Молодые люди все чаще жалуются на то, что им не хватает места, где можно было бы просто поболтать с друзьями — и для этого не требовалось бы платить за вход или за коктейль. О тенденции, обострившейся после пандемии коронавирусной инфекции, сообщают американские социологи, пишет
Что такое «третье место»
О «третьих местах» в 1980-х годах заговорил социолог Рэй Ольденбург — он утверждал, что они необходимы в любом сообществе. «Первым» и «вторым» местом принято считать дом и офис, но за их пределами должно быть еще одно — где люди общаются, занимаются саморазвитием или любимым хобби.
Библиотеки, книжные магазины, парки, кофейни, площадки для выгула собак и даже церкви можно с полным правом считать местами, которые сплочают людей. «Третье место» обычно открыто и доступно для самых разных категорий людей, оно либо бесплатное, либо вход стоит копейки.
Ричард Кайт, профессор этики в Университете Витербо в Висконсине, отмечает, что в «третье место» можно зайти как есть, запросто — «туда не пойдешь, чтобы других посмотреть и себя показать».
В книге 2000 года «Боулинг в одиночку: крах и возрождение американского сообщества» политолог Роберт Д. Патнэм выдвигал гипотезу о том, что американцы променяли свои традиционные «третьи места» — церкви, общественные клубы и клубы по боулингу — на время, проведенное в одиночестве.
В интервью The New York Times он отмечал, что люди становятся все более социально изолированными, проводят меньше времени с друзьями и больше времени дома в одиночестве. Среди причин — возросшая доля виртуального общения, онлайн-контента и постепенное исчезновение «третьих мест». Люди воспринимаются сегодня прежде всего как потребители, которые должны оставить энную сумму за посещение какого-либо места.
Сильно повлияла на ситуацию и пандемия COVID — так как люди стали чаще работать дома, по сути, сливая «первое» место со «вторым» и изолируясь еще больше. Социологи утверждают, что еще 10 лет назад мы проводили с друзьями в два раза больше времени — в среднем 6,5 часов в неделю.
Что говорят молодые люди
Кайла Прауэлл, 23-летняя девушка из Филадельфии, признается, что ей часто хочется сходить туда, где не нужно ничего покупать — а можно просто хорошо провести время.
«В детстве я ходила в кружки вязания и любителей природы, на занятия по танцами, и все это после школы, — вспоминает она. — Не знаю, связано ли это с моим возрастом, но теперь требуется гораздо больше усилий, чтобы найти такие пространства».
Бриана Райни, 32-летняя писательница из Сент-Луиса, находится в похожей ситуации. Когда она заканчивает работу, ей бы хотелось провести время в офлайн-месте, где не взимается непомерная плата за вход или где не нужно покупать алкоголь.
«Я начала ходить в бары с бильярдными столами и дартсом, просто чтобы чем-то заняться. Я даже приносила в бары настольные игры», — говорят она.
Представители поколения Z и миллениалы так же очень хорошо понимают, что такое быть постоянно онлайн — но при этом чувствовать себя очень одинокими. Неудивительно — в виртуальной среде заводить новых друзей и поддерживать старые связи сложнее. Впрочем, некоторые форумы и чаты также можно воспринимать как «третьи места», где люди находят единомышленников.
Однако, говорят социологи, несмотря на то, что представители поколения Z, по сути, выросли как «цифровые аборигены», многие начинают все больше склоняться к офлайн-активностям, посещая, например, кинофестивали, мастер-классы и предпочитая маркетплейсам торговые центры.
Главная причина же заключается в том, что технологии делают нас более независимыми и менее взаимозависимыми. Мы можем бронировать поездки, делать покупки, развлекаться, пользоваться банковскими услугами, посещать врача и заниматься спортом, не выходя из дома — но какой ценой?
«С каждым годом мы видимо, что у нас все меньше социального взаимодействия, а знакомство с людьми вне дома и работы не происходит само по себе, — говорит Ричард Кайт. — Чтобы встретиться с кем-то, мы должны это запланировать».
Как бы то ни было, проблемой отсутствия «третьих мест» должны заниматься, скорее, местные власти, градозащитники и архитекторы — создавая точки притяжения в городе, в которых человек становится чем-то больше, чем покупателем. Вероятно, тогда проблема одиночества перестанет быть настолько острой.
А для вас актуален поиск «третьего места»?
- 75.0%Да
- 25.0%Нет