Чему должен научиться малыш с года до четырех лет

Кроха подрос, и забавный лепет сменился «взрослыми» разговорами, а робкие шаги — ловкой беготней. Все это стало возможно благодаря тому, что нервная система ребенка постепенно развивалась.

Фото
Getty Images/Johner RF
ТАТЬЯНА ШВАБРИНА

ТАТЬЯНА ШВАБРИНА

Детский невролог

Нервная система самых маленьких похожа на компьютер без операционной системы: все необходимые детали есть, а вот программа, которая запускает работу машины, еще не отлажена. У новорожденного малыша уже сформированы все отделы нервной системы (головной и спинной мозг, периферические нервы, проводящие импульсы к мышцам и органам и обратно), но ее структуры еще не созрели, да и связи между участками пока не установлены. Постепенно решить все эти важные задачи нервная система должна к концу первого года жизни.

Следующий этап — наладка программы. Все участники нервной системы вступают в активную работу, связи между отделами улучшаются, налаживается координация движений, чувство равновесия, моторика. Результаты этих усовершенствований замечают все вокруг: кроха начинает ходить, говорить, становится все более ловким и умелым.

Что умеет малыш?

1 год

  • Самостоятельно ходит, приседает, встает, может забраться на стул.

  • Подолгу лепечет; выговаривает десяток слов; подражает звукам; повторяет слова за взрослыми.

  • Узнает предметы на картинке; показывает части своего тела.

  • Собирает пирамидку, открывает и закрывает коробки.

2 года

  • Ходит, бегает, может сам подняться и спуститься с лестницы.

  • Способен сдерживаться, когда хочет в туалет; пользуется горшком.

  • Говорит простые предложения; знает около сотни слов.

  • Четко видит, определяет на глаз расстояние.

  • Умеет одеваться и раздеваться.

  • Пользуется ложкой и расческой по назначению.

  • Держит карандаш, рисует, лепит.

3 года

  • Много двигается, бегает, прыгает.

  • Без умолку говорит, задает много вопросов; словарный запас достигает 250–300 слов; в речи появляется слово «я».

  • Общается с другими детьми.

  • Знает свое имя и фамилию; запоминает простые стихи и мелодии; рассматривает рисунки в книгах; слушает рассказы по картинкам.

  • Способен сосредоточиться на 5–10 минут; может ненадолго занять себя самостоятельно.

4 года

  • Танцует; уверенно координирует движения рук и ног.

  • Становится более выносливым, может гулять подолгу.

  • Свободно говорит; использует сложные предложения, речь становится более образной.

Комментарии

0
под именем