Что происходит с мозгом ребенка, когда он играет на планшете

Вручить малышу гаджет — самый действенный способ для мам выкроить на себя пару минут. Но так ли это безопасно?

Фото
Getty Images/iStockphoto
Анна Гусева

Анна Гусева

психолог, старший преподаватель кафедры психологии университета «Синергия»

Когда мы смотрим на современных детей, кажется, что мы уже оказались внутри фантастического блокбастера! Они с трех лет разбираются в гаджетах, сами включают мультики, не научились разве что управлять техникой одной силой мысли. Но каждый новый гаджет лишает ребенка понятийного мышления. А именно — возможности рассуждать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

До 1,5 лет: отсутствие контакта с родителями и внешним миром

Это тот самый возраст, когда у агукающих крох, тянущих к маме ручки из манежа, формируется сочувствие и взаимодействие взрослого и ребенка.

Еще лет 10-15 назад детишки в этом возрасте пытались перелезть через вольер, схватить домашнего питомца за хвост или ползая на четвереньках, прицепиться к ноге мамы-папы — чем ни идеальная игрушка? Ребенок визуально, кинестетически познает мир. Что же мы видим сейчас — мамочки фиксируют детей в кресле и ставят перед ними планшет. В итоге вместо изучения мира несмышленыш прикован к экрану. Или еще худший сценарий: родители весь день возят с собой ребенка в машине по делам, слушают музыку, решают дела. А чтобы малыш не плакал, включают ему планшет. Лучше спойте ему в машине песню, комментируйте вслух все, что видите, расскажите сказку.

От 1,5 до 3 лет: проблемы с развитием речи и эмоциями

Кроме мамы, центра его Вселенной, его уже интересует песок во дворе, который можно попробовать на вкус. А какие рядом голуби, за которыми можно погоняться и обязательно разбить коленки! Ребенку просто необходимо упасть в лужу, получить подзатыльник от старшего парня во дворе, расплакаться от того, что кто-то украл его машинку. Так маленький человечек развивается эмоционально, учится говорить.

Что же происходит, если мы даем гаджет вместо того, что посадить в песочницу к другим деткам? Ребенок повторяет все из компьютера. А мамочки пугаются, почему вместо слов ребенок издает странные звуки или кривляется, как герой любимого мультика?

Страшнее, если дети не разговаривают вообще, ведь гаджет не вызывает их на диалог, да и сдачи ему не придется дать, как задире-другу. А речь — это «одежда мышления».

Фото
Getty Images

От 3 до 5 лет: задержки с развитием понятийного мышления

Того самого, которое позволяет нам сравнивать, анализировать, систематизировать.

Ребенку интересно все. Так и покажите ему, как ловко папа разводит костер или ловит рыбу. Возьмите ребенка с собой на работу и покажите, чем занимаетесь. Сводите в океанариум, зоопарк, но только не сажайте на три часа с планшетом. Ведь тогда все вопросы, что возникнут в его маленькой головке, он уже будет адресовать не вам, а гаджету. И потом не удивляйтесь, если на предложение прокатиться на велосипедах или съездить в аквапарк вы вдруг услышите: «я лучше поиграю».

Кроме того, есть и опасность развития у детей астигматизма. Ведь, когда детки смотрят в экран, их глаза неподвижны. Они сфокусированы на одной яркой картинке. Более того, такой ребенок в школе будет испытывать проблемы с чтением. Потому что для глаз это будет совсем непривычное движение.

Все это может привести к тому, что в подростковом возрасте ребенок будет проводить все время за компьютером, ни с кем не общаться, а то и вовсе объявит всему миру бойкот.

Становитесь сами лучшим другом своему ребенку, не уступая добровольно это место компьютерам. И мы помним, что для формирования здоровой личности важно эмоциональное, физическое, интеллектуальное и творческое развитие… Но что ему дают гаджеты — только интеллектуальное обогащение. А задумывались ли вы, почему урок длится 40 минут? Потому что именно столько школьник может концентрироваться. Сейчас же уже единицы детей и эти 40 минут могут усидеть на месте.

Как развивать мышление?

Придумывать самому игры для ребенка. Большинство современных игрушек продуманы от начала до конца, в то время как раньше из одной лишь палки дети делали и указку, и лук, и рогатку! Поиграйте с сыном, дочерью в то, что было интересно вам самому. Ведите активный образ жизни и приучайте к этому ребенку. Если перед работой вы успеваете забежать в спортзал, а после тяжелого трудового дня еще и в настольные игры домочадцев обыгрываете — то и ребенок начнет повторять за вами. Минимизируйте общение в телефоне дома.

Зовите в гости друзей с детьми. Общение с бабушками — дедушками это, безусловно, хорошо! Но и коммуникация со сверстниками вашему сорванцу просто необходима: они общаются на «одном языке», непонятном для взрослых.

Больше полезных материалов о развитии ребенка — на нашем канале в Яндекс.Дзен.

Комментарии

1
под именем
  • Топ
  • Все комментарии
  • Сегодня пошло 57 день как сидим дома , коронавирус. Однушка, что ещё можно сделать с ребенком 6-тм лет???!!! Все перерисовал, переиграли, перечитали, пишем, и конечно, планшет нам в помощь. И что дальше? Бассейн, футбол, садик с кружками не посещаем, музеи тоже уже не ходим, выставки детские соответственно. Что, что делать??????