Звуки в жизни малыша

Звуки помогают внести упорядоченность в жизнь маленького ребенка, делают более привлекательными его ежедневные открытия, аккомпанируют играм и сопровождают общение с родителями... То есть непосредственно участвуют в развитии малыша.
Хватит шуметь!

Для новорожденного шум – не открытие. Раньше считалось, что зародыш развивается в утробе в полной тишине. Теперь мы знаем, что в теле матери царит беспрерывный гул: бульканье, биение сердца, урчание живота. Однако это далеко не означает, что малышу легко переносить звуковое загрязнение атмосферы. Сельский ребенок в основном сталкивается с приятными звуками: пением птиц, шуршанием ветра в листве, отдаленным гулом тракторов… Городское дитя избаловано гораздо меньше: с высоты своей прогулочной коляски маленький горожанин слышит все нюансы звучания шумных улиц. Подобное замусоривание пространства утомляет ребенка и притупляет чувствительный от природы детский слух.

Важно помочь ребенку понять, что такое тишина. Возьмите малыша на колени, постепенно перейдите на шепот, а потом скажите: «Тихо! Мы слушаем тишину…». Это позволит крохе почувствовать контраст между звуком и его отсутствием.

Дома мы всегда можем приглушить шумы, проникающие с улицы, но не всегда задумываемся о неприятных звуковых эффектах, которыми населяем квартиру из самых благих побуждений. Это, к примеру, касается электронных музыкальных игрушек, с которыми стоит обходиться с известной долей осторожности. Малютка обожает все, что дзынькает, звякает и наигрывает мелодии, но, если мир переполнен звуками, становится труднее воспроизводить их самому. А ведь лепет и возможность «пробовать на вкус» разнообразные звуки необходимы для освоения языка.

Давно доказано, что синтетическому звучанию кнопочных игрушек не хватает объема. Они в меньшей степени приучают ухо младенца к красоте, чем самые простые музыкальные инструменты: ксилофон, свисток, губная гармошка, тамбурин, маракасы или даже простая пластиковая бутылка с рисовыми зернышками!

Улитка в ухе
Улитка в ухе К моменту рождения улитка внутреннего уха, которая воспринимает звук, окончательно сформирована, а слуховые каналы и центры завершают свое развитие лишь к шести годам. Для того чтобы слух развивался нормально, улитка должна быть в полной исправности. Важно также, чтобы она была постоянно задействована, а для этого ухо нуждается в звуковой подпитке. Обеспечивая малыша разнообразными звуками, мы стимулируем его слуховые способности, которые позволяют ему проявлять чудеса восприятия. Прекрасное тому свидетельство – легкость, с которой дети учат иностранные языки и ловят на лету мелодии
Точка опоры

Мы не всегда отдаем себе отчет в том, насколько активно звуки участвуют в развитии ребенка. А между тем они побуждают его тренировать тонкую моторику: если движение сопровождается приятным звуком, малыш повторит его, чтобы вновь услышать понравившийся звуковой эффект. Отсюда и это нескрываемое стремление использовать не по назначению нашу кухонную утварь. Кроме того, звуки помогают ориентироваться в пространстве. Подобно взрослым, дети находятся как бы в центре сферы и следят за тем, что происходит на 360° вокруг. Они способны определить, откуда исходит звук, если оба уха «работают» исправно. Но если одно из них не слышит или слышит хуже вследствие отита или ринита, эти способности пропадают и малыш оказывается гораздо менее защищенным.

Право голоса

Несмотря на эффективность всех пяти человеческих чувств, речь все равно остается незаменимым проводником информации. Звуки, которые окружают новорожденного, не имеют смысла до тех пор, пока не будут названы теми, кто находится рядом. Впервые услышанный звук вызывает у малыша физическую реакцию. Иногда это отчаянный крик или просто растерянный взгляд, сопровождающий любое новое впечатление. Если взрослый, который присутствует при этом открытии, объяснит, что происходит («это поезд, он едет очень быстро», «это кофемолка», «это голос твоего дяди, он громкий»), информация будет «записана». Такие словесные обозначения населяют звуковое пространство малыша и в конечном счете становятся привычными ритуалами, которые позволяют ему легче пережить разлуку с матерью. Так, пожелание спокойной ночи и скрип закрывающейся двери сопровождают укладывание спать и успокаивают.

Звук за звуком
Начиная с 6-го месяца внутриутробного развития зародыш слышит. И не только голос матери, но и (по мере того как его слух становится острее) голоса близких, музыку и шумы, его окружающие. Его мозг анализирует эти звуки и постепенно учится их различать. С рождения малыш активно реагирует на окружающие его шумы. Менее чем на третий день жизни он уже умеет отличать ритм и интонацию материнского голоса от любого другого женского. Его очень интересуют низкие звуки (которые он с трудом различал во время своего пребывания в животе у мамы). Резкие или громкие их разновидности его волнуют, а тихие и нежные – успокаивают. Он остается так же чувствителен к вибрациям, как и в материнском животе. С 3-й недели малыш гyлит в ответ на ласковые распевные слова своей мамы. Ближе к 2 месяцам ребенок начинает лепетать. После 4 месяцев ему удается обернуться к источнику звука. Как только позволяет моторное развитие, кроха отправляется на поиски этого источника ползком. К 5 месяцам он бесконечно импровизирует, жонглируя звуками, как фокусник. Между 8 и 12 месяцами малыш начинает свои первые звуковые опыты: стучит ложкой по столу, трясет гремящими предметами... Между 12 и 18 месяцами он спонтанно отвечает телесной мимикой на некоторые звуки. Начиная с 18 месяцев он уже устанавливает причинно-следственную связь между жестами, словами и мелодиями, чтобы запомнить все, что слышит. К 2 годам ребенок может узнавать около 20 разных мелодий. С 3 лет он и сам становится исполнителем.

Еще не зная смысла слов, ребенок воспринимает мелодические изменения голоса. По всей вероятности, он отличает восходящую интонацию начала общения и побуждения от интонации, идущей вниз, которая сигнализирует об окончании общения. А также замечает другие изменения высоты голоса, которые призваны удержать внимание, успокоить и т. д. Паузы маленькие дети воспринимают как время, которое отведено им для «разговора», и заполняют его протяжным пением или речитативами.

Исследования в очередной раз подтвердили материнскую интуицию. Во все времена мамы говорили со своими малышами на своем особенном языке. Этот язык богат интонационно, для него характерно простое построение фраз, повторяющийся словарный набор, игра со словами и их звучанием. Другими словами, в основе материнского языка – музыкальное начало, а голос при общении с младенцами не просто комментирует происходящее, но и становится составным элементом игры. 

Известно, что повторяющиеся, привычные события обеспечивают человеку чувство безопасности. Звуки участвуют и в этом процессе. Некоторые из них действуют как сигнал. Так, жужжание папиной электробритвы означает, что в доме скоро все проснутся, а звяканье посуды – приготовления к кормлению.
От слов к музыке

В бесценные моменты нежного общения и игр взрослый и ребенок подражают друг другу. Они вместе повторяют звуки или имитируют голоса животных. Дети делают это лучше взрослых, которые разучились использовать потрясающие возможности своего голосового аппарата. А ребенок еще выражает при помощи голоса неожиданные сильные эмоции: страх, удивление, радость. Малышей также очень интересует ритм. Дети часто аккомпанируют своим «высказываниям»: постукивают игрушкой в такт и одновременно гулят или лепечут, то есть соединяют движение и голос.

Именно поэтому потешки, напевы и колыбельные, предназначенные для совсем маленьких детей, обязательно сопровождаются или завершаются определенными движениями тела: укачиванием, щекоткой, подпрыгиваниями.

Такие песенки-игры («Сорока-белобoка», «По кочкам, по кочкам», «Дождик, дождик, пуще», «С гуся вода»), считалочки и колыбельные («Придет серенький волчок») существуют во всех языках, а это говорит о том, что они незаменимы для общего развития ребенка. Движения становятся ориентирами, которые формируют музыкальную память и выстраивают систему восприятия пространства и времени, причем это могут быть как фольклорные, так и современные песенки. И неважно, верно вы поете или фальшивите, помните слова или немного сочиняете.

Сначала мы поем для ребенка, а потом – вместе с ним. Если вы ему часто поете, к двум годам он наверняка будет узнавать мотивы песен и, даже если вы споете ее без слов, произнесет название или строчку из текста. А еще с помощью жеста или слова он может «заказать» любимую песню.

Когда б вы знали, из какого сора...

Ребенок вовсе не запрограммирован слушать специальную «детскую» музыку. Пусть лучше послушает концерт, исполненный настоящим оркестром, чем его компьютерную адаптированную версию. К музыке, которую любишь, легче приобщить, и в этом весь секрет. Если старшая сестра двухлетнего карапуза обожает рэп, то и для малыша она прекрасно подойдет и он будет лихо под нее выплясывать.

Получая «музыкальное образование» в семье, малыш и сам развивает слух при помощи звуковых и голосовых игр. Обширный материал для них он находит в повседневной жизни: вот ложка стучит по тарелке, скрипит кровать, игрушечная утка с плеском падает в воду. Природа тоже предоставляет ребенку неисчерпаемый источник звуков: ветер, дождь, шум шагов по гравию... Имитируя мычание коровы или завывание ветра, малыш укрощает страх, который возникает при встрече с этими непонятными для него явлениями.

интересное в сети