в руках у взрослых. Он осознает свою слабость. Выход? Единственным способом обладать хотя бы частичкой удивительной силы является игра. Когда дети играют во дворе в воспитательницу, они говорят ее фразами, но обратите внимание: ведут себя строже, чем она. Так они пытаются овладеть абсолютной властью, которыми, как им кажется, обладают взрослые люди.

Таким же образом поступает малыш, которого заставляли есть то, что ему не нравится: он повторяет это с куклой, приказывая, чтобы она ела. Это способ «приручить» проблему и воспитать своих родителей, показывая им, чего делать не надо!

Юный помощник

Копирование взрослого поведения — не только игра. В конечном итоге подражание позволяет нашим детям по-настоящему помогать нам, чем они страшно гордятся! Возможность накрывать на стол, мыть посуду, поливать цветы, кормить хомяка дает право на новый статус. Это также позволяет старшим детям отделиться от малышей, которые не умеют ничего делать

по-на­сто­ящему и лишены привилегированных прав. Не забывайте демонстрировать свое одобрение. И при этом не забудьте подчеркнуть его изобретательность и оригинальность. Повторять за старшими полезно, для того чтобы стать взрослым... но это не означает, что следует копировать других всю жизнь!

Шаг за шагом

В первые недели жизни малыш копирует выражение лица мамы и ее улыбку. Это его способ общения.

  • Начиная с 9 месяцев ребенок хватает различные бытовые приспособления (телефон, маникюрные ножницы, расческу) и пытается ими воспользоваться. Это бессознательное подражание, вызванное любопытством.
  • В возрасте 1 года малыш берет в руку ложку и хочет есть самостоятельно, копируя своих родителей.
  • От 1 года до 2 лет он думает, что может все делать, как мы, и даже лучше. Пытается повторять все наши действия, пусть и неловко.
  • Около 2 лет ребенок в состоянии по-настоя­щему помогать родителям, выполняя несложные задачи, и очень этим гордится.
  • После 3 лет в имитационных играх он берет за образец взрослого своего пола: таким образом он идентифицирует себя со взрослым, которым он со временем станет.
интересное в сети