
Маленький актер
«Сегодня утром Вадим проснулся в дурном расположении духа. Одевался с выражением муки на лице, завтракал молча, а перед выходом на улицу стянул с головы шапку и бросил на пол. На мои просьбы поднять головной убор хмурил брови, кривил рот, а потом, страдальчески заломив руки и опустив глаза долу, прошептал: «Я так устал!» Я растерялась. Не знала, смеяться или сердиться. Надо отметить, что Вадим действительно в последнее время испытывает большие нагрузки и наверняка устал. Но разыгравшаяся сцена была похожа на скверно сыгранную роль в кино».
Марина, мама 3-летнего Вадима
Комментарий психолога
В младенчестве ребенок стремится привлечь внимание к своим потребностям в еде, отдыхе, материнской ласке, заботе с помощью плача различной интенсивности, резкости и тона. Со временем кроха понимает, что «рассказать» о своих нуждах можно и посредством мимики. В 1,5−2 года у малыша интенсивно развиваются речевые навыки, ребенок сознает, что способен не только жестами, но и словами выказывать желания и душевные переживания. Но поскольку до 3−4 лет словарный запас детей небогат, малыши путают падежи, склонения, с трудом подбирают нужные выражения, активная мимика остается большим подспорьем. Гримасы можно сравнить с восклицательными знаками, служащими усилением произносимых слов. Конечно, порой это выглядит утрированным, не-естественным, однако не стоит думать, что ребенок притворяется. С другой стороны, не принимайте подобные сцены близко к сердцу, помните, что дети этого возраста склонны преувеличенно выражать свои эмоции. Иногда мамы беспокоятся, «нормально ли» такое яркое проявление чувств? Не стоит волноваться! Экспрессивность в 2−3 года − признак психического здоровья. Представьте противоположную ситуацию: малыш с ничего не выражающим лицом. Вот это действительно тревожный звонок.
Не загоняйте внутрь!
«Первый день в саду прошел неудачно, несмотря на то что мы морально готовили Тему, объясняли, что его ждет, настраивали на позитив. Войдя в группу, Тема испугался, прижался ко мне, не хотел отпускать. Потом осмелел, подсел к ребятам. И когда я закрыла за собой дверь, Тема, по словам воспитательницы, включился в игру, был весел и доволен. Но как только я вернулась через пару часов, повис на моей шее и рыдал, громко причитая и картинно закусывая губы. Почему это произошло, ведь его никто не обижал? Как нужно реагировать на подобные сцены?»
Дарья, мама 3-летнего Темы
Комментарий психолога
Взрослые зачастую недооценивают детские переживания. То, что кажется незначительным для родителей, может быть существенным для чада. Ребенок очутился в новом месте, в незнакомой обстановке, без мамы. Вполне логично, что он растерялся и испугался, несмотря на «моральную подготовку». Пока мама не вернулась, малыш «держался», внешне спокойно играл с другими детьми. Но в душе его кипели страсти, подавленные чувства неуверенности, замешательства, удивления, ощущение одиночества. И на руках у матери малыш наконец почувствовал себя в безопасности, расслабился и дал волю эмоциям.
Возможно, с позиции взрослого, зрелого человека такая реакция казалась неадекватной. Но с точки зрения маленького ребенка, испытанная разлука с мамой – серьезный стресс, потрясение. В данной ситуации очевидна тесная душевная связь мамы и малыша: ребенок не боится открыто демонстрировать настроение, желания, внутренние порывы – вот что хорошо и важно! Это нужно ценить. Нельзя запрещать ребенку выражать эмоции. Иначе малыш зажмется, что может скверно отразиться на его психическом развитии. Например, подавленная обида или страх через некоторое время могут «вылиться» в агрессию. И родители будут недоумевать, откуда у ребенка столько негатива? Поэтому корить ребенка не стоит. Необходимо проявить чуткость к детским переживаниям, пожалеть, ласково побеседовать, утешить. Найдя поддержку со стороны взрослых, ребенок ощутит спокойствие. Тогда впоследствии ему будет не так страшно оставаться в новом коллективе без мамы. Ребенок будет уверен, что мама вернется, пожалеет и поддержит в трудную минуту.
Объяснимся?
«Катюша – веселый, общительный ребенок. Но чуть что не по ней − хмурится, поджимает губы и не говорит ни слова. На все вопросы молча отводит взгляд в сторону. Я пробовала смешить, растормошить ее – не помогает. Делала вид, что не замечаю ее надутых щек − тогда Катя принималась громко вздыхать с видом одинокой обреченности. Очень картинно. Но добиться ответа на вопрос, что не так, было невозможно!»
Лена, мама 3-летней Кати
Более 70% информации мы усваиваем через мимику и жесты. Бессознательно улавливаем невербальные сигналы, которые нам подают. Благодаря им мы понимаем скрытые мотивы и желания собеседника, то есть «читаем мысли» между строк.
Комментарий психолога
Дети в этом возрасте часто переигрывают, демонстрируя свое настроение с помощью мимики и жестов. Надо привлекать ребенка к диалогу, учить проговаривать чувства. Объясните, что вам становится досадно, когда он молча обижается, вы не понимаете, в чем дело. Задавайте наводящие вопросы: «Ты рассердилась потому, что у тебя забрали игрушку?», «Ты грустна оттого, что мы не пошли гулять?»Учите ребенка не только демонстрировать, но и называть эмоции, описывать их, давать четкое определение. Такое «проговаривание» внутренних состояний сближает, учит ребенка разбираться в чувствах других людей (и своих), контролировать душевные порывы.
Очень помогает игра «Сделай лицо», когда мама и малыш по очереди изображают гневающегося, печального, смеющегося либо удивленного человека. Или карточная игра «В мире эмоций»: игрокам раздают карточки с изображениями сказочных персонажей, по выражению их лиц и позе надо понять настроение.
Шут гороховый
«Когда Саша не умел говорить, он, как и все дети, гримасничал. Широко разевал рот и глаза, демонстрируя удивление, хлопал в ладоши и хохотал, изображая радость, кривлялся, пытаясь рассмешить. Это выглядело забавно, и мы с мужем и свекровью смеялись. Поняв, что кривляние вызывает одобрение, Саша стал гримасничать по любому поводу: на улице, в саду, в гостях. Сейчас ему 4, а он все кривляется, и это выглядит нелепо! Он похож на шута».
Татьяна, мама Саши 4 лет
Комментарий психолога
Малыши быстро понимают силу и потенциал гримас – так легко завоевывается популярность среди сверстников и внимание взрослых. Но не все дети хотят быть «шутами». Этому подвержены демонстративные малыши, жаждущие признания, желающие «блистать в обществе», вызывать восторг и восхищение. Поначалу родителей смешит харизма и талант юного комика. Но постепенно детское кривляние начинает раздражать. В попытке осадить ребенка родители нередко прибегают и к наказаниям. Но зачастую лишь усугубляют ситуацию: может появиться энурез, заикание, тики (последнее родители тоже иногда считают кривлянием – скажем, когда ребенок кривит рот), суетливые, хаотичные движения, частая смена настроений – от эйфории до меланхолической подавленности. Жажда внимания – природное качество таких детей. Подавлять ее неверно и опасно.
Превратите недостаток в достоинство. Кривляние – скрытый актерский дар, который следует использовать в нужный момент и в нужном месте. Объясните это малышу. Целенаправленно развивайте актерские способности. Разыгрывайте на публике театральные сценки. Ребенок будет получать желанное внимание, аплодисменты и постепенно успокоится.