В Сети завирусился новый тренд — тысячи зумеров снимают ролики, в которых рассказывают, почему они не могут работать и выполнять требования. По словам представителей поколения Z, все дело в PDA (ПИТ — патологическое избегание требований), из-за которого уговорить себя сделать что-то становится настоящим испытанием.
В Сети сразу поднялась буря — многие считают, что таким образом зумеры пытаются оправдать свою лень и нежелание работать. Однако ПИТ придумали не зумеры — этот термин, а точнее тип поведения, более сорока лет назад описали психиатры. Обычно ПИТ ассоциируется с расстройствами аутистического спектра, а также другими нейроотличиями, вроде СДВГ.
«Я думала, что это тревога, оказалось — ПИТ:
1. Я паникую, когда мне что-то предлагают (потусить, погулять, пойти куда-то).
2. Я застываю, когда меня мне нужно сделать какое-то дело (прибраться, заплатить по счетам и т. д.).
3. Я подскакиваю в ужасе, когда слышу звонок или вижу текстовое сообщение».
«В наше время такого не было!», — скажете вы, и будете частично правы. В последние годы диагностика нейроотличий выросла: появилось больше данных, стали выходить книги и фильмы. Помимо этого, появились реальные примеры — все больше блогеров рассказывает о своем опыте, в котором другие люди могут обнаружить что-то знакомое и на основании этого обратиться к врачу.
И дети, и взрослые с аутизмом сталкиваются с патологическим избеганием требований. Может показаться, что взрослым чуть легче — многие из них научились маскироваться и все равно выполнять то, что от них требуется. Правда, при этом не учитываются ментальные усилия, потраченные на маскировку — именно поэтому взрослые с аутизмом чаще других выгорают.
К словам зумеров стоит прислушаться, вместо того, чтобы насмехаться над ними. Кто знает, может и вы ежедневно сталкиваетесь с патологическим избеганием требований, но не понимаете, что это такое? Рассказываем, какие требования вызывают ПИТ, а также как помочь своему ребенку (и себе), если его первая реакция на любую просьбу это «нет» и «я не буду».
Какие требования вызывают ПИТ?
Во-первых, людям с аутизмом могут не нравиться прямые требования. Например, вопросы или просьбы, исходящие от других людей, вроде: «надень обувь», «оплати счет», «подожди здесь».
Помимо прямых требований, сопротивление также вызывают косвенные или внутренние требования.
Время. Необходимость думать о точном времени прибытия и/или завершении задачи вызывает сопротивление.
Планы. Предварительное планирование может как уменьшать, так и усиливать тревогу по мере приближения даты и времени планы. При этом из-за нетерпимости к неопределенности совершать «спонтанные» поступки еще сложнее.
Вопросы. Ожидание, что от вас потребуют ответа на прямой вопрос, выводит из себя.
Решения. Сам процесс принятия решения или даже мысли о нем могут привести к так называемому «параличу возможностей».
Внутренние телесные потребности. Да, даже жажда или желание посетить туалет.
Собственные чувства или желания.
Неопределенность. Нетерпимость к неопределенности один из факторов при ПИТ, аутичный человек с ПИТ должен знать, что его ждет и иметь контроль над тем, что происходит.
Похвала. Она подразумевает ожидание того, что действие будет выполнено снова или сделано лучше в следующий раз. Именно поэтому положительное подкрепление может не сработать.
Переходы между действиями. Необходимость остановиться и переключиться на что-то другое вызывает тревогу в том, что произойдет дальше. Буквально — аутичный человек может не вставать со стула, чтобы пойти лечь спать (переход от бодрствования ко сну).
Ожидания. Как свои, так и собственные.
Сенсорная перегрузка. Слишком громко, слишком шумно, слишком все. Американский блогер Тейлор Хитон называет это «Я тебя не слышу, свет слишком яркий».
Присутствие других людей.
Любимые занятия. Не только то, что не нравится, вызывает избегание, но даже то, что нравится, вроде хобби и встреч с друзьями.
Кроме того, существуют требования внутри требований. Например, у нас есть большое требование — поход в кино. Внутри него скрывается множество мелких: нужно сидеть на месте, не шуметь, реагировать соответственно, быть рядом с другими людьми и так далее. И конечно, бесконечное количество повседневных «я должен»: вставать, умываться, чистить зубы, одеваться, есть, готовить, прибираться, учиться, работать, спать — список можно продолжать бесконечно.
Как помочь ребенку или подростку с ПИТ
Любой родитель беспокоится о своем ребенке и хочет, чтобы в жизни ему приходилось сталкиваться с меньшим количеством трудностей. В случае с ПИТ эта задача кажется практически нереальной, однако существуют несколько вещей, которые вы можете делать, чтобы упростить ребенку жизнь.
Думайте наперед
Проверьте расписание на предстоящий день или неделю и попробуйте предугадать, с чем вашему ребёнку может быть сложно справиться. Выявление потенциальных триггеров позволит заранее подумать о стратегии. Составьте список действий, которые могут отвлечь ребенка и заставить его почувствовать себя лучше, когда он тревожится или переживает кризис.
Составляйте расписание вместе
Детям с аутизмом очень важны распорядок дня и планирование для того, чтобы чувствовать себя спокойно. Ребенок должен знать, что произойдет дальше: это дает ему ощущение контроля и время на обработку информации.
Если ребенок уже достаточно взрослый, вы можете работать над расписанием вместе, позволяя ему самому вносить или зачеркивать пункты. Так вы поможете ему почувствовать независимость. Лучше всего для аутичных детей работают визуальные расписания.
Следите за уровнем стресса
Вы могли заметить, что настроение и поведение ребенка с ПИТ могут менять очень быстро. Вам необходимо научиться узнавать первые признаки того, что ребенок испытывает чрезмерный стресс, чтобы вы могли вывести его из ситуации, отвлечь или снизить предъявляемые требования.
Когда ребенок станет старше, полезно научить его распознавать свой собственный уровень стресса, чтобы иметь возможность о нем сообщить.
Дайте ему пространство
Детям с ПИТ может быть трудно регулировать свои эмоции. Убедитесь, что что дома и в школе есть отдельное место, куда ребенок может пойти, чтобы успокоиться. Это пространство не должно быть заполнено большим количеством предметов, которые могут вызвать сенсорную перегрузку. Заранее поговорите об этом со школьными учителями или воспитателями в детском саду.
Сохраняйте спокойствие
Когда ребенок тревожится и паникует, ему необходимо, чтобы взрослые рядом создавали ощущения покоя и безопасности. Поэтому необходимо уметь регулировать свои собственные эмоции, чтобы помочь ребенку выйти из кризиса. Попробуйте медленно дышать и считать про себя прежде, чем вы отреагируете на ребенка, чтобы не напугать и не усилить его беспокойство.
Как требовать без требований
Так или иначе, вам все равно придется просить ребенка об определенных вещах или требовать, чтобы он соблюдал социальные нормы и правила. Для того, чтобы вызывать у него меньше сопротивления и фрустрации, используйте следующие стратегии.
1. Говорите косвенно
Когда вы используете косвенные просьбы, ребенок воспринимает их не как требование, а как новое занятие. Например, «Давай посмотрим, получится ли у нас» вместо «Ты должен сделать это». В целом, постарайтесь избегать формулировок, начинающихся со слов «Тебе пора» или «Ты должен».
2. Дайте ему время
На обработку информации необходимо время, поэтому вы можете проговорить то, что вы хотели бы сделать и дать ребенку время на осмысление. Например, вы даете своих детям общение задание — позвольте аутичному ребенку некоторое время понаблюдать за другими, чтобы у него была возможность заинтересоваться действием самостоятельно.
3. Используйте интересы ребенка
Важно знать своего ребенка и знать, чем он интересуется. С помощью любимых персонажей или элементов игры вы можете сделать требование менее явным или обезличить его. Например, если ваш ребенок увлекается фильмами о Гарри Поттере, вы можете сказать: «Профессор Дамблдор говорит, что в школе такие правила». Кто мы такие, чтобы спорить с профессором Дамблдором?
4. Предлагайте выбор
Вы можете предложить ребенку простой выбор (два варианта и все, иначе вас ждет «паралич возможностей»). В этом случае одно действие должно выступать как данность, а у ребенка может быть выбор, как к этому действию подступиться. Например: «Когда мы пойдем гулять, ты хочешь держать меня за руки или идти с друзьями?». Вы в любом случае идете гулять, но у ребенка появляется выбор, как именно и с кем
