Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Что такое читательский дневник и как его вести

Список для внеклассного чтения

22 апреля 20240
Что такое читательский дневник и как его вести
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Приближается лето, и вопрос «что такое читательский дневник» становится особенно актуален. Те родители, у которых ребенок только заканчивает второй класс, впервые сталкиваются с необходимостью читать летом заданный список литературы и записывать краткое содержание прочитанного в тетрадь. Рассказываем, как вести этот дневник, зачем это нужно и можно ли избежать этого сложного задания на лето.

Что такое читательский дневник

Читательский дневник — это своего рода отчет о прочитанных книгах. Он помогает не забыть краткое содержание прочитанного, автора и название произведения, общее впечатление и вывод, которые читатель сделал после прочтения. Этот дневник необходим не только детям, но и тем взрослым, кто серьезно увлечен чтением художественной литературы. Основные функции читательского дневника:

  • Зафиксировать названия книг и их авторов, чтобы не забыть, какие из них вы или ваш ребенок уже прочитали, чтобы к ним не возвращаться.

  • Отметить, сколько страниц за день ребенок успевает прочесть. Оценить, достаточно ли это для того, чтобы своевременно освоить школьную программу.

  • Сделать вывод из прочитанного, понять моральный урок, который хотел преподать автор. Суметь коротко пересказать общий смысл произведения.

  • Описать свои впечатление от книги, насколько она понравилась или не понравилась. Будете ли вы или ваш ребенок читать что-то в таком же стиле.

  • Закрепить навык письма и выражения последовательных мыслей на бумаге, где нельзя стереть и отредактировать текст, как в печатном виде.

Читательский дневник может быть как обычной тетрадью, так и специальным пособием для 1-го, 2-го, 3-го и других классов. Эти тетради продаются во многих книжных магазинах.

Как оформить читательский дневник

Что такое читательский дневник и как его вести

Прежде чем оформить читательский дневник, уточните у вашего преподавателя, как именно он должен выглядеть. Возможно, это будет обычная 12-страничная тетрадь в линейку, на обложке будет подписана фамилия ученика и его класс. Внутри каждая страница будет посвящена отдельному произведению.

Но возможен вариант, когда вас попросят купить специальную тетрадь в магазине для определенного класса, и в ней уже будут отмечены все необходимые графы. Достаточно будет только их заполнить.

Также обязательно уточните, все ли книги из списка на лето нужно прочесть, либо можно выбрать на свой вкус, нужно ли записывать краткое содержание тех произведений, который вы уже прочли самостоятельно год назад. Обычно список составляется с запасом, и ребенок физически не успеет охватить его целиком за три месяца лета.

Читательский дневник, формат А5

Читательский дневник, формат А5
Реклама. www.labirint.ru

Как вести читательский дневник

Что такое читательский дневник и как его вести
Источник:
eugene barmin

Требования в разных школах могут различаться, но в общих чертах читательский дневник строится по следующему принципу:

  • ФИО автора произведения.

  • Название произведения.

  • Год издания.

  • Издательство (может быть необязательным пунктом).

  • Художник иллюстраций произведения (может быть необязательным пунктом).

  • Число страниц.

  • Когда начал читать и когда закончил, либо сколько дней ушло на прочтение.

  • Жанр произведения (поэма, роман, рассказ и так далее).

  • Основная тема произведения.

  • Основные герои и их характеристика.

  • Оценка произведение, свои впечатления.

  • Краткое содержание (может быть необязательным пунктом).

Если же требуется раскрыть краткое содержание произведения, то для его изложения можно ориентироваться на следующий план:

  • Завязка (отвечает на вопрос «с чего началось действие?»).

  • Развитие действия (главные события истории).

  • Кульминация (важнейшее, на взгляд ребенка, событие произведения).

  • Развязка (итог, к которому пришли герои).

Что такое читательский дневник и как его вести

Образец читательского дневника

Как заполнять читательский дневник

Если у вас покупной читательский дневник для младших классов, то его заполнять еще проще, так как есть специальные графы, в которые нужно вписать информацию, а также немало подсказок. Здесь могут быть наводящие вопросы «Как ты понял действие героя?», «Кто тебе понравился, кто не понравился?». Также ученику могут предложить нарисовать рисунок по мотивам прочитанного произведения и выписать незнакомые слова, чтобы посмотреть их значение в словаре.

Основная цель читательского дневника — научиться понимать прочитанное, анализировать то, что хотел сказать автор, и выражать его в устной и письменной речи. Этот навык пригодится не только в рамках уроков литературы, а целом в учебном процессе.

Новый дневник юного читателя. С полным списком обязательной литературы

Новый дневник юного читателя. С полным списком обязательной литературы
Реклама. www.labirint.ru

Список для внеклассного чтения для начальных классов

  • П. П. Ершов — «Конёк-Горбунок»

  • Э. Н. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Фёдор, пёс и кот».

  • А. М. Волков «Волшебник изумрудного города»

  • Л. Н. Толстой «Три медведя», «Котёнок», «Булька», «Два товарища».

  • Н. Носов «Живая шляпа», «Ступеньки», «Заплатка», «Затейники», «Приключения Незнайки и его друзей»

  • А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

  • Г. Б. Остер «Вредные советы»

  • К. Г. Паустовский «Теплый хлеб», «Похождения жука-носорога», «Растрёпанный воробей», «Барсучий нос

  • М. Пришвин «Ёж», «Берестяная трубочка», «Лисичкин хлеб»

  • А. Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне»

  • А. Милн «Винни Пух и все-все-все»

  • Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави», «Отчего у верблюда горб», «Слонёнок», «Откуда взялись броненосцы»

  • Б. Заходер «Весёлые стихи», «Птичья школа»

  • С. Михалков «Про мимозу», «Дядя Стёпа», «Чистописание»

  • С. Маршак «Дремота и зевота», «Рассказ о неизвестном герое», «Детка в клетке», «Школьнику на память»

  • К. Чуковский «Доктор Айболит»

  • А. П. Чехов — «Мальчики», «Каштанка»

  • В. М. Гаршин — «Сказка о жабе и розе»

  • С. Т. Аксаков — «Аленький цветочек»

  • Л. Н. Андреев — «Кусака»

  • П. П. Бажов — «Серебряное копытце», «Хозяйка Медной горы»

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения