ребенок не говорит, когда ребенок начинает говорить, задержка речи, нормы развития речи
Фото
Getty Images

Психологи учат, что нельзя сравнивать чужих детей со своим. Однако сложно удержаться от сравнений, когда соседский малыш в два года болтает предложениями, а твой ребенок и слова сказать не может. Так стоит ли бить тревогу или оставить малыша в покое и просто дать ему время? Узнали у эксперта.

Валерий Крамар

Валерий Крамар

Медицина

врач-невролог, мануальный терапевт, остеопат клиники Dr. Kramar

Развитая речь очень упрощает процесс обучения и помогает ребенку социализироваться. К сожалению, нередко детская речь развивается с нарушениями, определить которые родителям сложно. Нет четких критериев. Приходится полагаться на личные убеждения: кто-то считает нормальным, когда ребенок молчит в три года, а для кого-то проблема, когда годовалый малыш не говорит целыми предложениями.

Норма речевого развития

1 год. Во врачебной практике считается нормой, когда ребенок начинает говорить в первый год жизни. Содержание его речи должны составлять минимум пять облегченных слов: «мама», «папа» и т. д.

1,5 года. Малыш должен выражаться не только с помощью существительных, но и с использовать глаголы. В обиходном словаре ребенка появляются такие слова, как: «дай», «на», «бах» и прочее.

1 год 9 месяцев. Ребенок говорит 10 и более облегченных слов. В речи появляются фразы из двух слов: «мама, дай», «баба, пить».

2—3 года. В словарном запасе ребенка 30-50 слов.

Признаки задержки речевого развития

  1. В 4 месяца у ребенка отсутствуют эмоциональная реакция на жесты взрослых. Младенец не оживляется, когда к нему обращается мама.

  2. В 8-9 месяцев малыш не лепечет: не повторяет ба-ба-ба, па-па-па и другие сочетания звуков.

  3. В полтора года не говорит и не понимает простых слов, например, «мама» или «дай», названий окружающих предметов. Не может выполнить простейшие просьбы типа «иди сюда», «сядь».

  4. В 2 года года использует лишь несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова.

  5. В 2,5 года в активном словарном запасе менее 20 слов и словоподражаний. Не знает названий окружающих предметов и частей тела. Не может по просьбе показать на знакомый предмет или что-то принести. Не умеет составлять фразы из двух слов.

  6. Трехлетнего малыша с трудом понимают даже родные. Он не говорит несложных предложений, не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем.

Если в школьном возрасте ребенок не согласовывает окончания при письме или во время рассказа при экспрессивной речи, чаще всего, это признак происходившей с ребенком задержки речевого развития.

ребенок не говорит, когда ребенок начинает говорить, задержка речи, нормы развития речи
Фото
Getty Images

Причины нарушения речевого развития

  • Родовые травмы и патологии, произошедшие вовремя беременности: перенесенные заболевания, повреждение черепа или позвоночника, асфиксия, длительный безводный период, стремительные или длительные роды, стимуляция и кесарево сечение без прямых медицинских показаний. Это наиболее частая причина.

  • Бытовые травмы: падение и ушиб. В некоторых случаях даже легкий подзатыльник могут вызвать изменения в работе мозга.

Ошибки родителей, которые влияют на задержку речи

1. Шептаться при ребенке

Не следует в присутствии ребенка говорить шепотом: не важно, спит ребенок или нет, важно, чтобы все слуховые функции ребенка работали.

2. Зашторивать окна

Некоторые заботливые родители зашторивают окна, что делать также противопоказано. Ребенок должен понимать, когда день сменяется ночью и наоборот — должен научиться осознавать процесс смены фаз дня. Это помогает сформировать зрительное восприятие.

3. Бояться приучить ребенка к рукам

Очень важно сформировать у ребенка тактильное восприятие. Он должен научиться отличать тепло от холода, понимать, за что и для чего его держат. Ребенок, который своевременно не получает опыт тактильного восприятия, не знает, как правильно артикулировать. Поэтому малышу необходимо ощущать присутствие мамы не только в эмоциональном, но и в тактильном плане. Для ребенка очень важно, когда мама берет его на руки в процессе кормления.

4. Ограничивать ребенка в передвижении

Необходимо предоставить ребенку возможность ползать, начиная с 7 месяцев. Существует прямая связь между переключением движений в момент того, как ребенок ползет и двигательным переключением артикуляционного аппарата. Все эти процессы происходят в одной мозговой зоне. Важно, чтобы ребенок имел все условия для свободы движения — это оказывает значительное влияние на процесс его речевого развития.

5. Изучать новое, не освоив старого

Все основные методики врачей по работе с речевым развитием предполагают «возвращение» в тот возраст, когда был дефицит основополагающего пункта речевого развития. Необходимо развить те функции, которые не развивались тогда.

6. Не замечать симптомов

Если ребенок имеет симптомы нарушения речевого развития, следует немедленно обратиться к соответствующему специалисту. С ранней диагностикой больше вероятность, что лечение даст положительный результат. Кроме того, нарушения развития речи могут иметь и более серьезное последствие — отставание ребенка в психическом развитии.

Больше о развитии ребенка — в нашем канале на Яндекс.Дзене.